Урок № 57
Тема: А.Н.Майков. «Ласточки».
Цель:Познакомить с творчеством русского поэта;
учить анализировать стихи;
продолжать учить выразительному чтению стихов;
воспитывать бережное отношение к природе;
через поэтический мир автора воспитание у них душевной чуткости, доброты,
умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь её.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя: Мы продолжаем изучать тему: «Мир природы в произведениях русских поэтов и писателей». Родная природа! В художественных произведениях всегда объединяется с понятием «родина».
Учитель: А что такое родина?
Дети: У каждого человека есть маленький уголок, где он родился и живет. Его мы называем родным краем, родиной.
Учитель: Природа – наша Родина. Человек любит свою Родину, потому что мы не можем жить без запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие патриотические чувства, порождает его на большие дела во имя родины и своего народа. Картины природы мы находим во многих стихах наших поэтов.
Соедините имя, отчество и фамилии уже известных вам поэтов, которые писали стихи о родной природе.
Есенин Афанасий Афанасьевич
Пушкин Алексей Константинович
Тютчев Сергей Александрович
Толстой Александр Сергеевич
Фет Федор Иванович
– Поэты не только описывают красоту родной природы, характерные черты той или иной местности, времени года, но и выражают свое отношение к ним. Мы это почувствуем, когда обратимся к стихам А.Н.Майкова.
– Ребята, скажите, а какие стихи вам знакомы этого поэта? («Ласточка», «Уходи, зима седая»).
– А можно я расскажу «Ласточка примчалась».
– Знакомство с биографией А.Н. Майкова
1) Аполлон Николаевич Майков происходил из дворянского рода, который получил известность в ХV веке. Со второй половины ХIX века из рода Майковых – один за другим выходили люди талантливые, болеющие за развитие нашей культуры – театра, наук, литературы, живописи.
2) «... Я вырос в московской семье. Слава отечества, отец ранен под Бородином», – так просто, но многозначительно А.Майков определил атмосферу дома, в котором прошли его детские годы.
Он родился в 1821 году, к этому времени его отец, участник войны 1812 года вышел в отставку и занялся живописью. Н.А. Майков прославился как художник-самородок и с годами удостоился звания академика.
Интерес к живописи соседствовал в доме с увлечением литературой: мать поэта. Евгения Петровна, писала стихи и повести.
До тринадцати лет А. Майков воспитывался в подмосковном имении отца и бабушки в селе Никольском. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное. Летом они ходили с отцом на рыбную ловлю; зимой слушали нянины сказки; осенью бегали в лесу по золотым листьям; весной ждали, когда можно будет снова бежать в лес, в поле.
Портрет Майкова – подростка, написанный его отцом, может поведать еще об одной подробности этих лет. «Юноша сидит на стуле боком, вольно облокотясь на спинку. Лицо грациозно повернуто к зрителям. Но взгляд задумчивых продолговатых глаз устремлен в сторону. В пальцах уверенно зажата кисть, из-под воротника небрежно спадают складки банта. Эти внешние приметы должны свидетельствовать о художественном складе натуры».
Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Поэтому возник замысел издавать рукописный журнал. В 1836 году был готов его первый номер, назывался журнал просто и красиво «Подснежник».
Подснежник – самый ранний весенний цветок. В названии журнала угадывался намек на первые пробы пера А.Майкова. Ему было 22 года, когда вышла первая книга его стихов. Он продолжал учиться, изучал русскую историю и написал несколько стихотворений о войне 1812 года, стихотворение «Кто он» – о Петре I, перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».
Майков много путешествовал, много видел и в своих стихах о разных странах и народах – об итальянцах, испанцах, неграх.
Поэту было суждено прожить вдали от родины, но главной темой его стихотворений всегда оставалась русская природа.
Учитель: Итак, мы познакомились с краткой биографией поэта, а сейчас разгадаем тайну стихов поэта. И чтобы лучше понять эту тайну, давайте разгадаем кроссворд.
(Переход к стихам поэта)
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести,
Двойной глубокой колеёю
Идешь – и нет конца пути...
– Хорошие стихи писал Майков о родной природе. Читаешь их, и за каждой строкой встает яркая картина. Описание родного пейзажа начинается со слова «люблю». Теперь открываем ваш учебник на странице... и давайте поделимся своими мыслями о стихотворение «Осень». Выразительно прочитает....
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? (Ответы детей)
– А какие чувства возникли в вашем сердце? (Радость, грусть, восхищение)
– Найдите строки в тексте, где даже в грустную пору, поэт находит возможность для человеческих радостей.
Дети:
Любо в лесу мне бежать,
Листья ногой загребать.
Учитель: Давайте посмотрим, какие слова в тексте стихотворений вам не понятны.
Дети: ...
Учитель: Я попросила своего консультанта, она обратилась к словарю русского языка и объяснит нам значения непонятных слов.
Дети: (читают с тетради) Вешнюю леса – природную красоту леса, Нет мне здесь прежних утех – радостей.
Тайну совлёк – значит, сбросил, снял. Пурпур брусничных кистей – ярко-красный цвет (пурпурный).
Учитель: Найдите в тексте стихотворения:
А) эпитеты: лист золотой, кудрявых кистей, вешняя краса;
Б) олицетворение: щеки горят, мороз лежит.
Учитель: Как вы думаете, с какой цель автор написал это стихотворение?
Дети: Чтобы передать свои чувства об изменении в природе, показать приметы осени.
Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами в нашем деревенском лесу и немного отдохнем.
Физминутка
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья встряхнем постепенно
И кружит, и кружит их ветер осенний.
И снова зима, снова лютая стужа,
И в нашем лесу стало тихо –
Послушай.
(Звучит пение ласточек)
– Стихотворение «Ласточки» А.Н.Майков написал осенью в саду. Прочитает нам его....
Беседа:
– О чем поэт говорит в этом стихотворении? (Поэту грустно, что ласточки, свившие своё гнездо над его боков, щебетавшие и летавшие возле него всё лето, теперь улетели.)
– Каким настроением наполнено стихотворение? (Грустью по уходящему лету, но радостными воспоминаниями о нём)
– Прочитайте в тексте в каких строчках чувствуется радость. А разгадать тайну слов, нам поможет мой консультант…
– настурция садовое растение.
– сад увядает.
– солома обветрилась.
– Приходилось ли вам наблюдать за ласточками в вашей деревне? (Ответ детей.)
Выразительное чтение стихотворения «Летний дождь».
Учитель: Попадали вы когда-нибудь под летний дождь?
Дети: Теплый, освежающий, под ним можно бегать и нырять.
Учитель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: А я представила картину, как будто я бегу под летним дождем.
Учитель: Почему поэт называет летний дождь золотом?
Вывод: Поэт Майков – мастер стиха, умеющий чутко замечать малейшее изменение в природе и находить прелесть любом времени года.
Д/З: Выразительно читать и анализировать стихотворения. По желанию написать
самим стихотворение.
Итог урока.