Для развития зрительного восприятия у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) можно использовать следующие упражнения:
Сосредоточение взгляда на предмете:
Подберите крупный, яркий предмет и расположите его перед ребенком на однотонном контрастном фоне.
Если ребенок не смотрит на предмет, можно пошуметь им (погреметь, постучать) или повернуть голову ребенка к предмету и указать на него пальцем.
Лицо взрослого также может служить объектом для фиксации взгляда. Разговаривайте с ребенком, чтобы он как можно дольше удерживал взгляд на вашем лице.
Прослеживание взглядом за предметом:
Используйте яркие, звучащие предметы.
Предъявите объект для прослеживания, расположите его перед лицом ребенка, убедитесь, что взгляд зафиксирован на объекте, а затем двигайте его из стороны в сторону.
Ребенок может следить за предметом только глазами или поворачивать голову и корпус в сторону движения объекта, в зависимости от его двигательных возможностей.
Взрослый также может служить стимулом для прослеживания взглядом.
Поиск предмета в пространстве:
Начните с простого упражнения: сосредоточение взгляда на отдельно стоящем предмете, привлекающем внимание цветом или звуком.
Усложните задачу, расположив предмет среди других предметов и попросив ребенка дать именно этот предмет.
Если ребенок не понимает обращенной речи, используйте контрастные цвета (например, красный мяч среди желтых).
Звучащий предмет может не быть в поле зрения ребенка, что будет способствовать поисковой деятельности: ребенок будет поворачивать голову и тело в поисках звука и искать взглядом источник звука.
Скоординированные движения глаз и рук:
Используйте игрушки типа стаканчиков, вкладышей, пирамидки, кольцебросов, мячей с корзинами, горки и т.п.
Задача ребенка – проследить взглядом перемещение предмета, взятого в руку, из одного места в другое.
Например, при сборе пирамидки нужно зафиксировать взгляд на кольце, захватить его рукой и переместить на стержень.
С горками: найти шарик, зафиксировать взгляд, захватить его рукой, перенести на верхнюю часть горки, отпустить шарик и проследить за ним, как он будет скатываться по желобку.
Для продуктивных занятий всегда учитывайте удобное для ребенка позиционирование. Во время занятий внимание ребенка привлекают не только к игрушкам, но и к окружающим его предметам, которые движутся, издают звуки и прочее.