СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 39 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Щ, щ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с новой буквой Щ, щ и правилами написания гласных после [щ’], [ч’], выяснению (выделению) особенностей звука [щ’], выполнению звукового анализа слов «ящик», «клещи», использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; сформировать представление учащихся о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; способствовать развитию монологической и диалогической речи, воображения, внимания, памяти.

Просмотр содержимого документа
«Урок 39 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Щ, щ.»

Урок 39
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Щ, щ

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с новой буквой Щ, щ и правилами написания гласных после щ’, ч’, выяснению (выделению) особенностей звука щ’, выполнению звукового анализа слов «ящик», «клещи», использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; сформировать представление учащихся о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; способствовать развитию монологической и диалогической речи, воображения, внимания, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Щ, щ, правила написания гласных после щ’, ч’; умеют выделять в речи звук щ’, использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, рассуждать об особенностях звука щ’.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; логические – составление слов по схемам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

– Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)

– О чём мечтал он, лёжа на печи?

– Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».)

Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».

– Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идёт Емеля по деревне, а навстречу ему…

Два щенка щека к щеке Палка есть над головой.

Щиплют щётку в уголке. Палка щёлк щенков с плеча!..

Да у щётки половой Два щенка ушли ворча.

С. Михалков

– Сейчас мы попробуем изобразить этих щенков. Выйдите из-за парт. Покажите, какие щенки маленькие. Присядьте, колени обхватите руками.

– Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.

– Покажите, как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.

– Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.

– Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Гав!».

– Идёт Емеля дальше, а навстречу ему…

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

– Сейчас попробуем изобразить эту лошадку.

Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)

– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., товари.., ле.., ..епка» (запись на доске).

– Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].)

– Выполним артикуляционную зарядку. Произнесите звук несколько раз.

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.

– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’]. Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)

– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’].

Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.

– Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.

II. Открытие нового знания.

1. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи».

– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.)

– Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».

– Выполните звукобуквенный анализ слова «клещи».

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)

2. Знакомство с буквой.

– На что похожа буква щ?

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.

– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.

3. Игра «Живые буквы» (слово «ящик»).

– Убираем буквы в следующем порядке:

  • букву, которая обозначает твёрдый согласный;

  • букву, которой обозначен звук [й’] (это ловушка, такого звука в слове нет);

  • букву, обозначающую согласный непарный мягкий звук.

– Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)

  • Убрать букву, которой записан безударный гласный;

  • убрать букву, которой записан ударный гласный.

– В чём особенность этой буквы в начале слова?

4. Поиск слов в слове.

– Найдите слово в слове «овощи». (Щи.)

– Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.)

– Какое слово повторилось?

– Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи!

У шипящей этой буквы Сколько свёклы, сколько брюквы

Щи и борщ кипят в котлах. И капусты на столах!

По С. Маршаку

– О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали?

III. Первичное закрепление.

1. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок».

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова, которые были составлены из слогов.

– Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».)

– Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.

– Прочитайте слова, в которых два слога.

– Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)

– Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)

– Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, в конце.

Хорошо читающие ученики работают по индивидуальным или групповым заданиям:

1) Подготовить инсценировку стихотворения А. Шибаева «И я бы мог…».

2) Прочитать слова: пильщик, ныряльщик, каменщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.

– Какие из них обозначают профессии? Почему эти люди так называются?

3) Подобрать как можно больше слов со слогом «ще» или со слогом «щи».

– Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.)

– Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Учащиеся подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.)

– Прочитайте рассказ «Щенок».

Хорошо читающие учащиеся получают тексты для чтения:

1) А. Барто «Щенок», «Встреча».

2) С. Михалков «Мой щенок» (отрывки).

3) Е. Благинина «Мой щенок».

Выразительное чтение.

– У Юнны Мориц есть стихотворение «Огромный собачий секрет».

Учитель может прочитать это стихотворение, включить запись песни, показать отрывок из мультфильма.

– Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?

– Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.

2. Работа со считалкой.

– У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот послушайте.

Что щенок опять стащил? Только грызть её не хочет,

Щётку в угол утащил, Щётка нос щенку щекочет.

– Какие назначения могут быть у щёток?

Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой чищу брюки,

Этой щёткой – башмаки, Все три щётки мне нужны.

– Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.)

– Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой щ.

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

Словно щёлкнула хлыстом,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Е. Ефимовский

– Какие слова вы запомнили?

IV. Включение в систему знаний.

1. Лексическая работа.

– Прочитайте слова: клещи, трещотка, щит.

– Объясните значения этих слов. (Учащиеся объясняют, учитель показывает иллюстрации с изображенем данных предметов.)

– Послушайте стихотворение «Нина раз считала вещи».

– Чем необычно это стихотворение?

– Как правильно ответить на вопрос: «Сколько было бы вещей, если б не было клещей»? Расскажите, как вы рассуждали.

– Кто внимательно слушал, скажите: все ли предметы, о которых говорится в стихотворении, нарисованы на рисунке?

– Перечитайте стихотворение самостоятельно и проверьте своё предположение.

– Какие из перечисленных предметов относятся к одежде, инструментам, письменным принадлежностям, музыкальным инструментам?

2. Знакомство с правилом написания гласных после звуков [ч’] и [щ’]. Составление слов по схемам.

– Емеля очень любит слушать сказки, которые рассказывает старуха-мать.

Учитель включает запись сказки.

– Прочитайте стихотворение-правило.

– О чём в нём говорится? (В буквосочетаниях ча – ща пишется буква а, в буквосочетаниях чу – щу пишется буква у.)

– Постарайтесь подобрать слова к схемам. (Роща, чаща, пища; туча, свеча, саранча; лечу, кричу, молчу; свищу; щука.) Запишите слова, которые вы подобрали к данным схемам, в тетрадь. Подчеркните буквосочетания, о которых говорится в правиле.

– Объясните, почему после щ не пишутся буквы ю, я.

3. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Задания:

1) Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква щ.

2) прочитать и дать ответ на стихотворение-задачу.

3) подчеркнуть названия овощей, необходимых для приготовления щей.

4) найти и подчеркнуть слова с буквосочетаниями ши, ща, щу.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Придумайте слова с новым звуком.

– Какой буквой он обозначается?

– Напечатайте слова в тетради.

– Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?

– Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)

Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.)

– Чему вы научились сегодня?