Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным».
(9 класс)
Учитель математики ГПОУ СПО ЮТМиИТ
Бондарева Ольга Николаевна
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
Образовательные: Формирование учебно-логических знаний, умений, навыков при решении уравнений, приводимых к квадратным, методом введения новой переменной, через исследовательскую работу, обобщение и систематизацию опыта.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, умений анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные: Развитие умения планировать работу, искать рациональные пути её выполнения, способности аргументировано отстаивать своё мнение.
Ход урока:
Организационный момент(Приветствие)
Проверка домашнего задания:
№210(А;В); №213(Д;Ж); Задача(Появление на доске, более подробный разбор)
№210(А;В) При каких значениях b уравнение имеет 2 корня?
А.
Уравнение имеет 2 корня, если D 0, т.е.
D =
36 - 8b 0
D = 36-8b -8b -36
b
В.
Уравнение имеет 2 корня, если D 0, т.е.
D =
Ответ:
№213 решите уравнение.
Д)
Ж)
Ответ: -1;1
Задача (Условие вместе с решением высвечивается на доске).
Расстояние между городами A и B равно 420 км. Пройдя всего расстояния, поезд был задержан в пути на 15 минут. Затем машинист увеличил скорость на 10 км/ч и прибыл в город B без опоздания. Сколько времени потратил поезд на весь путь?
(Один из желающих выходит к доске и объясняет решение задачи.)
Фронтальный опрос (Повторение изученного материала).
Задание: Определите вид каждого уравнения и найдите его корни.
Ответы:
Изучение нового материала:
Уравнение:
Предложите способы решения данного уравнения.
Вопрос: Давайте посмотрим на это уравнение, что вы интересного вы заметили?
Ответ: Выражение
повторяется дважды.
Обозначим выражение
буквой
, получим:
Вопрос: Что изменилось в уравнении?
Ответ: Получилось приведённое квадратное уравнение относительно переменной
.
Такой подход к решению уравнений называют «Методом введения новой переменной», который позволяет свести данное уравнения к квадратному.
Решаем полученное уравнение (По теореме, обратной теореме Виета):
Можно сказать, что мы решили это уравнение? Нет, нельзя! Поэтому нам необходимо вернуться к подстановке.
Возвращаемся к подстановке , получаем:
или
Продолжим нашу работу. Рассмотрим следующее уравнение:
(Нетрудно заметить, если решать уравнение в таком виде, то решать его будет довольно-таки непросто)
Сделаем следующую замену:
, тогда имеем:
Получим дробно-рациональное уравнение относительно переменной
, которое можно свести к решению квадратного уравнения.
По теореме, обратной теореме Виета получим:
Вернёмся к переменной
:
Подведём итог нашей исследовательской работы:
Вывод: Итак, два различных по виду уравнения, мы решили одним и тем же методом – методом введения новой переменной, где первоначальное уравнение приводится к квадратному.
А теперь давайте попробуем составить алгоритм решения уравнений, приводимым к квадратным.
(Назвали алгоритм, затем появляется ВЕРНЫЙ алгоритм решения)
5
) Закрепление изученного материала.
К
доске с карточками выходят 4 ученика. Решают данные уравнения:
З адание: Назовите замены, которые вы бы сделали в данных уравнениях.
Далее: (Учащиеся, которые решали карточки, садятся на свои места, выполнив задание.) Проверяем правильность решения, путём раскрытия и сверки с готовыми решениями на экране. (Появляется уравнение, сначала один из учеников проверяет работу товарища, а затем появляется правильное решение).
Умственная физминутка: математический анекдот: Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы вы хотя бы приблизительно. Сказать нам. Где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понёс шар дальше в неизвестном направлении.
- Чёрт бы побрал этих математиков! – раздражённо проговорил Шерлок Холмс.
- А почему Вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
- Ну, во–первых, прежде чем ответить, он подумал. А во–вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
Работа с учебником: №220(А;В); №221(В); 222(А;Б)
7
) Домашнее задание: На экране появляется домашнее задание.(1-ая, затем 2-ая часть)
1-ая часть: Попытайтесь решить последнее уравнение, используя другие замены:
I II
Проанализируйте свою работу и ответьте на следующие вопросы:
Появилось ли что-нибудь новое в процессе замены переменной по сравнению с предыдущей заменой?
Какая из всех замен представляется вам наиболее рациональной?
2-ая часть:
п.10,11.
№ 220(в,г)
№ 221(б)
№ 225
На оценку «5» № 228
Итог, оценки за урок. Наш урока подходит к концу, так что давайте подведём итоги (Рефлексия)
Урок завершен!