СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №28 Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  2. развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности;
  3. воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок № 28 СПП Обстоятельственные»

9 класс


Урок №28

Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Цель:

совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

Задачи:

  1. формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

  2. развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности;

  3. воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают виды придаточных предложений в СПП, умеют определять их, делают синтаксический разбор предложений, расставляют знаки препинания в СПП

Оборудование:

учебник, опорные таблицы, рабочая карта урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Создание эмоционально-психологического настроя

  1. Работа с афоризмом.

"Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

  1. Метафора на формирование чувства уверенности "Всё в твоих руках”– известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!

  1. Целеполагание.


Учащиеся определяют основные мысли афоризма и притчи.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Вопросы для проверки знаний

Какие предложения называются простыми?
Какие предложения называются сложными?
Какие предложения называются бессоюзными?
Какие предложения называются союзными?
На какие группы делятся союзные предложения?
Какие предложения называются сложносочиненными?
Какие предложения называются сложноподчиненными?
Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?


2.Практическая самостоятельная работа.

-На ваших столах лежат рабочие листы, где даны задания под номером I. Расставьте знаки препинания. (Учащиеся работают 2 минуты) Далее в процессе работы над темой вы проверите правильность поставленных знаков препинания.


Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание по пунктуации.

  1. Изучение нового материала.

1) Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, и они долго висят на каждой иголочке, украшая их, будто бриллианты.

Задания:

  • Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Найдите обстоятельства, определите, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.

  • Укажите, какие ещё виды обстоятельства вам известны; приведите примеры.

2) Работа с таблицей учебника (стр.128)

  • Прочитайте примеры, задайте вопросы к обстоятельственным придаточным каждого вида.

  • Обратите внимание на средства связи. Можно ли в главном предложении найти слово, к которому относятся по смыслу придаточные? Все ли виды обстоятельственных придаточных относятся ко всему главному предложению? Укажите какие?

  • Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств?


Выполняют синтаксический разбор предложения, вспоминают виды обстоятельств.

Работают с таблицей учебника, определяют средства связи, позицию придаточных, соотносят виды обстоятельственных придаточных с видами обстоятельств

  1. Закрепление

        1. Задание:

- Зачитываем предложения под номером IV, определяем вид придаточных обстоятельственных, расставляем знаки препинания

1.Куда ни взглянешь, всюду холмы. (Места)
2.Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (Времени)
3.Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условие)
4.Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (Цели)
5.Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. (Уступки)
6.Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. (Следствие)
7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)
8.Он бежал так, как раньше не бегал. (Сравнение)
9.Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок. (Образа действия и степени)
10. Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вёз не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту. (Меры и степени)

Словарная работа: прозодежда (мн. числа – нет), производственная одежда; специальная одежда для работы

        1. Тестовая работа (один ученик выполняет на доске синтаксический разбор предложении, остальные ученики – тест)

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпишите, начертите его схему.
Воздух так чист, что видна каждая ветка. (степени)
Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. { тот сущ. }, ( с.с.где ).
Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня. (времени), начертите его схему.

2) Укажи номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите, начертите его схему.
Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало. (определительное)
Нет истины , где нет любви. { }, (где ).
Недаром говорится, что дело мастера боится. (изъяснительное)

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпишите, начертите его схему.
Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. (обстоятельст.)
Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды. { гл.}, (с.что).
Куда ни оглянись, всюду рожь густая. (обстоят.)

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения.)

Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

        1. Резервное задание: составьте по схемам предложения.
          1.(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой). […сущ. ], (которая…).
          2.(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя). […, ( когда),… ].
          3.(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье). (Чтоб …), [ ].
          4.(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят). [ ], (хотя …).

Выполняют задания по рабочей карте урока – практикум.

Самооценивание.

  1. Подведение итогов.

Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  • Главным для меня на уроке было то, …

  • Теперь я буду знать, что …

  • Меня огорчило то, что …

  • Я рад, что…

  • Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Проводят саморефлексию

Домашнее задание.


§ 16, упражнение № 225

Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души”.




Просмотр содержимого документа
«Рабочие листы»

Рабочие листы

I.Расставить знаки препинания.

1.И лицо её стало так задумчиво, так грустно что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так как раньше не бегал.
2. Он едет туда где никто не бывал.
3.Когда дым рассеялся на земле лежала раненая лошадь”
4.Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине если б его секунданты не поддержали.
5. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня.
6.Он изучал все живые струны сердца человеческого как изучают жилы трупа.

7.Вера больна, очень больна хотя в этом и не признаётся.
8.Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти.

II. Расставить знаки препинания. Определить вид придаточного.

1.Куда ни взглянешь всюду холмы.
2.Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
3.Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
4.Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
5.Савельич мало-помалу успокоился хотя все еще изредка ворчал про себя.
6.Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.
7.Вечером гости уехали потому что в доме негде было поместиться.
8.Он бежал так как раньше не бегал.


III. Выполните задания
1) Укажи СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпиши, начертите его схему.
Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
Нет истины где нет любви.
Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
Куда ни оглянись всюду рожь густая.

IV. Составить предложения по схемам:

1.[…сущ. ], (которая…).

___________________________________________________________________________________________

2. […, ( когда),… ].

___________________________________________________________________________________________

3. (Чтоб …), [ ].

___________________________________________________________________________________________

4. [ ], (хотя …).



Просмотр содержимого презентации
«9 класс СПП с придаточными обстоятельственными Обобщение»

- познакомиться с обстоятельственными придаточными; - рассмотреть характерные признаки придаточных места, времени, причины, цели, уступки, условия и следствия.

- познакомиться с обстоятельственными придаточными;

- рассмотреть характерные признаки придаточных места, времени, причины, цели, уступки, условия и следствия.

Виды обстоятельств по значению Вопросы Места где? куда? откуда? Времени когда? как долго? с каких пор? (с какого времени?) до каких пор? Причины почему? отчего? по какой причине? Образа действия, меры и степени как? каким образом? в какой степени? Сравнения как? Цели зачем? для чего? с какой целью? Условия при каком условии? Уступки несмотря на что?

Виды обстоятельств по значению

Вопросы

Места

где? куда? откуда?

Времени

когда? как долго?

с каких пор? (с какого времени?)

до каких пор?

Причины

почему? отчего? по какой причине?

Образа действия, меры и степени

как?

каким образом?

в какой степени?

Сравнения

как?

Цели

зачем? для чего? с какой целью?

Условия

при каком условии?

Уступки

несмотря на что?

Виды обстоятельств и обстоятельственных придаточных

Примеры придаточных предложений

Примеры обстоятельств

От восхода до заката жизнью улицы кипят.

Сенокос запоздал из-за дождей.

С горы бежит поток проворный.

За печкой тикал, как ходики , сверчок.

Место оказалось совсем неудачным.

Снег падал медленно и бесшумно.

Уступки

В домах, несмотря на ранний час , горели лампы.

Я уговорил Шарко идти берегом, хотя это был длиннейший путь.

Места

Там, где была раньше одинокая скала , лежала груда обломков.

Времени

Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце.

Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза .

Причины

Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги.

Меры и степени

Савельич так поражён был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.

Образа действия

Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал.

Сравнения

-

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Следствия (вид обстоятельственного придаточного)

Чуден Днепр при тихой погоде.

Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.

Условия

Цели

Пришлось остановиться, чтобы навести порядок .

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.

1. Мы разбили лагерь ( где? )... . 2. Подснежники появляются ( когда? )... . 3. ( Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась. 4. Для того ( для чего? ) ... нужно много читать. 5. Мы пойдём за грибами ( при каком условии? ). 6. Было ещё холодно ( несмотря на что? ). 7. На воду опустился густой туман ( что из этого следовало? ) 5

1. Мы разбили лагерь ( где? )... .

2. Подснежники появляются ( когда? )... .

3. ( Отчего? ) ... высокая спелая рожь низко наклонилась.

4. Для того ( для чего? ) ... нужно много читать.

5. Мы пойдём за грибами ( при каком условии? ).

6. Было ещё холодно ( несмотря на что? ).

7. На воду опустился густой туман ( что из этого следовало? )

5

где? 1. [    ] , (где ). - места когда? 2. [    ] , (когда ). - времени отчего? 3. (Оттого что ) , [    ] . - причины зачем? 4. (Для того чтобы) , [    ] . - цели 6

где?

1. [ ] , (где ). - места

когда?

2. [ ] , (когда ). - времени

отчего?

3. (Оттого что ) , [ ] . - причины

зачем?

4. (Для того чтобы) , [ ] . - цели

6

при каком условии? 5. [    ] , (если ). - условия несмотря на что? 6. [    ] , (хотя ). - уступки что из этого следовало? 7. [    ] , (так что ). - следствия 7

при каком

условии?

5. [ ] , (если ). - условия

несмотря

на что?

6. [ ] , (хотя ). - уступки

что из этого

следовало?

7. [ ] , (так что ). - следствия

7

Задание: запишите предложения в следующей последовательности, расставьте знаки препинания. 1. СПП с придаточным времени. 2. СПП с придаточным причины. 3. СПП с придаточным места. 4. СПП с придаточным условным. 5. СПП с придаточным цели. 7

Задание: запишите предложения в следующей последовательности, расставьте знаки препинания.

1. СПП с придаточным времени.

2. СПП с придаточным причины.

3. СПП с придаточным места.

4. СПП с придаточным условным.

5. СПП с придаточным цели.

7

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное места 1. Оттуда, где была река, веяло сыростью. б) придаточное уступки в) придаточное цели 2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека. г) придаточное причины 1 – а 2 – г 3 – в 4 – б 3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного. 4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. 7

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное места

1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.

б) придаточное уступки

в) придаточное цели

2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.

г) придаточное причины

1 – а

2 – г

3 – в

4 – б

3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.

4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

7

Соотнесите предложения с типом придаточного 1. Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. а) придаточное места б) придаточное времени в) придаточное цели 2. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается. г) придаточное условное 3. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней. 1 – б 2 – а 3 – г 4 – в 4. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни. 7

Соотнесите предложения с типом придаточного

1. Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.

а) придаточное места

б) придаточное времени

в) придаточное цели

2. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

г) придаточное условное

3. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я заходил к ней.

1 – б

2 – а

3 – г

4 – в

4. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё

горло распевал песни.

7

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное причины 1. Теперь, когда всё уже стало известно, мне было очень жаль моего брата. б) придаточное времени в) придаточное уступки 2. Первыми тронулись на юг болотные птицы, так как болота начали уже замерзать. г) придаточное условное 1 – б 2 – а 3 – г 4 – в 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. 4. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий. 7

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное причины

1. Теперь, когда всё уже стало известно, мне было очень жаль моего брата.

б) придаточное времени

в) придаточное уступки

2. Первыми тронулись на юг болотные птицы, так как болота начали уже замерзать.

г) придаточное условное

1 – б

2 – а

3 – г

4 – в

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

4. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий.

7

Соотнесите предложения с типом придаточного а) придаточное причины 1. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. б) придаточное следствия в) придаточное цели 2. Зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле. г) придаточное условное 1 – г 2 – в 3 – б 4 – а 3. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала. 4. Меня захватила эта книга, потому что до сих пор я ничего не знал про революционеров. 7

Соотнесите предложения с типом придаточного

а) придаточное причины

1. Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.

б) придаточное следствия

в) придаточное цели

2. Зло существует, чтобы с ним бороться, а не взвешивать на коромысле.

г) придаточное условное

1 – г

2 – в

3 – б

4 – а

3. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала.

4. Меня захватила эта книга, потому что до сих пор я ничего не знал про революционеров.

7

Просмотр содержимого презентации
«Урок №28 СПП обстоятельственные»

Сложноподчинённое предложение.  Типы придаточных предложений Придаточное обстоятельственное

Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений

Придаточное обстоятельственное

Придаточное обстоятельственное

Придаточное обстоятельственное

  • Места
  • Времени
  • Условия
  • Причины
  • Цели
  • Сравнения
  • Образа действия
  • Меры и степени
  • Уступки
  • Следствия
Придаточное предложение места Вопросы  Союзные слова Где Куда Откуда Где? Куда? Откуда?

Придаточное предложение места

Вопросы

Союзные слова

  • Где
  • Куда
  • Откуда

Где?

Куда?

Откуда?

Придаточное предложение времени Вопросы  Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Когда? С каких пор? До каких пор?

Придаточное предложение времени

Вопросы

Союзы

  • Когда
  • Едва
  • Лишь
  • Только
  • Пока
  • С тех пор как
  • Лишь только
  • Как только
  • В то время как
  • По мере того как

Когда?

С каких пор?

До каких пор?

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы При каком условии?

Придаточное предложение условия

Вопрос

Союзы

При каком условии?

  • Если
  • Если бы
  • Если…то
  • Раз
  • Когда (= если)
  • Коли
  • Когда бы
Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Почему? Отчего? По какой причине?

Придаточное предложение причины

Вопросы

Союзы

  • Потому что
  • Так как
  • Ибо
  • Оттого что
  • Вследствие того что
  • Благодаря тому что
  • Тем более что
  • В связи с тем
  • Что

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Зачем? Для чего? С какой целью?

Придаточное предложение цели

Вопросы

Союзы

  • Чтобы
  • Для того чтобы
  • Дабы
  • С тем чтобы
  • Затем чтобы
  • Только бы
  • Лишь бы

Зачем?

Для чего?

С какой целью?

Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как?

Придаточное предложение сравнения

Вопрос

Союзы

Как?

  • Как
  • Словно
  • Точно
  • Будто
  • Как будто
  • Подобно тому
  • Подобно тому как
Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Каким образом? Как?

Придаточное предложение образа действия

Вопросы

Союзы

  • Как
  • Как будто
  • Точно
  • Чтобы

Каким образом?

Как?

Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова В какой степени? Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько В какой мере?

Придаточное предложение меры и степени

Вопросы

Союзы, союзные слова

В какой степени?

  • Так + (наречие)
  • Что
  • Как
  • Сколько
  • Насколько

В какой мере?

Придаточное предложение уступки Вопрос Союзы, союзные слова Хотя Несмотря на то что Пусть Пускай Как ни Что ни Куда ни Кто ни Где ни Сколько ни Вопреки чему? Несмотря на что?

Придаточное предложение уступки

Вопрос

Союзы, союзные слова

  • Хотя
  • Несмотря на то что
  • Пусть
  • Пускай
  • Как ни
  • Что ни
  • Куда ни
  • Кто ни
  • Где ни
  • Сколько ни

Вопреки чему?

Несмотря на что?

Придаточное предложение следствия Вопрос Союз Что из этого следует?

Придаточное предложение следствия

Вопрос

Союз

Что из этого следует?

  • Так что
СПП с придаточным места

СПП с придаточным места

  • Вдруг там, (где?) где прибой швыряет свои белые фонтаны , поднялся орел.
  • Он засмеялся и пошёл, (куда?) куда захотелось ему .
  • (Где?) Куда река пошла , там и русло будет.
СПП с придаточным времени

СПП с придаточным времени

  • (Когда?) Лишь только брезжил рассвет , выходила в озеро белая лодка.
  • Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко.
  • (Когда?) Как только ушли миноносцы , мы стали ставить палатки и собирать дрова.
СПП с придаточным условия

СПП с придаточным условия

  • (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдёт.
  • Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя .
  • Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась .
СПП с придаточным причины

СПП с придаточным причины

  • Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить , что ей делать.
  • Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер .
  • Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека .
СПП с придаточным цели

СПП с придаточным цели

  • Няня оставалась в тени, (зачем?) чтобы вязать чулок .
  • Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи .
  • В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины .
СПП с придаточным сравнения

СПП с придаточным сравнения

  • Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески .
  • Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы .
  • Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки .
СПП с придаточным образа действия

СПП с придаточным образа действия

  • Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников .
  • Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер.
  • Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.
СПП с придаточным меры и степени

СПП с придаточным меры и степени

  • Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни .
  • Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу .
  • Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар .
СПП с придаточным уступки

СПП с придаточным уступки

  • В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось .
  • (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом , однако похудел и даже позеленел.
  • Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят .