Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. – Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. – Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать? | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Подготовка обучающихся к изучению нового материала | Звучит песня «Чему учат в школе». – О чем эта песня? Какие мысли у вас возникли при ее прослушивании? – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения. Знания играют большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о знаниях, об учебе. – Из предложенных пословиц выберите только те, которые относятся к теме «Знания, учение». • Век живи, век учись. • Красна птица пеньем, а человек уменьем. • Ученье свет, а неученье тьма. • Грамоте учиться – всегда пригодится. • Учеба и труд рядом идут | Слушают песню. – О школе, об уроках. Формулируют цели урока. Работают в парах. Выделяют существенную информацию из текста. Осуществляют анализ, синтез, сравнение; рассуждают. Читают пословицы, объясняют их смысл | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
Физкультминутка | Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – вспорхнула и присела, На четыре – улетела | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
III. Объяснение нового материала. 1. Рассказ учи-теля о С. Баруздине | – Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта и участника Великой Отечественной войны С. Баруздина. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что боролся и отважно сражался. Также он очень любил животных, природу (показывает портрет писателя). Рассказывает о писателе (см. Ресурсный материал) | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Выделяют существенную информацию из текста. Слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
2. Первичное чтение учителем произведения «Как Алешке учиться надоело» | – Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело». | |
3. Словарная работа | – Латинские буквы – буквы латинского алфавита; употребляются, например, в названиях лекарств в рецепте | Объясняют значение слов |
4. Первичное чтение произведения | – О ком этот рассказ? – В каком классе учился Алешка? – Почему Алешка ушел из школы? | Читают 1-ю часть произведения по абзацам (хорошо читающие ученики). – Этот рассказ о мальчике Алешке. – Мальчик учился в первом классе. – Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
5. Повторное чтение | – Давайте еще раз прочитаем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу. – Как можно озаглавить эту часть рассказа? – Сколько лет исполнилось Алешке? – Зачем мальчик пошел в школу? – Как учился Алешка? – Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки. – Как вы думаете, что сделает Алешка, когда придет домой? | Читают текст по цепочке по абзацам. – Эту часть рассказа можно озаглавить «Надоело учиться». – Мальчику исполнилось семь лет. – Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать. – Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить. Пересказывают текст от имени маль-чика. Высказывают свои предположения | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
Физкультминутка | Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Будто пух в руках, не гири! Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Повторное чтение произведения (по ролям) и работа над содержанием текста | Чтение 1-й части. 1. Озаглавьте эту часть. 2. Выскажите предположение: что сделает Алешка, когда придет домой? Чтение 2-й части. 1. Почему Алешка не смог написать рецепт? 2. Как мама отнеслась к поступку сына? 3. Попробуйте придумать заглавие ко 2-й части рассказа. Чтение 3-й части. 1. Почему Алешка решил вернуться в школу? 2. Как бы вы поступили на месте Алешки? | Выделяют существенную информацию из текста | Осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме; осуществляют процессы анализа, синтеза, сравнения; рассуж- дают. Формулируют ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения |
IV. Итог урока. Рефлексия | – О чем вы думали, размышляли, читая рассказ? – Что вам дал для жизни этот урок? – Что на вас произвело наибольшее впечатление? – Что узнали нового? Что хотели бы узнать еще? – Какое задание понравилось? Почему? – С каким настроением заканчиваете урок? – Какой вывод для себя сделали? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.
Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы и повести познавательны, они раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.