СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи:»

Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи:

Звуковая разминка

  1. Артикуляция.

Гласные: а, о, у, ы, и, э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.

  1. Слова, трудные для произношения.

Электрификация, портфель, иллюминация и др.

  1. Скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Проворонила ворона воронёнка.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом уча­щийся упражняется самостоятельно. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

Словарная работа

В классе есть симпатичная коробочка, в которую мы собираем слова, значение которых непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Я разрешила ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Вот какие слова заинтересовали детей 4 клас­са: компромисс, кредит, бизнесмен, конку­ренция, хобби, демократия, чиновник, дискус­сия и др. Ребенок приносит карточку со словом, объясняет его значение, все вместе мы составляем предложение с данным словом.

В этой работе детям помогают родители. Вот как происходило знакомство со словом компромисс.

  • Женя, почему ты выбрал это сло­во? — спрашиваю я.

  • Я услышал его в разговоре родите­лей и попросил объяснить его значение,— ответил Женя.

  • Как вы считаете, является ли способ­ность к компромиссу важным качеством в характере человека? — обратилась я ко всем учащимся.

После положительного ответа детей, ут­верждая их мнение, говорю о том, что способность к компромиссу — великое миротворческое качество, необходимо всем формировать его. Затем предлагаю конф­ликтную ситуацию из детской жизни и прошу найти выход из нее путем компро­мисса.

«Фотоглаз»

Этот прием использую с периода обуче­ния грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, пред­ложение;

б) за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и отве­тить на вопрос, есть, ли в нем данное слово;

в) показ фрагментов диафильма с исполь­зованием этого приема.

Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, мед­ленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скоро­сти чтения про себя с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускорен­ном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 с (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

«Губы»

Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чте­ния вслух, а также предупреждения актив­ного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

«Угадай»

    1. Антиципация слов, предложений, пос­ловиц.

    2. Чтение текста, перекрытого полоска­ми (2, 3, 4 — в зависимости от того, как читают дети).

Умение антиципировать способствует ус­корению чтения и углублению восприятия его содержания.

«Буксир»

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80— 160 слов в мин). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Про­верку осуществляю путем внезапной оста­новки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно про­веряю.

Упражнение вводилось для развития ско­рости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

«Инструкция»

Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

      1. Прочитай загадку.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

      1. Подойти к Татьяне Александровне и на ухо сказать отгадку.

Это упражнение способствует поддержа­нию интереса к уроку, позволяет уве­личить текстовой материал для тренировки чтения.

«Сравни»

Чтение домашнего и незнакомого тек­стов в сравнении (проверка скорости чте­ния).

У учащихся есть тетрадь учета скорости чтения, где они 1—2 раза в неделю отме­чают скорость чтения домашнего и незнако­мого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует дея­тельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

«Кто быстрее?»

На паласе рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расши­рению фиксационного поля, содержит игро­вой момент.

Групповая работа

        1. Распространение предложений.

Даю задание распространить предложе­ние (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выхо­дят к доске и командир называет предло­жение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное пред­ложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

        1. Восстановление логической последова­тельности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

        2. Составление текста-рассуждения на за­данную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи ис­пользую в основном для коллективной ра­боты, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат дея­тельности группы — новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за соб­ственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы груп­пы в силу специфики групповой деятель­ности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Следующие пять упражнений взяты из ма­териалов школ скорочтения и адаптирова­ния к учебному процессу в начальной шко­ле. Эти упражнения помогают вести успеш­ную работу по устранению основных при­чин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, не­обоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.

Считаем слова

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно

ищут ответы на вопросы. В I классе вопро­сов должно быть не более 3-х, во II клас­се — не более 4-х, в III—IV классах — не более 5-ти.

Цель этого упражнения — загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой — счетом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т. е. приучаются читать только глазами.

Считаем строчки

Понимание при счете строк. Это упраж­нение аналогично первом, но отличается следующими моментами: вертикальные дви­жения глаз по странице; просматривание каждой строки на один удар метронома (частота ударов 50—60 в мин).

Цель данного упражнения: расширение зо­ны восприятия при чтении путем форми­рования навыка одномоментного (без дви­жения взгляда вдоль строки слева напра­во) восприятия строчек текста.

Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про се­бя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упраж­нения: тренировка в скорочтении.

Скачкообразное чтение «Кенгуру»

Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чте­ние вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

Вертикально-слаломное чтение «Слалом»

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Тренировки по вы­полнению этого упражнения являются тре­нировками в скорочтении.

Тренировочные упражнения провожу толь­ко на материале статей, взятых из учеб­ника «Природоведение» и журнала «Юный натуралист».

Указанные упражнения использую на уро­ках чтения третий год и убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс фор­мирования оптимальной техники чтения.

Вторая половина урока чтения посвящена чтению произведений классиков русской и за­рубежной литературы, исторических текстов, фольклорных произведений, произведений современных детских писателей. Дети любят перечитывать знакомые рассказы, стихи. И это обра­щение к ранее прочитанному на уроках стараюсь организовать так, чтобы дети продвинулись в понимании новых ценностей, новых сторон в произведении, которые были пропущены при первом чтении.

Урок чтения — общение, раздумья, дис­куссии, на них я провожу тесты, опросники, психологические игры, которые позво­ляют выявить некоторые взгляды детей на основные ценности жизни, анализировать уровень общения в классе. Например, нарисуй круг — класс, обозначь свое место в этом_ кругу (или за кругом), попроси учителя, одноклассников обозначить твое ме­сто в нем.

Я хотел бы стать...

Я чувствую себя счастливым, когда...

Я очень в себе ценю...

Я огорчаюсь, когда...

На уроках чтения разрешаем нравственные проблемы, конфликты между тем, о чем читают дети, и жизнью. Стараюсь, чтобы уроки чтения давали детям радость, веру, смех, удивление знаниями и убежденность, что взрослые их понимают.