СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 104. Е. БАРАТЫНСКИЙ «ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!..». В. МАЯКОВСКИЙ «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с поэзией Е. Баратынского; показать красоту природы в стихотворениях Е. Баратынского; учить видеть и понимать прекрасное; способствовать развитию грамотной, выразительной речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок 104. Е. БАРАТЫНСКИЙ «ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!..». В. МАЯКОВСКИЙ «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ».»

Урок 104. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».
В. Маяковский «Тучкины штучки»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с поэзией Е. Баратынского; показать красоту природы в стихотворениях
Е. Баратынского; учить видеть и понимать прекрасное; способствовать развитию грамотной, выразительной речи

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие птиц; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

Метапредметные:

познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные:
имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: сведения о Е. Баратынском


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их, они учат вас!

– Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Показывают подготовку к уроку.

Эмоционально и психологически настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации: эмоциональной и психологической подготовки к предстоящей деятельности

II. Мотивация к учебной деятельности

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный лес или водную гладь?

Осенний закат или солнечный свет?

Прошу помогите и дайте ответ.

– Как вы думаете, в чем ценность красоты?


– Что поможет нам увидеть красоту на уроке чтения?

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно





– Вдохновляет, повышает настроение.

– Литературное произведение

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Работа
по теме
урока.

1. Рассказ учителя о Е. Баратынском

– В центре нашего внимания – творчество Е. Баратынского и его стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..».

– Знакомы ли вам фамилия этого поэта, его стихи?

Рассказывает о Е. Баратынском (см. ресурсный материал).


Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай,

раз, два, три!

На соседа посмотри, 

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


– Послушайте одно из стихотворений Е. Баратынского, попробуйте найти подтверждение словам А. Пушкина


Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками выразительного чтения.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Работа
над стихотво-рением

Выразительно читает стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..»

Внимательно слушают

1) Чтение произведения

– Определите тему.

– Какие чувства выражает поэт?

– Тема природы, прихода весны.

– Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление

2) Первичное восприятие

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какие запахи, звуки весны вы почувствовали, услы-шали?

– С помощью какого приема автору удалось передать эти звуки?

Аллитерация – повтор согласных звуков. При повторе одинаковых или похожих звуков создается звуковой эффект



– Журчание ручья, рокот реки, шуршание листьев, песня жаворонка

3) Словарная работа



Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.

Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чье-нибудь здоровье.

Обнажены – лишены покрова, нагие

Объясняют значение слов




4) Работа
над выразительностью





– Вспомните, какие изменения происходят в природе
с наступлением весны?

– А как об этом пишет Е. Баратынский? Прочитайте.

– С какой интонацией нужно читать это стихотво-
рение?





– Какие красочные определения (эпитеты) автор дает предметам?

– Найдите в тексте олицетворения.

– С какой целью употреблены эти слова?

– Как поэту удалось донести до читателя свое восхищение красотой весенней природы?



Вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая соответствующую интонацию.

– Ясный небосклон, живая лазурь, торжествующий хребет, ветхий лист, незримый жаворонок, заздравный гимн.

– Облака летают, шумят ручьи.


– Он умел наблюдать, чувствовать, видел в обычном пейзаже яркое, красивое, необычное

5) Обобщающая беседа

– А. Пушкин высоко ценил творчество Е. Баратынского («оригинален – ибо мыслит»). Но красоту пейзажа,
в отличие от Е. Баратын-ского, он видел в осенней
природе.

– Что для вас значит красота?

– В чем она выражается?






– В стихах, музыке, живописи, поступках, чувствах, мыслях

IV. Итог урока. Рефлексия

– На сегодняшнем уроке я узнал …

– На этом уроке я похвалил бы себя …

– После урока мне захотелось …

– Сегодня я сумел …

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений
Е. Баратынского (с. 145–146, часть 1), одно из стихотворений выучить наизусть

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения


Ресурсный материал

Рассказ учителя о Е. Баратынском

Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) родился в 1800 году в Тамбовской губернии, в семье бывшей фрейлины императрицы Марии Фёдоровны Александры Фёдоровны Боратынской (Черепановой) и отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Боратынского.

В 1818 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в лейб-гвардии Егерский полк. Его служба длится семь лет. Правда, благодаря тому, что его полк почти каждое лето несет службу в столице, Баратынскому удается часто бывать в Петербурге, встречаться там с друзьями.

В это время его ближайшим другом становится Антон Дельвиг, тогда же он знакомится с Вильгельмом Кюхельбекером, а позже с Александром Пушкиным и Кондратием Рылеевым.

Баратынский, обладая пытливым умом и талантом, создаёт свои первые произведения, которые получают признание, а сам поэт становится членом Вольного общества любителей российской словесности.

Один из самых тонких ценителей творчества Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством».