Ш. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - Каждая наука влияет на другие и взаимосвязана с ними. Как вы считаете, что отличает каждую естественную науку от другой, например астрономию от физики, астрономию от химии и т. д.? - Используя учебник (с. 10), перечислите особенности объектов астрономии. - Сегодняшняя тема урока - «Наблюдения - основы астрономии». Как вы считаете, почему именно данный метод вынесен в качестве темы урока? | Высказывают предположения, участвуют в проблемном обсуждении, приходят в совместном диалоге с учителем к выводу об уникальности объектов астрономии и методов данной науки. Работают с текстом научного содержания (текстом учебника) для определения особенностей объектов в астрономии и формулируют высказывания. Высказывают предположения и в совместной беседе с учителем определяют наблюдение как основной метод в астрономии | Построение логически верного высказывания |
IV. Открытие нового знания учащимися | - Для применения метода наблюдения необходимо «упорядочить» положения небесных светил. Для этого вводится понятие «небесная сфера». Используя материал учебника, сформулируйте понятие «небесная сфера» и запишите его. С опорой на рисунок в учебнике и электронную презентацию обсуждается понятие «небесная сфера», вводятся понятия «зенит», «надир», «отвесная линия», «плоскость горизонта». - Предложите способ определения положения светила на небесной сфере. Сколько координат необходимо ввести для этого? Вводится координата относительно сторон горизонта (азимут) и относительно линии истинного горизонта (высота). - Наблюдения могут проводиться как невооруженным глазом, так и с использованием специальной аппаратуры. Организует беседу о наименьших угловых размерах тел, наблюдаемых невооруженным глазом. - Используя учебник (рис. 1.2), поясните, в чем состоит способ определения расстояния. | Анализируют текст научного содержания (текст учебника), записывают определение понятия «небесная сфера». Участвуют в беседе с учителем, графически изображают небесную сферу, точку зенита, надира, отвесную линию, плоскость истинного горизонта, точки юга и севера. В совместной беседе с учителем учащиеся приходят к выводу о необходимости двух координат, каждая из которых должна быть связана с определенной точкой на небесной сфере. Указывают графически для произвольного светила на небесной сфере азимут и высоту. Интерпретируют информацию о кинестетическом методе, представленную в графическом и текстовом виде. | Анализ научных понятий с использованием информации, представленной в различных формах |