Урок 14
письменная речь: оформление адреса на конверте
или открытке. правила Переноса слов
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, применения правил переноса слов без стечения согласных; научить соблюдению приёмов последовательного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, слово и предложение, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения, безошибочно списывать текст, переносить слова; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознание цели и ситуации письменного общения; освоение приемов оформления адреса на конверте или открытке; логические – осуществление анализа информации, представленной на рисунке; формулирование правила записи адреса на конверте, открытке и правила переноса слов.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения, оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий, вносят необходимые коррективы.
Сценарий урока
I. Актуализация опорных знаний (П.).
– Что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхательным толчком воздуха. В обычной речи мы этого не ощущаем, так как при разговоре один слог непрерывно следует за другим.)
– Решите грамматические задачи: в слове несколько согласных и один гласный. Сколько в нем слогов? (Один.) Назовите такие слова. (Снег, взгляд, морж, друг, след.)
– В слове три гласных. На сколько слогов можно разделить слово? (На три.)
– В словах «клён» и «клоун» по три согласных звука. А по сколько слогов? Вспомните правило переноса и найдите лишние слова: мыши, астры, куст, Яша, луга, лето.
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу:
Зима − ЗИ-МА,
Пожар − ПО-ЖАР,
Коза − КО-ЗА,
Комар − КО-МАР.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ!
II. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.
1. Работа по учебнику (с. 45–47) (П. + К. + Р.).
У каждого ученика на парте лежит конверт.
– Рассмотрите конверт. Что надо указать при написании адреса? Запишите на конверте адрес того, кому адресовано ваше приглашение, поздравление или письмо. У вас всё получилось?
Задание «Давайте подумаем».
– А что делать, если, например, название улицы не помещается на строчке конверта? (Использовать перенос.)
– Вспомните правила деления слов для переноса.
Чтение рубрики «Обрати внимание».
– Что категорически запрещено делать при переносе слова? Как надо переносить слова?
Здесь порядок очень строгий;
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
Самостоятельная работа (упражнение 3). (Коллективная проверка.)
Работа в парах (упражнение 4). (Взаимопроверка.)
– Какую работу предлагает выполнить условный знак в упражнении? Вспомните правила работы в парах. Выполните
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + К. + Л.).
Упражнение 1 «Дорисуй». (Самостоятельное выполнение.)
Четыре конверта-близнеца
Дорисуй скорее, друг.
Выполняй работу до конца,
Не покладая рук.
Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)
– Назовите элементы букв на первой строчке. (Длинная линия с закруглением внизу и длинная линия с закруглением внизу и короткой петлей.)
– Какие буквы можно написать, используя данные элементы? (Заглавные буквы и, ц, щ.)
– Назовите сходства и отличия заглавных букв, записанных на второй и третьей строках.
– На последней строчке запишите буквы, узнав их по описанию:
это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Ц);
это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);
это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу (И);
это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и еще одной короткой линии с закруглением внизу (и);
это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Щ);
это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, еще одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);
это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и еще одной длинной линии с закруглением внизу (Ш);
это строчная буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш).
Упражнение 3 «Составь слоговые схемы слов». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте задание, рассмотрите образец. Составьте план работы над упражнением.
(1. Поставить ударение в слове. 2. Разделить его на слоги. 3. Начертить слогоударную схему.)
– Что общего в словах первого столбика? (Все слова состоят из двух слогов.)
Упражнение 4 «Представь, что ты отправляешь письмо».
На доске запись: город – г., улица – ул., дом – д., квартира – кв.
– Что должно быть записано на конверте?
Несколько учащихся называют свои фамилию и имя в родительном падеже. Другие учащиеся называют адрес. Учитель обращает внимание на общепринятые сокращения.
– Подпишите конверт дома вместе с родителями.
Упражнение 5 «Раздели слова для переноса». (Фронтальное выполнение.)
Переноси слова толково.
Чтобы дело шло скорей,
Раздели на слоги слово –
Так работать ве-се-лей!
Упражнение 6 «Спиши».
– Прочитайте текст упражнения. Расскажите, как вы подготовитесь к его записи? Обратите внимание на слова понемногу, серебристый.
– Прочитайте первое предложение. Приготовьтесь к письму по памяти.
– Второе предложение запишите под диктовку.
III. Рефлексия деятельности (Р. + Л.).
– Какие способы получения информации вы осваивали сегодня? Что помогло вам в выборе правильных способов решения учебных задач? Чьи ответы, высказывания вам показались наиболее удачными? Почему?
3