СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умение достижения цели в общении

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умение достижения цели в общении»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

«Прудовский аграрный техникум»

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

__________ Скобликов В.В.



Республиканский конкурс среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Крым на лучшее проведение воспитательного мероприятия в 2023году

Номинация: «Лучшее мероприятие, направленное на формирование положительного социально-психологического климата в учебной группе»

« Умение достижения цели в общении»

Подготовила: Педагог-психолог

Исмаилова Э.У.



с. Пруды 2023г.



Аннотация к разработке открытого мероприятия, направленного на формирование положительного социально - психологического климата в учебной группе для обучающихся (возраст 15-17 лет)

Тема: «Умение достижения цели в общении»

Целью мероприятия является развитие коммуникативных навыков обучающихся, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, создание благоприятного социально – психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков в учебной группе.

Выполняя упражнения тренинга, обучающиеся учатся понимать друг друга. Разработанный мной тренинг мотивирует подростков к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Использование упражнений: «Приветствие», «Перестройка», «Язык жестов», помогает обучающимся формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека. Упражнения позволят поднять настроение подростков, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.













Цель тренинга: развитие коммуникативных компетенций обучающегося, создание благоприятного социально- психологического климата в учебной группе, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи тренинга:

- создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере;

- научить навыкам позитивного общения обучающихся;

- формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений;

- развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека;

- воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование для демонстрации презентации;

- пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников;

- раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Длительность занятия: 30-40 минут.

Место проведения: Комната отдыха.

Форма   проведения:  практическое занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций.

Структура занятия.

  1. Приветствие.

  2. Организационный момент.

  3. Разминка.

  4. Целеполагание. Подведение к формулировке темы.

  5. Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.

  6. Заключительная часть.

  7. Прощание.

Организационный момент

Обучающиеся проходят в комнату и садятся на стулья в круг.

Упражнение   «Приветствие».

    Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте девочки, «здравствуйте мальчики», «здравствуйте те, поднялся с хорошим настроением», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

  • «здравствуйте те, кто родился летом», «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное», «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Обсуждение: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

  Упражнение «Ассоциации»

Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

  • Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания обучающихся)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания обучающихся)

  • Нужно прислушиваться к мнению других.  Надо уметь слушать и слышать. Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

Упражнение «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?

  • Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • Уметь внимательно слушать и слышать, нет смысла кричать, должна быть согласованность в действиях, не перебивать, умение задавать уточняющие вопросы, нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться, разборчивая и грамотная речь, умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.

Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

  • невербальные:  жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.

Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши.

По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать. Профессия: повар, зубной врач, учитель.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?

Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).

  1. Прочитайте текст:

  • Шёпотом; С максимальной громкостью; Переходя волнообразно из одного в другое;

  • С пулемётной скоростью; Со скоростью черепахи; Как будто вы очень замёрзли;

  • Как пятилетняя девочка; Как робот.

  1. Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость; Страх; Удивление; Удовольствие; Неудовольствие; Грусть; Торжественно.

  1. Посмотрите, как смотрят:

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром; Папа после родительского собрания; Мышка на кошку;

  • Удав на кролика; Начальник на подчинённого.

  1. Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец; Собака своему хозяину; Кот на солнышке; Само солнышко;

  • Пациент, после посещения дантиста.

  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика; Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

  • Человек, желающий скрыть свою улыбку; Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Упражнение «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?

Подведение итогов.

  • Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.

Заключение

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу.

  • Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?

  • Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?

  • С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 

  • Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!

Ритуал завершения.

Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.

Спасибо за работу и до новых встреч!

































Список использованной литературы

1.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.- М.:Генезис,201. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М.- Педагогика,1986г.

2. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.:Питер,2007г. -208 с.

3.Бкрч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.:

Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест»,2003г.- 160с