Короткова В.А.,
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 44 г.Хабаровск
Удовлетворенность классным коллективом как фактор комфортной школьной среды (10а, 10б класс)
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать
самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».
В.А. Караковский
Принцип психологической комфортности провозглашается современной педагогикой одним из важнейших принципов образования. Важным фактором для эффективного обучения и развития ребенка является его эмоциональное состояние, взаимодействие с учителями и одноклассниками.
Этот принцип предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке атмосферы «как дома», которая создает ощущение уверенности, успешности, продвижения вперед.
Психологическими исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6 – 16 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
"Толковый словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу, грубость.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутри школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Не все обучающиеся являются успешными в учебной деятельности, не все умеют ставить и добиваться намеченных целей, но каждый ребенок желает видеть рядом с собой верных друзей; добрых, отзывчивых учителей; а учиться в самой лучшей школе, на самых увлекательных уроках.
С целью изучения комфортности школьной среды в целом и диагностики адаптации в старшем звене в декабре 2019 г среди учащихся параллели 10-х классов проведено исследование удовлетворенности классным коллективом. В исследовании приняли участие 52 респондента (10А – 28 человек, 10Б – 24 человека). Учащимся предложено ответить на 5 вопросов об их отношении к классному коллективу, используя 6 ранжированных вариантов.
Высокую степень удовлетворенности, характеризующуюся как «Классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ученика, он дорожит взаимоотношениями с остальными учениками класса», показали 82% (10А) и 100% (10Б).
Среднюю степень удовлетворенности, характеризующуюся как «Ученик хорошо адаптирован в классном коллективе, атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для подростка», показали 18% 5 учащихся (10А).
Низкая степень удовлетворенности, характеризующаяся «нейтральным отношением к коллективу, наличие не благоприятных зон взаимоотношений. Явное желание отдалиться от коллектива либо изменить свое отношение к нему» не зарегистрировано.
Дезадаптация, как «негативное отношение к классу, неудовлетворенность своим положением и ролью в нем» не зарегистрировано.
После обработки получены следующие результаты, представленные на диаграмме 1.
Степень удовлетворенности классным коллективом учащихся 10А и 10Б
2019-20 уч.год
В сравнении с результатами прошлого учебного года (2018-19гг) можно отметить более высокую степень удовлетворенности учащихся классными коллективами, в которых им предстоит обучаться два последующих года.
Анализируя данные по гендерному признаку, можно сказать, что девушки (15 чел) 10А класса чувствуют себя более комфортно (22б), чем юноши (13 чел) (19,7б). В среднем учащиеся 10А «чувствуют себя на 21б», что соответствует высокому уровню комфортности.
В 10Б «самочувствие» девушек (12 чел) и юношей (12 чел) практически на одном уровне (21-22б). В целом по классному коллективу результат относится к высокой степени комфортности.
В графическом виде анализ представлен на диаграмме 2.
Как обычно, особенный интерес представляет анализ качественного содержания ответов на вопросы анкеты.
Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
10А (4,3б): участвую в большинстве видов деятельности
10Б (4,5б): чувствую себя членом класса, частью коллектива
Перешли бы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
10А (4,3б): скорее всего, остался бы в своем классе
10Б (4,3б): скорее всего, остался бы в своем классе
Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
10А (4,1б): лучше, чем в большинстве классов
10Б (4,5б): лучше, чем в любом другом классе
Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
10А (4,5б): лучше, чем в любом другом классе
10Б (4,3б): лучше, чем в большинстве классов
Каково отношение учеников к учебе в классе?
10А (3,6б): лучше, чем в большинстве классов
10Б (3,8б): лучше, чем в большинстве классов
В графическом виде качественный анализ представлен на диаграмме 3.
Резюме: комплексный анализ качественных и количественных параметров позволяет сделать вывод о достаточно благополучной, комфортной ситуации, складывающейся в классах десятой параллели. Средние показатели обоих классов относятся к нормальным и желательным для педагогов и учеников. Наименьшие баллы выставлены по вопросу об отношении к учёбе. Принимая во внимание мотивированность учащихся на получение среднего образования, обучение с учетом профессиональной (профильной) направленности, этот факт является точкой приложения педагогических усилий и вектором развития классного коллектива. Наивысшие баллы выставлены в вопросе о взаимоотношениях с классным руководителем (Семенчева В.А., Трофимова И.Н.), подтверждает мысль о том, что именно классному руководителю возможно формировать ученический коллектив таким образом, чтобы подростки чувствовали себя услышанными, защищенными, понимаемыми, в общем, как говорят ученики – «на одной волне». Результаты исследования позволяют сделать вывод об успешном прохождении адаптационного периода в старшей школе и выразить надежду, что комфортная школьная среда станет залогом успешного окончания школьного этапа образования.