СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по теме "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме "Лексикология"»

Упражнение 2. По приведенному толкованию (определению) назовите определяемое слово и запишите его.

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки. 2. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. 3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Главный член предложения, который называет действие или состояние подлежащего. 5. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. 6. Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. 7. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения. 8. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его грамматических признаков.

Для справок: сказуемое; прямая речь; морфология; обращение; фонетика; пунктуация; лексика; текст.

Упражнение 16. Прочитайте предложения. Выпишите из них сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

1. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. 2. Огонь веселый рыбака краснеет в зеркале залива. (И.Никитин) 3. Порою летают низко над землею унылых ласточек стада. (А.Апухтин) 4. Гром ударил резко, зло, в небе трещина блеснула. (Б.Олейник) 5. На поля и горы уже мороз бросает по утрам свои сребристые узоры. (Е.Баратынский) 6. Среди листвы умолк малейший шепот. (К.Бальмонт) 7. Плачет северный ветер, и чайка рыдает... (К.Бальмонт) 8. Неприветное небо нахмурилось. (К.Бальмонт) 9. Палит солнце. Мрачный ельник стеной упирается в небо. (Ф.Абрамов)

Упражнение 30. Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами. Докажите.

Сверкать – блестеть, маленький – малыш, пение – петь, храбрый – бесстрашный, торопиться – спешить.

Упражнение 36. Расположите синонимы так, чтобы:

  • действие усиливалось: рыдать, плакать, хныкать, реветь;

  • действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, свирепеть, досадовать;

  • краски становились ярче: синий, голубой, лиловый; желтый, золотистый, лимонный.







Упражнение 39. Перепишите текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами. Придумайте к тексту заголовок. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Олень северное животное. В летнее время оленям в тайге жарко а в горах даже в июле холодно.
Олень как бы создан для северных просторов жесткого ветра длинных морозных ночей. Олень легко бежит вперед по тайге подминает под себя кусты переплывает быстрые реки. Олень не тонет потому что каждая его шерстинка это длинная трубочка, которую внутри наполняет воздух.
Нос у оленя покрыт серебристой шерсткой. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил.