ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | «Полонез» Огинского | Создание эмоционального настроя - Ранний представитель польской национальной школы М. Огинский, предшественник Ф. Шопена, во многом наметил пути, по которым дальше пошел его великий соотечественник. «Разносторонняя деятельность Михаила Клеофаса Огинского, к сожалению, до сих пор не получила еще заслуженной оценки, а данные жизни, суждения о его творчестве все еще нельзя назвать ни полными, ни бесспорными». И.Ф. Бэлза, 1963 год. СЛАЙД 3. Жизненный путь польского композитора М. Огинского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Михаил Клеофас Огинский от отца унаследовал титул графа. Получил хорошее домашнее образование, имел отличные способности к музыке и иностранным языкам. СЛАЙД 4. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (он вдруг «узнавал» о собственной смерти). А его "Полонез Смерти" в своё время покорил сердца многих аристократов-современников. Ходили легенды, что автор покончил с собой от неразделённой любви. СЛАЙД 5. Огинский – это русский перевод фамилии, а в польском языке буква «н» в данном контексте звучит значительно мягче и читается как «Огиньский». СЛАЙД 6. В 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство. Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огинский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает "в дар родине". Он всем сердцем желал, чтобы его Родина была свободна. СЛАЙД 7. Жена Огинского Изабелла не разделяла его патриотизма, но, как истинная аристократка, не говорила ему ни слова, но он видел, чувствовал, понимал, как она была недовольна, огорчена, взбешена тем, что он продал её фамильные драгоценности, которые достались Белле от матери, бабки, прабабки... Изабелла так и не простила мужа. В конце концов, с женой пришлось расстаться. Без Родины, без жены, без денег – ох, как несладко пришлось композитору! СЛАЙД 8. Ностальгия, печаль, тоска по всему утраченному душили так, что жить не хотелось. Выручала музыка. Фортепиано стало той отдушиной, которая давала ему возможность чувствовать себя более-менее сносно. Всё, что было на душе, Михаил Огинский изливал в звуках. Ему часто в голову приходила одна и та же мелодия. Он пытался развить, дописать засевшую в голове музыкальную фразу, но слёзы душили его, комок подступал к горлу, и получалось что-то совсем не то. Другая музыка писались легко, а эта мелодия мучила по ночам и не давала покоя... И только однажды вдруг зазвучала стройная, величественная и пронзительно-тоскливая мелодия. Это был знаменитый полонез Огинского. СЛУШАНИЕ «ПОЛОНЕЗА» ОГИНСКОГО СЛАЙД 9. Уже в двадцатых годах девятнадцатого столетия один из участников многочисленных польских восстаний, уезжая на каторгу в Сибирь, назвал это творение гениального композитора коротко и ёмко: "Прощание с Родиной". СЛАЙД 10. Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор "Прощание с Родиной". СЛАЙД 11. Свой Полонез Огинский в 1794 году первоначально написал для клавикорда и только спустя какое-то время переписал его для исполнения на фортепиано. И этот вариант считается самым удачным, так как палитра звуков именно этого инструмента наиточнейше, даже через века, передаёт одновременно и пронзительную грусть, и величественную ностальгию, и безмерную тоску, которые все вместе соединяются в единый пируэт и бередят душу. СЛАЙД 12. Остается добавить, что М. Огинский скончался 15 октября 1833 года во Флоренции, на 68-м году жизни. Его похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Но спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей. Но Полонез его через столетья душу бередит, и верится, что сбудутся надежды. Сердце замирает от музыки такой. Браво, Огинский!!! Постановка проблемного вопроса - Вы уже поняли, что прозвучавшей «Полонез» посвящен прощанию с Родиной. И сейчас вновь звучит «Полонез», вы его внимательно слушаете и пытаетесь определить в какой форме (сколько частей) написано произведение и какой образ в этом произведение (слушание «Полонеза» Огинского). - В какой форме написан Полонез? (в трехчастной форме, первая и вторая части похожи). - Какая по характеру музыка первой и третьей части? (музыка медленная, печальная, грустная, нежная, мелодичная). - Что хотел сказать композитор? (о любви к Родине, о волнение, о тревоге за ее судьбу). - А какая по характеру вторая часть? (музыка звучит светло, торжественно…). - А здесь о чем говорит Огинский? (вера в то, что Польша будет свободной и независимой). Обобщение: Мы слышим в произведении Огинского тревогу за судьбу своей страны, но он верит, что Польша будет свободной. И независимой. - Как, по-вашему, сколько образов несет в себе полонез Огинского? (варианты ответов). - Здесь одни образ. Образ Родины. Но чувство любви, нежности и чувство волнения, тревоги делят этот образ на две грани (части). - Мы подошли к важному вопросу: в чем заключена драматургия знаменитого полонеза. В слиянии и чередовании этих двух частей или в их конфликте, давайте послушаем еще раз (повторное слушание). - Так конфликтуют две части? (две грани (части) – любовь, нежность и тревога за свою Родину сливаются и чередуются в этом произведении). Обобщение: В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревогу за ее судьбу. Чувства, переполнявшие, композитора не конфликтовали, и не противостояли друг другу, а чередовались, заключая в себе один образ – образ Родины. В слиянии и чередовании этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза. - А теперь откроем тетради и сделаем записи («Полонез» М. Огинского. В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревогу за ее судьбу. Чувства, переполнявшие, композитора не конфликтовали, и не противостояли друг другу, а чередовались, заключая в себе один образ – образ Родины. В слияние и чередование этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза.). | Просмотр презентации Слушание Слушание Слушание Ответы Работа с тетрадями | Познавательные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |