СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 113. СОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навыки составления выражений и вычисления их значений; способствовать развитию умения решать составные задачи; развивать внимание и умение рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 113. СОСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.»

Урок 113. СОСТАВЛЕНИЕ числовыХ выражениЙ

Цели деятельности учителя

Совершенствовать навыки составления выражений и вычисления их значений; способствовать развитию умения решать составные задачи; развивать внимание и умение рассуждать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: характеризовать числовое выражение (название, как составлено); различать числовое выражение и его значение; читать и составлять выражения и вычислять их значения, сравнивать их; воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; регулятивные – удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, ответственность

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Что необходимо вам для того, чтобы урок прошел успешно? (Ответы учащихся.)

Сообщают
о готовности к уроку

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Выполним математический диктант.

а) Число уменьшили на 8 и получили 20. Назовите это число.

б) Число увеличили на 6 и получили 15. Назовите это число.

в) Если число увеличить в 5 раз, получится 30. Какое это число?

г) Если число уменьшить в 4 раза, получится 8. Какое это число?

Выполняют задания устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько других многоугольников? Какие это многоугольники?

б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.

в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 4 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.

г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

– Сравните время, которое показывают часы. По тому же правилу нарисуйте стрелки на последних часах.


Определяют время

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня мы продолжим составлять числовые выражения, используя числа и знаки действий

Формулируют тему

и цель

урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 5
(с. 101)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Из скольких частей состоит выражение?

– Какое действие будет выполняться последним?

– Запишите выражение и вычислите его значение.

Записывают выражение и вычисляют его значение

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают

и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 6
(с. 101)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей?

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Было – 25 л. и 14 л.

Израсходовал – 7 л.

Осталось – ? л.

Решение:

1) Сколько листов было?

25 + 14 = 39 (л.).

2) Сколько листов осталось?

39 – 7 = 32 (л.).

Ответ: 32 листа

Решают задачу по действиям

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 15

(с. 103)

– Работаем с графами.

– Запишите числа, которые в 5 раз меньше данных.

Запись:

25 : 5 = 5.

45 : 5 = 9.

35 : 5 = 7.

20 : 5 = 4

Составляют графические

схемы.

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 16

(с. 103)

– Решите задачу.

– При установке забора рабочие вкопали 9 столбов на расстоянии 2 м друг от друга. Какой длины будет забор? Сделайте чертеж к задаче.









2 м

Решение: 2 · 8 = 16 (м).

Ответ: 16 м

Выполняют чертеж к задаче и решают ее

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 17

(с. 103)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу разными способами.

Способ 1.

1) 30 : 6 = 5 (дер.) – составляют шестую часть.

2) 5 · 5 = 25 (дер.) – яблони.

3) 30 – 25 = 5 (дер.) – вишни.

Способ 2.

1) 6 – 5 = 1 (часть) – составляют вишни.

2) 30 : 6 = 5 (дер.) – составляют шестую часть.

3) 5 · 1 = 5 (дер.) – вишни.

Ответ: 5 вишен

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решают задачу разными способами

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учи-

теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят

выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты, корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 18

(с. 103)

– Какая фигура является пересечением квадрата и луча? (Отрезок.)

– Какая фигура является пересечением двух квадратов?
(Восьмиугольник.)

Определяют, какая фигура является пересечением двух фигур

Фронтальная

Устные ответы

Задание 20

(с. 104)

– Найдите значения выражений слева и справа от знака равенства. Какие из записей неверные?

5 · 8 = 6 · 7 (неверно);

49 : 7 = 21 : 7 (неверно);

52 + 0 = 52 – 0 (верно);

9 : 1 = 9 · 1 (верно)


Находят

неверные

записи

Индивидуальная

Устные ответы

Задание 21

(с. 104)

– Выполните вычисления и заполните таблицу.

Номер
шеста

Глубина

Длина шеста
над водой

1

1 дм

3 м 3 дм 5 см

2

4 дм 5 см

3 м

3

2 дм 1 см

3 м 2 дм 4 см

4

30 см

3 м 1 дм 5 см


Выполняют вычисления, заполняют таблицу

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по карточкам

Карточка 1.

Запишите выражения и вычислите их значения.

а) Из числа 90 вычесть сумму чисел 42 и 8.

б) Разность чисел 58 и 50 увеличить на 7.

в) Из числа 39 вычесть разность чисел 17 и 8.

г) Сумму чисел 13 и 7 уменьшить на 9.

д) Из числа 38 вычесть разность чисел 17 и 9.

е) Сумму чисел 7 и 6 уменьшить на 10.

ж) К числу 8 прибавить разность чисел 75 и 70.

и) Разность чисел 13 и 4 увеличить на 20.

Карточка 2.

В вазе было столько же яблок, сколько на тарелке. В вазу положили еще 5 яблок, и в ней стало 14 яблок. Сколько всего яблок стало на тарелке и в вазе вместе? Найдите выражение для решения задачи и вычислите его значение.

Работают самостоятельно.

Взаимо-

проверка

в парах

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите компоненты всех арифметических действий.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Использует методику «Букет настроения».

В начале урока учащимся раздают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза.

– Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то «поставьте» в вазу красный цветок, если не понравился – голубой

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; осознают качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 19 (учебник); № 4, 5 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение