Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их, они учат вас! – Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами. | Показывают подготовку к уроку. Эмоционально и психологически настраиваются на урок | Владеют навыками самоорганизации: эмоциональной и психологической подготовки к предстоящей деятельности |
II. Мотивация к учебной деятельности | Что можно на свете красивым назвать? Заснеженный лес или водную гладь? Осенний закат или солнечный свет? Прошу помогите и дайте ответ. – Как вы думаете, в чем ценность красоты? – Что поможет нам увидеть красоту на уроке чтения? Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно | – Вдохновляет, повышает настроение. – Литературное произведение | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
III. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о Е. Баратынском | – В центре нашего внимания – творчество Е. Баратынского и его стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..». – Знакомы ли вам фамилия этого поэта, его стихи? Рассказывает о Е. Баратынском (см. ресурсный материал). | |
Физкультминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. | Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Послушайте одно из стихотворений Е. Баратынского, попробуйте найти подтверждение словам А. Пушкина | | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Работа над стихотво-рением | Выразительно читает стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..» | Внимательно слушают |
1) Чтение произведения | – Определите тему. – Какие чувства выражает поэт? | – Тема природы, прихода весны. – Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление |
2) Первичное восприятие | – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? – Каким настроением наполнено стихотворение? – Какие запахи, звуки весны вы почувствовали, услы-шали? – С помощью какого приема автору удалось передать эти звуки? – Аллитерация – повтор согласных звуков. При повторе одинаковых или похожих звуков создается звуковой эффект | – Журчание ручья, рокот реки, шуршание листьев, песня жаворонка |
3) Словарная работа | Лазурь – светло-синий цвет, синева. Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый. Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился. Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный. Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чье-нибудь здоровье. Обнажены – лишены покрова, нагие | Объясняют значение слов |
4) Работа над выразительностью | – Вспомните, какие изменения происходят в природе с наступлением весны? – А как об этом пишет Е. Баратынский? Прочитайте. – С какой интонацией нужно читать это стихотво- рение? – Какие красочные определения (эпитеты) автор дает предметам? – Найдите в тексте олицетворения. – С какой целью употреблены эти слова? – Как поэту удалось донести до читателя свое восхищение красотой весенней природы? | Вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая соответствующую интонацию. – Ясный небосклон, живая лазурь, торжествующий хребет, ветхий лист, незримый жаворонок, заздравный гимн. – Облака летают, шумят ручьи. – Он умел наблюдать, чувствовать, видел в обычном пейзаже яркое, красивое, необычное |
5) Обобщающая беседа | – А. Пушкин высоко ценил творчество Е. Баратынского («оригинален – ибо мыслит»). Но красоту пейзажа, в отличие от Е. Баратын-ского, он видел в осенней природе. – Что для вас значит красота? – В чем она выражается? | – В стихах, музыке, живописи, поступках, чувствах, мыслях |
IV. Итог урока. Рефлексия | – На сегодняшнем уроке я узнал … – На этом уроке я похвалил бы себя … – После урока мне захотелось … – Сегодня я сумел … | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. Баратынского (с. 145–146, часть 1), одно из стихотворений выучить наизусть | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) родился в 1800 году в Тамбовской губернии, в семье бывшей фрейлины императрицы Марии Фёдоровны Александры Фёдоровны Боратынской (Черепановой) и отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Боратынского.
В 1818 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в лейб-гвардии Егерский полк. Его служба длится семь лет. Правда, благодаря тому, что его полк почти каждое лето несет службу в столице, Баратынскому удается часто бывать в Петербурге, встречаться там с друзьями.
В это время его ближайшим другом становится Антон Дельвиг, тогда же он знакомится с Вильгельмом Кюхельбекером, а позже с Александром Пушкиным и Кондратием Рылеевым.
Баратынский, обладая пытливым умом и талантом, создаёт свои первые произведения, которые получают признание, а сам поэт становится членом Вольного общества любителей российской словесности.
Один из самых тонких ценителей творчества Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством».