Урок 39
Тема: ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА (§ 35, с. 155)
Цели урока:
ознакомить с понятием «деепричастие несовершенного вида», со способами образования деепричастий несовершенного вида;
формировать умения учащихся образовывать деепричастия с учетом вида глагола, употреблять деепричастия несовершенного вида в устной и письменной речи.
воспитывать культуру речи.
Ход урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания (упр. 285)
1.Колоски ржи, так и не налившись зерном, засохли ещё до цветения. 2. Лукавое время играет в минутки, не требуя крупных монет. 3. Над садом, в дымном небе, тревожно торчит аист и, порой недоумевая крепко, деревянно стучит клювом: что же это за дождь такой, потоп, настоящий потоп! 4. Ни слова не сказав другу о предложении американца, Лучников вышел из ложи прессы. 5. Когда взошло солнце, розы, не выдержав яркого света, одна за другой завяли. 6. Учиться теме, Федька, надо, не покладая рук учиться, тогда ты засверкаешь как золото.
Дождь – 1 слог. д – [ д ] – согл., тв., звонк. о – [ о ] – гласн., ударн. ж – [ ш ] – согл., тв., глух. д – [ т` ] – согл., мягк., глух. ь – [ - ] 5 букв, 4 звука | Такой – мест., н.ф. такой; указат., м.р., ед.ч., И.п.; определение. |
Этап актуализации усвоенных знаний
Дидактическая игра «Верно - неверно».
Отметьте верные утверждения.
Деепричастие обозначает признак предмета по действию. («-»)
Деепричастия не изменяются. («+»)
Деепричастия изменяются по наклонениям. («-»)
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. («+»)
Деепричастный оборот является одним членом предложения. («+»)
Если деепричастный оборот выражен фразеологизмом, то запятыми он не выделяется. («+»)
Деепричастия обладают признаками двух частей речи - глагола и прилагательного. («-»)
Деепричастия в предложении поясняют глагол-сказуемое. («+»)
Действие, выраж. глаголом, и действие, выраж. деепричастием, выполняются разными лицами. («-»)
Деепричастия бывают действительными и страдательными. («-»)
2. Объяснительный диктант (схемы !!!)
1. В небе, распластав крылья и устремив глаза свои в траву, неподвижно стояли ястребы.
х
…, | | и | |, глаг. …
2. Мы спустились к воде, хватаясь за стелющиеся по земле коренья, и, медленно перейдя её вброд, выбрались на откос другого берега.
х х
… глаг., | | , и , | |, глаг. …
Ориентировочно-мотивационный этап
- Попробуйте сформулировать вопросы для обсуждения на уроке, если его тема «Деепричастия несовершенного вида». (Что обозначают деепричастия несовершенного вида? Какие суффиксы можно выделить в этих деепричастиях? Как образуются деепричастия несовершенного вида? От чего зависит их образование?)
Объявление темы и целей урока
V. Операционно-познавательный этап
1.Чтение материала учебного пособия на с. 157.
Составление таблицы «Образование деепричастий несовершенного вида» с использованием материала упр. 288.
Вопросы | Деепричастия несовершенного вида |
1. Что обозначают? | Незаконченное добавочное действие, происходящее одновременно с основным действием. |
2. На какие вопросы отвечают? | Что делая? |
3. От каких глаголов образуются? | От глаголов несовершенного вида. |
4. Какие глагольные основы используются при образовании? | Основа настоящего времени. |
5. С помощью каких суффиксов образуются? | -а, -я |
Разбор по составу.
Вариант 1. Слыша, думая, усмехаясь. Вариант 2. Лёжа, чихая, моясь.
VI. Закрепление
Упр. 289 (устно).
Задыхаясь ← задыхаются, щебеча ← щебечут, извещая ← извещают, ожидая ← ожидают.
Упр. 290.
Ключ. Гуляя, шепча, обгоняя, спасая, хрустя, хохоча, мчась, поджимая, гонясь, щекоча, кружась, сверкая.
От глаголов повиснуть, открыть, напечатать, растаять, восстановить, засмотреться, разглядеть деепричастия несов. вида образовать нельзя, так как данные глаголы сов. вида.
Физминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ,
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
Упр. 292.
| Русский язык | Белорусский язык |
Писать - пiсаць | - | пiшучы |
Тянуть - цягнуць | - | цягнучы |
Бить - бiць | - | б’ючы |
Жевать - жаваць | + жуя | жуючы |
Сидеть - сядзець | + сидя | седзячы |
Думать - думаць | + думая | думаючы |
Лечь - легчы | + лёжа | лёжачы |
Вязать - вязаць | - | вяжучы |
Чтение материала на с. 159 учебного пособия.
Доп. информация: Не образуются деепричастия несов. вида от глаголов:
1) на -чь (жечь, стеречь, беречь, печь, стричь, мочь);
2) на -нуть (киснуть, пахнуть, втянуть, тонуть, мокнуть, мерзнуть);
3) у которых в основе настоящего времени нет гласных (тку, жну, лгу, рву, мну, шью, пью);
4) у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных (вяжу - вязать, пишу — писать, мажу — мазать, кажусь — казаться).
5. Самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание § 35 , упр. 293.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Самостоятельная работа
1. Замените деепричастиями один из глаголов. Запишите предложения с нужными знаками препинания. Составьте схему первого предложения. Деепричастия разберите по составу.
Вариант 1: Я ш__л к к__литке и увид__л игравших в саду детей. К__литка открывалась и противно скр__пела.
Вариант 2: Листья падали на землю и од__вали её легк__м покрывалом. Р__бенок смеялся и тянулся к игрушке.
2. Исправьте ошибки в предложениях. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
Вариант 1: 1. Выб__рай друга (не)спешив а ещё мен__ше сп__ши м__нять его. 2. (Не)трудившись (не)найдёш__ счаст__я (не)посе__в (не)соб__рёш__ ур__жая.
Вариант 2: 1. (Не)возможно жить на бел__м свете (не)вн__кши ни(во)чьи дела. 2. Боявшись оп__здать он не просто ш__л а почти б__жал в ун__в__рситет.
3. Вспомните три фразеологизма, в составе которых есть деепричастия несов.вида. Составьте с этими фразеологизмами предл-я, разные по цели высказывания, и запишите их.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Самостоятельная работа
1. Замените деепричастиями один из глаголов. Запишите предложения с нужными знаками препинания. Составьте схему первого предложения. Деепричастия разберите по составу.
Вариант 1: Я ш__л к к__литке и увид__л игравших в саду детей. К__литка открывалась и противно скр__пела.
Вариант 2: Листья падали на землю и од__вали её легк__м покрывалом. Р__бенок смеялся и тянулся к игрушке.
2. Исправьте ошибки в предложениях. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
Вариант 1: 1. Выб__рай друга (не)спешив а ещё мен__ше сп__ши м__нять его. 2. (Не)трудившись (не)найдёш__ счаст__я (не)посе__в (не)соб__рёш__ ур__жая.
Вариант 2: 1. (Не)возможно жить на бел__м свете (не)вн__кши ни(во)чьи дела. 2. Боявшись оп__здать он не просто ш__л а почти б__жал в ун__в__рситет.
3. Вспомните три фразеологизма, в составе которых есть деепричастия несов.вида. Составьте с этими фразеологизмами предл-я, разные по цели высказывания, и запишите их.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Самостоятельная работа
1. Замените деепричастиями один из глаголов. Запишите предложения с нужными знаками препинания. Составьте схему первого предложения. Деепричастия разберите по составу.
Вариант 1: Я ш__л к к__литке и увид__л игравших в саду детей. К__литка открывалась и противно скр__пела.
Вариант 2: Листья падали на землю и од__вали её легк__м покрывалом. Р__бенок смеялся и тянулся к игрушке.
2. Исправьте ошибки в предложениях. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.
Вариант 1: 1. Выб__рай друга (не)спешив а ещё мен__ше сп__ши м__нять его. 2. (Не)трудившись (не)найдёш__ счаст__я (не)посе__в (не)соб__рёш__ ур__жая.
Вариант 2: 1. (Не)возможно жить на бел__м свете (не)вн__кши ни(во)чьи дела. 2. Боявшись оп__здать он не просто ш__л а почти б__жал в ун__в__рситет.
3. Вспомните три фразеологизма, в составе которых есть деепричастия несов.вида. Составьте с этими фразеологизмами предл-я, разные по цели высказывания, и запишите их.