12
ТЕМА: УЧИТЕЛЬСТВО КАК ФЕНОМЕН
ДУХОВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА
План
1. Важность духовного наставничества в школе.
2. Учебная работа по истории: духовно-нравственные компоненты
3. Примеры духовно-нравственного потенциала внеклассной работы по истории
4. Духовное наполнение учебной работы по обществознанию.
5. Примеры духовно-нравственной направленности внеклассной работы по обществознанию.
Если б не было Учителя,
То и не было б, наверное,
Ни Шекспира, ни Коперника,
Ни поэта, ни мыслителя.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен,
Потому нам всем и дорого
Имя нашего Учителя
Вероника Тушнова
1. Система школьного образования претерпела за последние 350 лет длительную эволюцию. Вместо привилегии «избранных» образование (по крайней мере, школьное) стало всеобщей необходимостью. Из «пассивной», «инертной» массы слушателей школьники превратились в полноценных участников процесса обучения. Значительно возросла роль обратной связи, а также интерактивного взаимодействия (по линии «ученик-ученик»). В ХХ в. образование подверглось влиянию «холодной войны». В учебных заведениях капиталистического и социалистического блоков формировались типы личности, которые значительно отличались друг от друга. Именно тогда особенно остро встала проблема соотношения учительства и духовного наставничества. Она сохраняет свою актуальность и ныне, особенно в условиях продолжающейся информационной войны.
Действительно, еще Д.И. Менделеев отмечал: «Знания без воспитания – что меч в руках сумасшедшего» [1]. Изначально в школах ученикам только сообщалась определенная система знаний, формировались умения и навыки, нужные для жизни и успешной самореализации в обществе. Но почти сразу после возникновения школьное образование стало наполняться и духовно-нравственными компонентами. Один из самых ранних известных примеров успешного действия духовно-нравственных компонентов образования – полулегендарная история путешествия афинского учителя в Спарту.
Как известно, общественный строй Афин и Спарты существенно различался. Если в Афинах целенаправленно строили демократию (правда, рабовладельческую) с республиканской формой правления, то в Спарте была монархия (причем одновременно правили 2 царя из разных династий) с олигархическим режимом (роль народного собрания была совещательной, наибольшим влиянием пользовался совет старейшин – герусия и «надзирающая» коллегия эфоров). Крайне жестокому угнетению подвергались илоты («рабы общины») только на том основании, что их предки дольше и упорнее всех сопротивлялись дорийскому завоеванию.
Илоты часто восставали, поэтому спартиаты постоянно оттачивали военное мастерство, по сути, их государство было сплошным военным лагерем. Однако (при всем внимании к военному делу) с некоторыми восстаниями илотов спартиаты не могли справиться самостоятельно. Однажды во время такой кризисной ситуации власти Спарты обратились за помощью к Афинам. Элита «самого демократического» полиса помощь прислала – всего лишь одного человека. Это был Учитель, причем хромой. Спартиаты вначале пришли в ярость, потом упали духом (ведь рассчитывали они на несколько тысяч воинов). Однако Учитель произнес такую эмоциональную речь, что спартанское войско воспрянуло духом и всего в одном сражении полностью разгромило восставших. Думается, комментарии излишни.
2. Духовное наставничество нужно нашим детям¸ как воздух. Пушки и минометы умолкли на Донбассе с февраля 2015 г. Но расслабляться нельзя. Ведь обработка массового сознания, в частности, враждебными Интернет-ресурсами и др. СМИ может оказать вред не меньший, чем бомбы и пули. Ведь под прицелом оказывается психологически не окрепшая эмоциональная сфера молодого поколения.
Проф. О.Ф. Турянская справедливо считает, что исторические (и обществоведческие) факты, события, процессы должны напрямую касаться души и сердца детей, должны создаваться условия для переживания этой информации или как «личной трагедии», или как «оснований для личной гордости».
Так уж повелось, что в анналах истории остаются имена королей, а не пахарей, полководцев, а не солдат (за редкими исключениями), инженеров, а не рабочих, которые за станками претворяли их замыслы в жизнь, авторов шедевров искусства, а не зрителей. Это закономерно и довольно справедливо. Ведь история знает множество примеров, когда выдающиеся личности изменяли целые сферы общественной жизни. Вот почему благодатную почву для духовного обогащения школьников дает материал, связанный с оценкой деятельности исторических личностей. Причем особый акцент целесообразно делать на конкретных поступках.
Неудивительно, что этот компонент исторического образования хорошо разработан, насыщен и подается в учебниках намного интереснее, чем, скажем, сведения об экономике. Одна из форм соответствующей работы учеников (особенно в ходе подготовки одаренных детей к Олимпиадам) – составление исторических портретов. Они создаются по определенному плану. Среди завершающих пунктов этого плана присутствует оценка исторического деятеля (сначала приводятся точки зрения историков, как минимум, авторов школьных учебников, потом дается своя собственная). Но здесь учителя сталкиваются с определенными проблемами. Так, например, часть ученых считает, что задача исторической науки – только воспроизводство достоверных фактов. Труд историка в этой связи сравнивается с трудом ремесленника [2]. Сторонники другой точки зрения (которая и преобладает) считают, что оценки фактам, событиям, персоналиям прошлого давать не просто можно, а нужно.
И школьников надо приучать делать это грамотно. Опыт работы учителя истории свидетельствует, что детям целесообразно предложить 2 «шкалы» оценивания деятельности исторических личностей. Одна шкала представляет общечеловеческие ценности. Градация в ней «хорошо – плохо». Другая шкала презентует интересы государства. Здесь оценка идет по линии «полезно – вредно». Приведем несколько примеров.
Как известно, княгиня Ольга в 946 г. в ответ на убийство своего мужа, князя Игоря, разрушила столицу древлян – Искоростень. В пожаре погибло ок. 5000 чел., в т. ч. безвинных женщин, стариков и детей. С общечеловеческой (моральной) точки зрения массовое убийство – это зло, тяжкий грех. Но с государственной точки зрения эта акция была оправдана и полезна. Месть в те времена была моральным долгом. Когда княгиню Ольгу стали бояться, стали считаться и с её державой. Такая страшная мера, по сути, предотвратила распад государства.
Выдающийся реформатор, московский царь и первый российский император Петр І Великий был виновен в смерти своего сына, цесаревича Алексея. Конфликт между ними имел давние истоки и содержал как глубоко личные, так и общественные компоненты. С морально-этических позиций детоубийство – это также зло и очень тяжкий грех. Но с точки зрения государственного мужа злодеяние Петра Алексеевича было полезно для будущего развития России. Ведь царевич питал глубокую обиду на отца из-за его развода с матерью и стремился все сделать наоборот. Унаследуй престол он, все Петровские реформы сошли бы на нет.
Подобный дуализм прослеживается и в методах восставших декабристов. Они намеревались захватить зимний дворец, арестовать царскую семью и принудить императора дать народу конституцию. Причем изначально все это планировалось против Александра І – царя, победившего Наполеона и одним из первых облегчившего положение крепостных. Единственной их жертвой стал прославленный и очень уважаемый генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, которого правительство послало для переговоров.
Согласно закону, декабристы совершили тяжкое преступление – государственную измену и убийство. Но это было продиктовано добрыми намерениями. И если бы намерения лидеров восставших были претворены в жизнь, России открылся бы путь к социальному (и, следовательно, экономическому) прогрессу.
Работа с этими и др. фактами из жизни исторических личностей имеет для учащихся большой дидактический и воспитательный потенциал. Так, школьники учатся мыслить категориями государственных и политических деятелей. Это развивает у них не только аналитическое мышление, но и творческое воображение. Сопоставляя морально-нравственную и государственно-политическую оценку одного и того же события / факта / действия, ученики приходят к выводу, что часто эти оценки находятся в остром противоречии друг с другом. Следующий вывод, к которому приходят школьники: в мире политики нет места для морали (или же она в весьма невысокой цене и никак не может играть там роль движущей силы).
Также учащиеся осознают высочайший уровень ответственности, который лежит на плечах политических лидеров. Ведь правители заботятся не только о спасении своей души, но и о благополучии всего народа. И если для спасения страны нужно запятнать свою совесть, выбор очевиден. Важно чтобы ученики это поняли. Наконец, успешная работа в данном направлении способствует выработке у школьников аксиологической компетентности. Это способствует формированию зрелых личностей и воспитанию достойных граждан.
3. Внеклассная работа по истории дает еще больше возможностей для духовного наставничества. Приведем пример – литературно-музыкальная композиция «Дорогами предков», показанная на сцене СШ № 1 в ноябре 2017 г. Этот год выдался богатым на юбилейные даты из истории как донского, так и запорожского казачества.
Известно, что казаки часто восставали против государственной власти, их «вольница» часто шла вразрез с политикой правителей. Но в критические моменты они смело вставали на защиту Отечества, забывая о серьезных противоречиях с властью.
При подготовке и проведении мероприятия ставились такие цели:
1) Углубить и расширить представления учеников о казачестве как неотъемлемой части истории и культуры нашего края, защитниках Отечества и православной веры, привлечь внимание к юбилейным датам по истории донского и запорожского казачества, почтить память Ермака Тимофеевича, Дмитрия Вишневецкого, Петра Сагайдачного, Степана Разина, Юрия Кульчицкого, Стефании Абакумовой и всех наших предков из казачьего рода, стоявших на защите родной земли.
2) Развивать творческие способности учеников (умение перевоплощаться, изготавливать реквизит, выступать на сцене), работать в команде. Укреплять социокультурную идентичность, основанную на нравственных заветах предков, их славных достижениях как на поле брани, так и в мирное время.
3) Воспитывать уважение к исторической памяти, традициям и обычаям, патриотизм, гуманизм, активную жизненную позицию.
Для инсценировки были отобраны следующие социально-исторические темы и эпизоды (приводим их не в хронологической последовательности, а в порядке инсценировки)
Таблица 1
№ п/п | Название | Сущность |
1. | Кто и зачем шел в казаки | На конкретных примерах иллюстрируется механизм пополнения социальной базы казачьего сословия |
2. | Духовное подвижничество Петра Сагайдачного | Рассказывается о восстановлении православной церковной иерархии на украинских землях, подконтрольных Речи Посполитой |
3. | Дума про Байду | Легенда о последних днях жизни основателя первой Запорожской Сечи |
4. | Покорители Сибири | Экспедиция Ермака Тимофеевича |
5. | Как казак Европу кофе напоил | Подвиг Юрия Кульчицкого, который в 1683 г. добыл разведданные, бесценные для обороны Вены, а также открыл секрет кофе и придумал рецепт австрийского меланжа, благодаря которому кофе стал любимым напитком миллионов европейцев |
6. | Жанна Д′Арк с Северского Донца | Полулегендарный эпизод обороны крепости Городок на Подонцовье (нач. XVIII в.). После гибели полковника Абакумова оборону возглавила его вдова, Стефания. Нападавшие татары были разгромлены. Стефания сподобилась аудиенции у Петра Великого. А её подарок – 2 ведра каменного угля – побудил (согласно легенде) императора отправить ученых на разведку полезных ископаемых нашего региона |
Участники мероприятия пришли к следующим выводам. Казаки сыграли в истории нашей Родины выдающуюся роль. Бассейны Днепра и Дона, Кубань и Закавказье, Поволжье, Урал и Сибирь – судьба этих земель сложилась бы по-другому, если бы не героизм и творческая созидательная энергия казаков. Мы слишком долго позволяли дать себе забыть, кто мы, кто наши предки. Их славные деяния побуждают нас соответствовать этому героическому наследию и в наше непростое время.
4. Намного меньше пока что нашими практикующими педагогами изучен духовно-нравственный потенциал обществознания. Так, в 8 и 10 классах программой предусмотрено изучение разделов по духовной культуре. Каждая тема данного раздела имеет большой потенциал. Для примера возьмем проблему морального выбора. Она может быть плодотворно обработана как на специальном уроке в середине темы, так и на уроке обобщения.
Приведем пример работы в группах, когда в роли «импульса» выступает дидактическое средство – видеосюжет, а конкретно – фрагмент из телесериала «17 мгновений весны»
Класс: 8.
Тема, по которой проводится обобщение: сфера духовной культуры.
Тип урока (по ФГОС): урок общеметодологической направленности (по старой классификации – урок обобщения).
Форма урока (предполагаемая): урок-дискуссия (в несколько стадий).
Прием обучения, под который может быть подведена работа с видеосюжетом: деловая игра «Точка зрения».
Этапы урока, на которых может быть использована работа с видео:
актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
закрепления с проговариванием во внешней речи (предпочтительнее именно этот).
Проблема, поднимаемая в видеосюжете: моральный выбор (с далеко идущими последствиями).
Содержание сюжета: допрос радистки Кэт в т/с «17 мгновений весны».
Вопросы для работы в группах:
Первая группа: в чем состоит моральный выбор радистки Кэт? Каковы последствия выбора в каждом из двух случаев? Как бы Вы поступили на месте героини? Можно ли было избежать попадания в такую ситуацию?
Вторая группа: Кто еще, кроме Кэт, делает моральный выбор? (Речь идет о Хельмуте). В чем суть выбора этого человека? Как бы Вы поступили на его месте?
Третья группа: рассуждение аксиологической направленности. Есть ли место морали на войне? Можно ли проследить взаимосвязь между соблюдением принципиальных моральных норм и достижением победы в военном конфликте? Приведите примеры.
(Ожидаемый вариант ответа: на 1-й взгляд, места морали на войне быть не может. Однако это мнение обманчиво. Принципы, которые действуют: верность долгу и присяге, взаимовыручка между бойцами, гуманность в обращении с военнопленными и мирными жителями. Взаимосвязь между соблюдением морали и победой есть. Фашисты показали себя нелюдями, это значительно усилило масштабы и упорность Сопротивления им. Красная Армия, наоборот, позиционировала себя как освободительную силу. «Варварство» по отношению к немцам не проявлялось, оно было запрещено на всех уровнях. Народы освобожденной Европы оценили это, но после распада СССР и расширения НАТО на Восток быстро забыли уроки истории).
Четвертая группа: «наблюдатели» или вообще «жюри». Им нужно будет оценить выступления всех трех групп. Критерии: соответствие ответа теме, аргументированность, свобода изложения (и даже «артистизм»).
Предполагаемый общий вывод от этой части занятия: моральный выбор – одна из острейших проблем в повседневной жизни человека. Бывает, что на чашах весов оказываются, с одной стороны – судьбы Родины, с другой – доля самого близкого тебе человека. К сожалению, нас почти не учат делать такой выбор. А ответственность за него огромна, причем не только перед своей совестью.
Также остро, динамично и эмоционально насыщенно можно подать темы, связанные с религией, образованием, искусством.
5. И, конечно же, остро дискуссионной (при правильном преподнесении) может стать тема, посвященная науке. Приведем пример из внеклассной работы. Одним из важных её направлений в специализированных школах является организация встреч старшеклассников с профессиональными учеными. В первой школе г. Луганска, где автор работает по совместительству, в феврале 2021 г. состоялась лекция на тему: «Социальная ответственность науки в начале ХХІ века».
Лекция проходила в режиме живого общения представителей разных поколений. Перед приглашением на сцену лектора чтецы-старшеклассники обеспечили эмоциональный настрой на проблему, продекламировав поэтическое вступление, в котором давался лаконичный обзор развития науки за 2,5 тысячи лет.
Приглашенный ученый-гуманитарий, опираясь на конкретные факты и тенденции развития науки в последние десятилетия, представил свое видение проблемы ответственности деятелей науки перед социумом. По мнению лектора, несмотря на ряд сенсационных открытий и выдающихся изобретений, из технического прогресса постепенно уходит компонент высокой духовности. И академическая, и прикладная наука все больше привязывается к нуждам крупного бизнеса и обороны государств (особенно в условиях сочетания глобализации с ростом локальных конфликтов). Между тем ряд глобальных научных проектов, рассчитанных на будущее (особенно освоение космоса и внедрение альтернативных источников энергии) сильно тормозится.
Не все согласились с такой интерпретацией вопроса. Как результат, в конце мероприятия разгорелась дискуссия, в которую были вовлечены как ученики, так и присутствующие в зале учителя-предметники. В итоге все согласились, что надо продолжить комплексную разработку затронутой темы, причем продолжить анализ вполне способны сами ученики (под чутким руководством опытных педагогов). Из этого может родиться ряд весьма оригинальных ученических докладов на следующие «Дни науки».
Завершилось мероприятие проведением социологического опроса в форме анкетирования, призванного определить ценностное отношение зрительской аудитории к современной науке. Результаты опроса, подсчитанные позже, показали, что далеко не все респонденты верят в созидательный потенциал науки, а уж тем более считают её движущей силой общественного развития.
Подводя итоги, предлагаю вниманию слушателей курсов таблицу, иллюстрирующую взаимосвязь содержательных компонентов, методов и форм работы с детьми по истории и обществознанию, в которых ярко проявляется духовно-нравственная направленность.
Таблица 2
Предмет, работа | Содержательные компоненты | Методы работы | Формы работы |
История (учебная) | Примеры исторических личностей | 1) Педагогический рассказ (учителя). 2) Анализ документов (официальных, мемуаров, материалов прессы, памятников худ. лит. и др.). | 1) Нестандартные уроки. 2) Творческие домашние задания. |
История (внеклас-сная) | Юбилейные даты, связанные с войной, трудовыми и культурными достижениями | 1) Демонстрация презентаций, видео- и аудиофайлов. 2) Дискуссия. 3) Социологический опрос (анкетирование, интервью, в т.ч. записанное на носители). | Внеклассные мероприятия самой разной направленности, в т.ч.: 1) Линейки. 2) Классные часы. 3) Уроки мужества и др. |
Общество-знание (учебная) | Изучение социальных норм, социальных институтов, форм общественного сознания (морали, религии, науки) | 1) Эвристическая беседа. 2) Подготовка и защита творческих проектов (индивидуальных и групповых). 3) Дебаты. | 1) Уроки-практикумы. 2) Уроки общеметодо-логической направленности. 3) Творческие домашние задания. |
Общество-знание (внеклассная) | «Погружение в проблему», в т.ч. приобщение к условиям деятельности, традициям и быту различных социально-профессиональных и этнонациональных групп | 1) Демонстрация презентаций, видео- и аудиофайлов. 2) Моделирование (изготовление реквизитов, костюмов для школьных мероприятий). | 1) Литературно-музыкальные композиции. 2) Школьные спектакли. 3) Учебные экскурсии. 4) Посещение театров, филармонии, дворцов культуры. 5) Организация встреч с выдающимися деятелями нашего края. |
Таким образом, психолого-педагогическая значимость духовного наставничества учителей в отношении подрастающего поколения бесспорна. Приведенные нами примеры из учебной и внеклассной работы по истории и обществознанию призваны послужить ориентирами для активизации соответствующей деятельности в школах, где работают слушатели курсов. Эта работа особенно важна в условиях, когда школьники, вернувшиеся в свой «второй дом» после почти годичного дистанционного взаимодействия с педагогами, заново учатся учиться.
Литература
1. Инновационные трансдисциплинарные технологии в системе образования: Концепция. Методическое пособие / Шелюто В.М., Козаченко Е.В., Левченко А.Е., Рудь М.В., Бережная Н.А. – Луганск : Луганский национальный университет имени Владимира Даля, 2018. – 52 с.
2. Коденко К.В. Социальная ответственность ученого и этос современной науки / К.В. Коденко // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2011. – № 1. – С. 210–215.
3. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/185/37185/14198. – Загл. с экрана. – Дата обращения : 20.01.2021.
4. Турянская О.Ф. Теория и практика личностно ориентированного обучения истории в школе: монография / Ольга Федоровна Турянская. – Луганск : ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2008. – 496 с.