Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: создать условия для обучения самостоятельной работе с новым произведением; учить читать молча, моделировать обложку, выявлять духовно-нравственный опыт (раскрытие нравственного значения поступка, личностного смысла поведения героев, объяснение и подтверждение словами из текста, пословицами); содействовать воспитанию чувства сострадания к слабым, желания заботиться о них; способствовать сплочению классного коллектива, осознанию ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, совместной деятельности |
Планируемые результаты |
Предметные: определяют тему, жанр, подробно пересказывают по готовому плану; сравнивают произведения различных жанров; объясняют значения пословиц | Метапредметные: познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение произведений; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи, моделируют обложку книги; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия | Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Образовательные ресурсы: портреты А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек, нарисованные шарики по количеству обучающихся |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке | Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. На сегодняшнем уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, План рассказа составлять, Выразительно читать | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Вы выполняли по группам творческие задания. – 1-я группа работала в библиотеке, подбирала сказки В. Сутеева. Какие сказки В. Сутеева вы нашли в библиотеке? – 2-я группа определяла героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры. Работайте на другой стороне доски.  – 3-я группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома; вспоминала отличия рассказа от сказки. – Докажите, почему произведение, прочитанное дома, является сказкой? – 4-я группа отрабатывала выразительное чтение. – Послушаем выразительное чтение по ролям (отрывок на с. 46 учебника). – Что вы запомнили о писателе? | – Сказка – это произведение устного народного творчества. Главное в сказке – вымысел, фантазия. Рассказ – это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые происходят в жизни. Рассказывают о писателе | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
III. Сообщение новой темы урока | Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. – Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями. Ваша задача – определить их жанр и тему | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Изучение нового материала. 1. Чтение текста произведения А. Митты «Шар в окошке». | – Разберем произведение А. Митты «Шар в окошке». – Прочитайте, что же случилось с Колей дальше. Читает 1-й абзац | После чтения учителя читают самостоятельно про себя |
2. Беседа по содержанию прочитанного | – Почему автор назвал свое произведение «Шар в окошке»? – Что же случилось с Колей? Найдите в тексте и прочитайте, как Коля заболел. – На каком этаже жил Коля? Что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте. – Какое настроение было у Коли? – Почему Коле стало хорошо? – Какие друзья у Коли? – А как бы вы поступили на месте Миши и Кати? | Отвечают на вопросы |
3. Самостоятельная работа в парах | 1. О ком и о чем этот рассказ? а) О детях; б) о животных; в) о природе. 2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркните. а) Верные; б) равнодушные; в) находчивые; г) веселые; д) трусливые. 3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу. а) Чай пить – не дрова рубить; б) без беды друга не узнаешь; в) делу время – потехе час. – Оцените свою работу в паре | Выполняют задания самостоятельной работы |
Физкультминутка | Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. | Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились. | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Организация восприятия и усвоения обучающимися нового произведения. 1) Знакомство с произведением Е. Пермяка «Две пословицы» | – А сейчас познакомимся с произведением Е. Пермяка «Две пословицы». – Ваша задача: определить жанр и тему произведения, доказать свою точку зрения, составить модель обложки | | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2) Словарная работа | Ярмарка – регулярно проводимый большой торг с развлечениями, увеселениями. Пригоршня – горсть (ладонь). Медяки – медные копейки. Пятак – 5 копеек. Гривенник –10 копеек. Глазеть – смотреть с удивлением. Плотвичка – вид мелкой рыбы. Кудлатая (собака) – лохматая. Семиголосая гармошечка – звучат все семь нот | Объясняют значение непонятных слов |
3) Составление обложки | – Кто автор произведения? – Как называется произведение? | – Е. Пермяк. – «Две пословицы» | |
4) Работа по тексту. Выборочное чтение | – Охарактеризуйте Костю, Федю. – Кто помогал Косте? – Что шепнула собака Косте на ярмарке? – Разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме. – С чего начинается сказка? – Как развивается действие? – Назовите самый напряженный момент. – Как продолжается действие? – Чем заканчивается сказка? – Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»? | Отвечают на вопросы | |
5) Тест | Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал) | Самостоятельная работа над заданиями теста | |
V. Итог урока. Рефлексия | – Мы рассмотрели два произведения. Сравним модели обложек. – В чем их отличия? – Чем похожи произведения? – Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»? – Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»? – У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам прилетел красный шарик, который на своей ниточке унесет привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Прочитать два текста (с. 47–50); подготовить подробный пересказ произведения «Шар в окошке». 1-я группа. Разделить сказку Е. Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета. 2-я группа. В рабочей тетради выполнить задание на с. 28–29 по произведению «Две пословицы» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
а) Игрушки; б) оружие; в) корм для животных.
а) мама не разрешила; б) Костя не взял с собой; в) не было денег.
а) через город; б) лес; в) поле.
а) собаку; б) голубя; в) старичка-лесовичка.
а) щучка; б) плотвичка; в) ставридка.
а) деньги; б) велосипед; в) все вместе.
а) милиция; б) кошка; в) собака.
а) гармошку; б) сладости; в) балалайку.
а) удивился; б) поблагодарил; в) попросил еще и конфет.
в) друзья познаются в беде.