26 апреля 1564 – 23 апреля 1616 гг.
• Родился: 26 апреля 1564 г., Стратфорд на Эйвоне, Уорикшир, Англия • Умер: 23 апреля 1616 г. (51 год), Стратфорд на Эйвоне, Уорикшир, Англия
- Точное время рождения Шекспира неизвестно. Единственное, что сумели раскопать историки, это дата его крещения – 26 апреля 1564 года в городе Стратдорф-на-Эйвоне, Англия. Большинство исследователей убеждены, что Шекспира крестили согласно тогдашней традиции, через три дня после его рождения. Поэтому весь мир отмечает день рождения Шекспира 23 апреля.
-
- Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне.
- Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне.
- Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне.
- Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне.
- Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне.
Слово учителя
История создания трагедии «Гамлет»
Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.
За основу взял скандинавскую сагу о датском принце Гамлете, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.
Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»
Шекспир творил во время царствования Елизаветы (1558— 1603), когда в стране интенсивно развивались торговля и промышленность, укреплялась после победы над Испанией международная позиция Англии, расширялись ее колониальные владения.
Гениальные произведения Шекспира отличаются художественным мастерством, величайшей душевной чуткостью и умом, глубоким, проницательным и блестящим.
Великолепное мастерство в изображении всепоглощающих и очень тонких чувств, необычайная широта в создании характеров сочетаются в драматургии Шекспира с поразительным размахом мысли, огромной эрудицией, остротой поста вленных проблем, широтой кругозора.
- На чем основаны сомнения в авторстве. Почему же с давних пор не утихают споры и все еще живы сомнения в том, что сам Шекспир является автором своих пьес? Во Всемирной энциклопедии сказано, что людям трудно поверить в то, что какой-то актер из Стратфорда-на-Эйвоне написал гениальные произведения. Шекспир имел провинциальное, незнатное происхождение. Оно никак не вяжется с уровнем его творений. Еще в энциклопедии отмечено, что практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, люди, сомневающиеся в авторстве творений Шекспира, считают, что их мог создать только умнейший человек, получивший хорошее образование и имеющий высокое положение в обществе. Однако, все признанные исследователи, изучающие творчество драматурга, сходятся в том, что пьесы принадлежат именно Уильяму. Тем не менее, все еще остается открытым шекспировский вопрос.
Уильям Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.
- Что означает термин «Возрождение»?
-Каковы основные особенности культуры Возрождения?
В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.
-Что означает понятие «гуманизм»?
-Какие новые жанры появились в литературе ?
Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков.
В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.
Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев .
- Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.) Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.
- Конфликт трагедии «Гамлет»
Конфликт в трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:
1 уровень. Личностный между принцем Гамлетом и королем
Клавдием, ставшим супругом матери принца после
предательского убийства отца Гамлета. Конфликт
имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные
позиции.
2уровень. Конфликт человека и эпохи . («Дания-тюрьма». «Весь
свет прогнил».)
С точки зрения действия трагедию можно разделить на 3 части. Какие? Где завязка, кульминация, развязка?
1 часть . Завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство;
2 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка». Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта, Гамлет раскрывает глаза Гертруде т.д.;
3 часть. Развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта, смерть Гертруды, Клавдия
Лаэрта, Гамлета.
Кто же такой Гамлет? Кем является Гамлет, герой трагедии Шекспира?
Рыцарем чести? Идеальным человеком эпохи Возрождения?
Страстным обличителем неправды? Или самым несчастным человеком,
потерявшим в этом мире все и погибшим? Безумцем? - Каждый
читатель оценивает Гамлета по-своему.
Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство?
Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни. Разочарованный герой утверждает, что немало людей без лишних рассуждений покинули бы этот мир, полный несправедливости, пороков, несовершенств, если бы не страх смерти, а вернее, того, что ожидает человека после смерти.
«Так трусами нас делает раздумье»,- делает вывод Гамлет, который так и не решил окончательно, как он будет действовать дальше.
Беседа
• Какое событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)
• От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)
• Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.
- Что означают для Гамлета слова «Быть или не быть?» (Эти слова можно отнести соответственно к «жить» и «умереть». Но просто жить - для героя недостаточно. Гамлет понимает, что подчиниться судьбе - это тоже для него означает «не быть». «Быть» означает бороться, рисковать, действовать.)
- Почему Гамлет в монологе «Быть или не быть» не принимает окончательного решения? (Он еще не уверен в виновности Клавдия.)
Составление схемы «Цепочка гибели»
Дыши в суровом мире, чтоб мою
Поведать повесть.
В. Шекспир
- Еще только начиная читать знаменитое произведение В. Шекспира, мы знали, чем закончится пьеса: гибелью одного или нескольких героев. Такие правила древнего жанра трагедии. Страдая вместе с героями трагедии, не можем не задуматься - почему так? Лишь один верный друг Гамлета Горацио остается жить по приказу принца.
- Запишите имена героев трагедии, которые погибли. (Гамлет, Королева, Король, Полоний, Офелия, Лаэрт, Розенкранц, Гильденстерн)
- Создайте цепочку из имен героев в хронологической последовательности.
- Прав был Гамлет, когда долго размышлял, прежде чем решиться на убийство?
(Да, потому что одно преступление обязательно повлечет за собой другие. Смерть отца Гамлета стала началом трагедии из девяти смертей).
Король Гамлет
Полоний
Офелия
Розенкранц
Гильденстерн
Королева
Король Клавдий
Лаэрт
Принц Гамлет
- Как бы вы могли спасти от смерти любого из этих героев? Кого бы вы спасли и почему?
- Какие пороки воплощают в себе герои трагедии? (Полоний - подхалимство, лицемерие; Офелия - инфантильность, неспособность бороться за свою любовь, слабость; Розенкранц и Гильденстерн - подхалимство, «шпионаж», предательство; королева - слабость, легкомыслие, предательство; король - коварство, предательство, способность на убийство; Лаэрт - коварство, вспыльчивость.)
Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Гамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)
• Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Гамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Гамлет - принц, он вне твоей звезды».)
• Что ответила Офелия Полонієві на эти слова? (Она соглашается как послушная дочь.)
1.Составление опорного конспекта по содержанию и действию трагедии.
2.Запись афоризмов в «Копилку мудрости»
Запишем:
«Можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере в Дании».
«Век расшатался - и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»
- На закате своего творчества Шекспир сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высоких слог и понятные речевые обороты.
-
- За всю жизнь, предположительно, Шекспир сменил около 10 профессий. Он был сторожем на конюшне театра, актером, соучредителем театра и постановщиком спектаклей. Параллельно с актерской деятельностью Уильям вел ростовщические дела, а в конце жизни занимался пивоварением и сдавал жильё.
Уильям Шекспир по праву считается самым великим драматургом всех времен и народов. В конце 16 века многие литераторы стремились писать исторические драмы. В связи с этим в биографии Шекспира появились пьесы «Ричард 3» и «Генрих 6». Первые произведения Шекспира отличались легкостью и ироничностью. В поздний период его пьесы становятся уже более интересными и содержательными. Одними из самых известных его трагедий являются «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир». С каждым годом его произведения становились все лучше и содержательнее. Ему удавалось в тонкостях передавать детали разных исторических событий, а также мастерски описывать характеры своих героев. Шекспировские драмы «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан» считаются эталоном совершенства. Интересно, что некоторые биографы Шекспира убеждены в том, что несколько своих пьес он написал в соавторстве с другими писателями. Но даже если предположить, что это действительно так было, в этом нет ничего удивительного, поскольку такая практика была вполне распространенной в то время.