СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 21. А. МИТТА «ШАР В ОКОШКЕ». Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения самостоятельной работе с новым произведением; учить читать молча, моделировать обложку, выявлять духовно-нравственный опыт (раскрытие нравственного значения поступка, личностного смысла поведения героев, объяснение и подтверждение словами из текста, пословицами); содействовать воспитанию чувства сострадания к слабым, желания заботиться о них; способствовать сплочению классного коллектива, осознанию ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок 21. А. МИТТА «ШАР В ОКОШКЕ». Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ».»

Урок 21. А. Митта «Шар в окошке».
Е. Пермяк «Две пословицы»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для обучения самостоятельной работе с новым произведением; учить читать молча, моделировать обложку, выявлять духовно-нравственный опыт (раскрытие нравственного значения поступка, личностного смысла поведения героев, объяснение и подтверждение словами из текста, пословицами); содействовать воспитанию чувства сострадания к слабым, желания заботиться о них; способствовать сплочению классного коллектива, осознанию ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности

Планируемые результаты

Предметные: определяют тему, жанр, подробно пересказывают по готовому плану; сравнивают произведения различных жанров; объясняют значения пословиц

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение произведений; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи, моделируют обложку книги;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: портреты А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек, нарисованные шарики по количеству обучающихся


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка домашнего

задания

– Вы выполняли по группам творческие задания.

– 1-я группа работала в библиотеке, подбирала сказки
В. Сутеева. Какие сказки В. Сутеева вы нашли в библиотеке?

– 2-я группа определяла героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры. Работайте на другой стороне
доски.

Герои сказок В. Сутеева


– 3-я группа составляла модель обложки произведения
В. Сутеева, которое вы читали дома; вспоминала отличия рассказа от сказки.

– Докажите, почему произведение, прочитанное дома, является сказкой?

– 4-я группа отрабатывала выразительное чтение.

– Послушаем выразительное чтение по ролям (отрывок
на с. 46 учебника).

– Что вы запомнили о писателе?















– Сказка – это произведение устного народного творчества. Главное в сказке – вымысел, фантазия. Рассказ – это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые происходят в жизни.

Рассказывают о писателе

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Сообщение новой темы урока

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

– Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями. Ваша задача – определить их жанр и тему

Принимают и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой
проблеме

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение
текста произведения А. Митты «Шар
в окошке».

– Разберем произведение А. Митты «Шар в окошке».

– Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.


Читает 1-й абзац




После чтения учителя читают самостоятельно про себя

2. Беседа по содержанию прочитанного

– Почему автор назвал свое произведение «Шар в окошке»?

– Что же случилось с Колей? Найдите в тексте и прочитайте, как Коля заболел.

– На каком этаже жил Коля? Что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте.

– Какое настроение было у Коли?

– Почему Коле стало хорошо?

– Какие друзья у Коли?

– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?

Отвечают на вопросы

3. Самостоятельная работа в парах

1. О ком и о чем этот рассказ?

а) О детях;

б) о животных;

в) о природе.

2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркните.

а) Верные;

б) равнодушные;

в) находчивые;

г) веселые;

д) трусливые.

3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.

а) Чай пить – не дрова рубить; 

б) без беды друга не узнаешь; 

в) делу время – потехе час.

– Оцените свою работу в паре

Выполняют задания самостоятельной работы

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Организация восприятия и усвоения обучающимися нового произведения.

1) Знакомство
с произведением Е. Пермяка «Две пословицы»

– А сейчас познакомимся с произведением Е. Пермяка «Две пословицы».

– Ваша задача: определить жанр и тему произведения, доказать свою точку зрения, составить модель обложки


Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2) Словарная работа

Ярмарка – регулярно проводимый большой торг с развлечениями, увеселениями.

Пригоршня – горсть (ладонь).

Медяки – медные копейки.

Пятак – 5 копеек.

Гривенник –10 копеек.

Глазеть – смотреть с удивлением.

Плотвичка – вид мелкой рыбы.

Кудлатая (собака) – лохматая.

Семиголосая гармошечка – звучат все семь нот

Объясняют значение непонятных слов

3) Составление обложки

– Кто автор произведения?

– Как называется произведение?

– Е. Пермяк.

– «Две пословицы»


4) Работа по тексту. Выборочное чтение

– Охарактеризуйте Костю, Федю.

– Кто помогал Косте?

– Что шепнула собака Косте на ярмарке?

– Разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

– С чего начинается сказка?

– Как развивается действие?

– Назовите самый напряженный момент.

– Как продолжается действие?

– Чем заканчивается сказка?

– Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?




Отвечают на вопросы


5) Тест

Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал)

Самостоятельная работа над заданиями теста


V. Итог урока. Рефлексия

– Мы рассмотрели два произведения. Сравним модели
обложек.

– В чем их отличия?

– Чем похожи произведения?

– Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

– Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?

– У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам прилетел красный шарик, который на своей ниточке унесет привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее задание

Прочитать два текста (с. 47–50); подготовить подробный пересказ произведения «Шар в окошке».

1-я группа. Разделить сказку Е. Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

2-я группа. В рабочей тетради выполнить задание
на с. 28–29 по произведению «Две пословицы»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)


Ресурсный материал

Тест

1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?

а) Игрушки; б) оружие; в) корм для животных.

2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:

а) мама не разрешила; б) Костя не взял с собой; в) не было денег.

3. На ярмарку Костя шел:

а) через город; б) лес; в) поле.

4. Первым на дороге Костя повстречал:

а) собаку; б) голубя; в) старичка-лесовичка.

5. Дорогу через речку показала Косте:

а) щучка; б) плотвичка; в) ставридка.

6. На ярмарке у Кости украли:

а) деньги;  б) велосипед; в) все вместе.

7. Вора нашла:

а) милиция; б) кошка; в) собака.

8. Чего Костя не купил?

а) гармошку; б) сладости; в) балалайку.

9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:

а) удивился; б) поблагодарил; в) попросил еще и конфет.

10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;

в) друзья познаются в беде.

Ответы: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – в; 9 – а; 10 – в