СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 57 Тема: А.Н.Майков. «Ласточки». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 57 Тема: А.Н.Майков. «Ласточки». 5 класс»

Урок № 57

Тема: А.Н.Майков. «Ласточки».

Цель:Познакомить с творчеством русского поэта;

учить анализировать стихи;

продолжать учить выразительному чтению стихов;

воспитывать бережное отношение к природе;

через поэтический мир автора воспитание у них душевной чуткости, доброты,

умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь её.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя: Мы продолжаем изучать тему: «Мир природы в произведениях русских поэтов и писателей». Родная природа! В художественных произведениях всегда объединяется с понятием «родина».


Учитель: А что такое родина?


Дети: У каждого человека есть маленький уголок, где он родился и живет. Его мы называем родным краем, родиной.


Учитель: Природа – наша Родина. Человек любит свою Родину, потому что мы не можем жить без запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие патриотические чувства, порождает его на большие дела во имя родины и своего народа. Картины природы мы находим во многих стихах наших поэтов.

Соедините имя, отчество и фамилии уже известных вам поэтов, которые писали стихи о родной природе.


Есенин Афанасий Афанасьевич

Пушкин Алексей Константинович

Тютчев Сергей Александрович

Толстой Александр Сергеевич

Фет Федор Иванович


– Поэты не только описывают красоту родной природы, характерные черты той или иной местности, времени года, но и выражают свое отношение к ним. Мы это почувствуем, когда обратимся к стихам А.Н.Майкова.

– Ребята, скажите, а какие стихи вам знакомы этого поэта? («Ласточка», «Уходи, зима седая»).

– А можно я расскажу «Ласточка примчалась».

– Знакомство с биографией А.Н. Майкова

1) Аполлон Николаевич Майков происходил из дворянского рода, который получил известность в ХV веке. Со второй половины ХIX века из рода Майковых – один за другим выходили люди талантливые, болеющие за развитие нашей культуры – театра, наук, литературы, живописи.

2) «... Я вырос в московской семье. Слава отечества, отец ранен под Бородином», – так просто, но многозначительно А.Майков определил атмосферу дома, в котором прошли его детские годы.

Он родился в 1821 году, к этому времени его отец, участник войны 1812 года вышел в отставку и занялся живописью. Н.А. Майков прославился как художник-самородок и с годами удостоился звания академика.

Интерес к живописи соседствовал в доме с увлечением литературой: мать поэта. Евгения Петровна, писала стихи и повести.

До тринадцати лет А. Майков воспитывался в подмосковном имении отца и бабушки в селе Никольском. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное. Летом они ходили с отцом на рыбную ловлю; зимой слушали нянины сказки; осенью бегали в лесу по золотым листьям; весной ждали, когда можно будет снова бежать в лес, в поле.

Портрет Майкова – подростка, написанный его отцом, может поведать еще об одной подробности этих лет. «Юноша сидит на стуле боком, вольно облокотясь на спинку. Лицо грациозно повернуто к зрителям. Но взгляд задумчивых продолговатых глаз устремлен в сторону. В пальцах уверенно зажата кисть, из-под воротника небрежно спадают складки банта. Эти внешние приметы должны свидетельствовать о художественном складе натуры».

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Поэтому возник замысел издавать рукописный журнал. В 1836 году был готов его первый номер, назывался журнал просто и красиво «Подснежник».

Подснежник – самый ранний весенний цветок. В названии журнала угадывался намек на первые пробы пера А.Майкова. Ему было 22 года, когда вышла первая книга его стихов. Он продолжал учиться, изучал русскую историю и написал несколько стихотворений о войне 1812 года, стихотворение «Кто он» – о Петре I, перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».

Майков много путешествовал, много видел и в своих стихах о разных странах и народах – об итальянцах, испанцах, неграх.

Поэту было суждено прожить вдали от родины, но главной темой его стихотворений всегда оставалась русская природа.


Учитель: Итак, мы познакомились с краткой биографией поэта, а сейчас разгадаем тайну стихов поэта. И чтобы лучше понять эту тайну, давайте разгадаем кроссворд.


(Переход к стихам поэта)


Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда брести,

Двойной глубокой колеёю

Идешь – и нет конца пути...


– Хорошие стихи писал Майков о родной природе. Читаешь их, и за каждой строкой встает яркая картина. Описание родного пейзажа начинается со слова «люблю». Теперь открываем ваш учебник на странице... и давайте поделимся своими мыслями о стихотворение «Осень». Выразительно прочитает....


Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? (Ответы детей)

– А какие чувства возникли в вашем сердце? (Радость, грусть, восхищение)

– Найдите строки в тексте, где даже в грустную пору, поэт находит возможность для человеческих радостей.


Дети:


Любо в лесу мне бежать,

Листья ногой загребать.


Учитель: Давайте посмотрим, какие слова в тексте стихотворений вам не понятны.


Дети: ...


Учитель: Я попросила своего консультанта, она обратилась к словарю русского языка и объяснит нам значения непонятных слов.


Дети: (читают с тетради) Вешнюю леса – природную красоту леса, Нет мне здесь прежних утех – радостей.

Тайну совлёк – значит, сбросил, снял. Пурпур брусничных кистей – ярко-красный цвет (пурпурный).


Учитель: Найдите в тексте стихотворения:


А) эпитеты: лист золотой, кудрявых кистей, вешняя краса;

Б) олицетворение: щеки горят, мороз лежит.


Учитель: Как вы думаете, с какой цель автор написал это стихотворение?


Дети: Чтобы передать свои чувства об изменении в природе, показать приметы осени.


Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами в нашем деревенском лесу и немного отдохнем.


Физминутка


Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья встряхнем постепенно

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа,

И в нашем лесу стало тихо –

Послушай.


(Звучит пение ласточек)


– Стихотворение «Ласточки» А.Н.Майков написал осенью в саду. Прочитает нам его....


Беседа:


– О чем поэт говорит в этом стихотворении? (Поэту грустно, что ласточки, свившие своё гнездо над его боков, щебетавшие и летавшие возле него всё лето, теперь улетели.)


– Каким настроением наполнено стихотворение? (Грустью по уходящему лету, но радостными воспоминаниями о нём)


– Прочитайте в тексте в каких строчках чувствуется радость. А разгадать тайну слов, нам поможет мой консультант…


– настурция садовое растение.

– сад увядает.

– солома обветрилась.


– Приходилось ли вам наблюдать за ласточками в вашей деревне? (Ответ детей.)


Выразительное чтение стихотворения «Летний дождь».


Учитель: Попадали вы когда-нибудь под летний дождь?


Дети: Теплый, освежающий, под ним можно бегать и нырять.


Учитель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?


Дети: А я представила картину, как будто я бегу под летним дождем.


Учитель: Почему поэт называет летний дождь золотом?


Вывод: Поэт Майков – мастер стиха, умеющий чутко замечать малейшее изменение в природе и находить прелесть любом времени года.


Д/З: Выразительно читать и анализировать стихотворения. По желанию написать

самим стихотворение.

Итог урока.