СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для улучшения техники чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по Федоренко позволяют улучшить технику чтения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для улучшения техники чтения»

Упражнения для улучшения техники чтения. В.А. Сухомлинский писал: « Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»

По технологии Т.Федоренко, Зайцева на каждом уроке письма и чтения использую:

  • пятиминутки чтения «жужжащее чтение» обязательно во всех классах;

  • письмо по памяти (напечатаны тексты, дети читают несколько раз, запоминают и пишут по памяти, количество слов увеличивается).

  • проверяю осознанность чтения (назвать главных лиц, событие, происходящее в читаемом произведении - по чтению, а на уроках письма даю перед чтением задания на повторение материала: найти по три слова с предлогами и приставками, сложные предложения, сложные слова, предложения с однородными членами и т.д.). Это их заинтересовывает, и они стараются прочитать больше, чтобы выполнить задание.

    Многократное чтение


    Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у школьника, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

    Чтение в темпе скороговорки

    Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" учеником, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

    Школьник читает отрывок текста, затем ему объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

    Следующее упражнение "Бросок – засечка"

    Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: ученик кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Игра «Кто самый внимательный»


Проверяю, как дети внимательно читали произведение. На листочках печатаю начало предложения или середину, кто читал произведение внимательно, тот находит быстро, а кто нет, тот затрудняется. Цель этого упражнения, развитие внимания и проверка читалось произведение или нет.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяю упражнение "Молния"

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ученику скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать секундомер.

Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)

Предлагаю ученикам прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ученик, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как -будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.

1.На келыбар

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

2.никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

3. В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

4.соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5.амиЗ

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

6.ныСнейж чайзик

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.


Ответы.

1. На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2. Ученик

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3.В лесу

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4. Лось

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

5.Зима.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

6.Снежный зайчик

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у школьника, –прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно.

Маленькие секреты

Читая вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: И что там было дальше?
Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.
Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.



Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет? Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице). Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов). За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.


Представляю задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению: Чтение по ролям. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора. Составит вопросы к тексту. Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ученика нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте. В текущем учебном году с обучающимися 5-6 классов завели читательские дневники ( дневники внеклассного чтения), где указываются автор произведения, его название, отзывы о прочитанном, записи интересных моментов, рисунки, замеры техники чтения. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чте-ния, используя следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст. Читать ежедневно не менее 20-30 минут Конкурс «Самый читающий ученик».

.