СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс, тема: "Жизнь полонеза"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме полонез Огинского. Предназначен для учеников 6 класса в 3 четверти.

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 класс, тема: "Жизнь полонеза"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 1 УРОКА

ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА

КЛАСС: 6

4 ЧЕТВЕРТЬ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)»

ТЕМА 1 УРОКА: «ЖИЗНЬ ПОЛОНЕЗА »

ТИП УРОКА – Вводный. Комбинированный

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: наблюдение за жизнью образов, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ).

ЗАДАЧИ:

- разбор совместно с учащимися произведений, в которых несколько образов сопоставляются друг с другом дополняя друг друга в совместном развитии.

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.

- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.

ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на  выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.


ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ УУД

-  стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

-  самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;

- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

- адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;

- развитие навыков постановки проблемных вопросов  в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;

- развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.


ХОД УРОКА

СИТУАЦИИ (ЭТАПЫ) УРОКА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок)



- Здравствуйте, все готовы к уроку? Начнем наше занятие.


Личностные

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ



«Полонез» Ф. Шопен

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Создание поисковой ситуации

- Звучит музыкальное произведение, вы его внимательно слушаете и вспоминаете название и композитора (слушание «Полонеза» Ф. Шопена).

- Что сейчас прозвучало? («Полонез» Ф. Шопена).

- Что такое полонез? (варианты ответов).

СЛАЙД 1. Полонез – польский танец. В старину (16-17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцем и наконец стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественно-праздничного, мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями. Мехами и бархатом (причем мужской костюм не уступал женскому, в роскоши и обилии украшений). Костюм соответствовал парадному характеру полонеза, которым хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Ответы

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА


-Полонез Шопена прозвучал неслучайно. Тема нашего урока: «Жизнь полонеза».

СЛАЙД 2. Мы знакомимся сегодня с самым известным полонезом М.К. Огинского, который расширит наше представление о польской музыке.


Регулятивные

Личностные

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


















































«Полонез» Огинского

Создание эмоционального настроя

- Ранний представитель польской национальной школы М. Огинский, предшественник Ф. Шопена, во многом наметил пути, по которым дальше пошел его великий соотечественник. «Разносторонняя деятельность Михаила Клеофаса Огинского, к сожалению, до сих пор не получила еще заслуженной оценки, а данные жизни, суждения о его творчестве все еще нельзя назвать ни полными, ни бесспорными». И.Ф. Бэлза, 1963 год.

СЛАЙД 3. Жизненный путь польского композитора М. Огинского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Михаил Клеофас Огинский от отца унаследовал титул графа. Получил хорошее домашнее образование, имел отличные способности к музыке и иностранным языкам.

СЛАЙД 4. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (он вдруг «узнавал» о собственной смерти). А его "Полонез Смерти" в своё время покорил сердца многих аристократов-современников. Ходили легенды, что автор покончил с собой от неразделённой любви.

СЛАЙД 5. Огинский – это русский перевод фамилии, а в польском языке буква «н» в данном контексте звучит значительно мягче и читается как «Огиньский».

СЛАЙД 6. В 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство. Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огинский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает "в дар родине". Он всем сердцем желал, чтобы его Родина была свободна.

СЛАЙД 7. Жена Огинского Изабелла не разделяла его патриотизма, но, как истинная аристократка, не говорила ему ни слова, но он видел, чувствовал, понимал, как она была недовольна, огорчена, взбешена тем, что он продал её фамильные драгоценности, которые достались Белле от матери, бабки, прабабки... Изабелла так и не простила мужа. В конце концов, с женой пришлось расстаться. Без Родины, без жены, без денег – ох, как несладко пришлось композитору!

СЛАЙД 8. Ностальгия, печаль, тоска по всему утраченному душили так, что жить не хотелось. Выручала музыка. Фортепиано стало той отдушиной, которая давала ему возможность чувствовать себя более-менее сносно. Всё, что было на душе, Михаил Огинский изливал в звуках. Ему часто в голову приходила одна и та же мелодия. Он пытался развить, дописать засевшую в голове музыкальную фразу, но слёзы душили его, комок подступал к горлу, и получалось что-то совсем не то. Другая музыка писались легко, а эта мелодия мучила по ночам и не давала покоя... И только однажды вдруг зазвучала стройная, величественная и пронзительно-тоскливая мелодия. Это был знаменитый полонез Огинского.

СЛУШАНИЕ «ПОЛОНЕЗА» ОГИНСКОГО

СЛАЙД 9. Уже в двадцатых годах девятнадцатого столетия один из участников многочисленных польских восстаний, уезжая на каторгу в Сибирь, назвал это творение гениального композитора коротко и ёмко: "Прощание с Родиной".

СЛАЙД 10. Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор "Прощание с Родиной".

СЛАЙД 11. Свой Полонез Огинский в 1794 году первоначально написал для клавикорда и только спустя какое-то время переписал его для исполнения на фортепиано. И этот вариант считается самым удачным, так как палитра звуков именно этого инструмента наиточнейше, даже через века, передаёт одновременно и пронзительную грусть, и величественную ностальгию, и безмерную тоску, которые все вместе соединяются в единый пируэт и бередят душу.

СЛАЙД 12. Остается добавить, что М. Огинский скончался 15 октября 1833 года во Флоренции, на 68-м году жизни. Его похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Но спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей. Но Полонез его через столетья душу бередит, и верится, что сбудутся надежды. Сердце замирает от музыки такой. Браво, Огинский!!!

Постановка проблемного вопроса

- Вы уже поняли, что прозвучавшей «Полонез» посвящен прощанию с Родиной. И сейчас вновь звучит «Полонез», вы его внимательно слушаете и пытаетесь определить в какой форме (сколько частей) написано произведение и какой образ в этом произведение (слушание «Полонеза» Огинского).

- В какой форме написан Полонез? (в трехчастной форме, первая и вторая части похожи).

- Какая по характеру музыка первой и третьей части? (музыка медленная, печальная, грустная, нежная, мелодичная).

- Что хотел сказать композитор? (о любви к Родине, о волнение, о тревоге за ее судьбу).

- А какая по характеру вторая часть? (музыка звучит светло, торжественно…).

- А здесь о чем говорит Огинский? (вера в то, что Польша будет свободной и независимой).

Обобщение: Мы слышим в произведении Огинского тревогу за судьбу своей страны, но он верит, что Польша будет свободной. И независимой.

- Как, по-вашему, сколько образов несет в себе полонез Огинского? (варианты ответов).

- Здесь одни образ. Образ Родины. Но чувство любви, нежности и чувство волнения, тревоги делят этот образ на две грани (части).

- Мы подошли к важному вопросу: в чем заключена драматургия знаменитого полонеза. В слиянии и чередовании этих двух частей или в их конфликте, давайте послушаем еще раз (повторное слушание).

- Так конфликтуют две части? (две грани (части) – любовь, нежность и тревога за свою Родину сливаются и чередуются в этом произведении).

Обобщение: В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревогу за ее судьбу. Чувства, переполнявшие, композитора не конфликтовали, и не противостояли друг другу, а чередовались, заключая в себе один образ – образ Родины. В слиянии и чередовании этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза.

- А теперь откроем тетради и сделаем записи («Полонез» М. Огинского. В музыке мы слышим чувства любви к Родине и тревогу за ее судьбу. Чувства, переполнявшие, композитора не конфликтовали, и не противостояли друг другу, а чередовались, заключая в себе один образ – образ Родины. В слияние и чередование этих двух чувств и заключена драматургия знаменитого полонеза.).

Просмотр презентации

Слушание




















































Слушание



































Слушание



Ответы












































Работа с тетрадями




Познавательные



















































































Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы

Регулятивные

Личностные

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Выучить записи в тетрадях. Подготовить творческие проекты по теме урока.


Регулятивные

Коммуникативные

РЕФЛЕКСИЯ (оценка, самооценка)


-Завершить урок хочется словами Платона: « Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…. Ее можно назвать воплощение прекрасного и всего возвышенного».



Регулятивные