Управление образовательными системами
Теория управления как комплексная наука обобщает формы, методы и приемы управления в различных системах – социальных, биологических, технических. Основываясь на определении социального управления, приведенном в предыдущем параграфе, управление образованием можно рассматривать как процесс регулирования отношений между людьми, с одной стороны, получающими образование и таким образом удовлетворяющими свои образовательные потребности, а с другой стороны, профессионально организующими целенаправленный образовательный процесс в рамках различных образовательных систем.
Поскольку система образования является разновидностью социальной системы, постольку и управление образованием относится к сфере социального управления. Таким образом, управление образовательными системами представляет собой разновидность социального управления, где в качестве объекта управления выступает система образования. В настоящее время теория управления образованием развивается как относительно самостоятельная отрасль знания, взаимосвязанная с педагогикой.
В теории управления образовательными системами осуществляются различные подходы к организации управленческой деятельности (функциональный, ситуационный, программно-целевой, личностно-ориентированный, системный и др.), однако во всех этих подходах главным элементом процесса управления выступают выработка и принятие управленческого решения. Кроме того, данные подходы объединяет общность их основных компонентов, таких как ведущие понятия, принципы и методы управления. Поскольку мы ведем речь об управлении образовательными системами, вполне естественно рассматривать данный процесс с точки зрения системного подхода, который позволяет организовывать деятельность субъектов образования с позиций теории и практики научного управления, что предполагает:
– проведение всестороннего комплексного анализа результатов управленческой деятельности в целостной системе;
– выявление закономерных связей, определяющих уровень целостности организации управления системой по горизонтали и вертикали;
– определение специфических проблем и условий функционирования системы в социуме;
– разработку динамической структуры и технологии управления педагогической системой.
Одной из модификаций системного подхода является системно-деятельностный подход к управлению. Он позволяет устанавливать уровень целостности образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее элементов, подчиненность целей деятельности подсистем различного уровня единой цели. Практика показывает, что любые внешние вмешательства в управление школой, не учитывающие законов ее существования, насильственное воздействие на нее не только не способствуют ее развитию, но и являются фактором, дестабилизирующим функционирование школы и вносящим определенные трудности в управление.
Прежде чем говорить об управлении образовательными системами, уточним, что понятие "система образования", с одной стороны, обозначает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование, а с другой – включает совокупность общественных отношений, складывающихся в системе образования. Кроме того, следует отметить, что в современной России функционируют образовательные системы разных уровней: федеральная система, системы образования субъектов РФ, множество муниципальных образовательных систем и наконец, образовательные системы учебных заведений, включая общеобразовательные.
Рассмотрим управление учебным заведением как образовательной системой, реализующее общеобразовательные программы, т.е. управление школой. Оно происходит двумя путями: извне и изнутри. Управление школой извне осуществляется муниципальным органом управления образованием (отделом образования района, города и т.д.). Цель такого управления – способствовать удовлетворению образовательных потребностей населения, проживающего в непосредственной близости от школы, создание условий для возникновения, развития и совершенствования школы как образовательной системы путем оказания помощи в формулировании целей общеобразовательного учреждения, обеспечении руководящими и педагогическими кадрами, в материально-техническом и учебно-методическом обеспечении, организации методической работы на муниципальном уровне и др. В данном случае образовательное учреждение выступает как подсистема по отношению к муниципальной системе образования. Содержание управления учебным заведением изнутри – внутришкольного управления – составляет регулирование отношений между непосредственными участниками образовательного процесса, членами общешкольного коллектива путем организации взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами образовательного учреждения, руководителями и подчиненными, педагогами и учащимися.
Существует и еще один аспект управления в образовании – педагогический. С точки зрения системно-деятельностного подхода образовательный процесс как взаимодействие педагога с учащимися представляет собой педагогическую систему, основу которой составляет единство двух подсистем – управляющей (педагог) и управляемой (ученик). Спецификой этого достаточно тонкого процесса является тот факт, что ученик одновременно выступает и в роли объекта управления со стороны педагога, и в роли субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, т.е. решает в меру своей подготовленности управленческие задачи. С этой точки зрения педагогическое управление есть сознательное целенаправленное воздействие со стороны педагога на обучающегося, воспитанника (или группу обучающихся, воспитанников), осуществляемое с целью направить его (их) деятельность на качественное освоение содержания соответствующей образовательной программы. Цель педагогического управления – создание условий для оптимального функционирования педагогических систем различных видов и уровней, направленных в конечном счете на личностное развитие обучающегося, воспитанника с учетом его духовных и природных возможностей. Содержанию педагогического управления присуща определенная этапность, которую можно представить в виде следующего алгоритма:
1) постановка предварительной цели;
2) диагностика состояния объекта управления, включающая в себя сбор, обработку, анализ и систематизацию информации;
3) уточнение, конкретизация предварительной цели, определение задач;
4) выработка управленческого решения, направленного на достижение цели управления;
5) конкретизация общего решения в виде планирования (программирования, проектирования), выработка конкретных (частных) управленческих решений;
6) организация деятельности исполнителей решений;
7) контроль за исполнением решений, сбор, обработка и анализ информации о результатах деятельности;
8) новый цикл управления.
При этом необходимо отметить, что педагогическое управление предполагает непрерывное решение собственно педагогических задач, которые есть не что иное, как материализованная образовательная (педагогическая) ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.