СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 70. Д. МАМИН-СИБИРЯК «СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ ВОРОБЕИЧА И ЕРША ЕРШОВИЧА». Р. КИПЛИНГ «ОТКУДА ТАКАЯ ГЛОТКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством Д. Мамина-Сибиряка; совершенствовать навыки литературоведческого анализа текста (структурного, лексического, логического), беглого чтения; способствовать развитию познавательной мотивации на основе использования дополнительных источников информации; содействовать воспитанию сознательной дисциплины, умений высказываться и выслушивать других.

Просмотр содержимого документа
«Урок 70. Д. МАМИН-СИБИРЯК «СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ ВОРОБЕИЧА И ЕРША ЕРШОВИЧА». Р. КИПЛИНГ «ОТКУДА ТАКАЯ ГЛОТКА».»

Урок 70. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича
и Ерша Ершовича». Р. Киплинг «Откуда такая глотка»
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством Д. Мамина-Сибиряка; совершенствовать навыки литературоведческого анализа текста (структурного, лексического, логического), беглого чтения; способствовать развитию познавательной мотивации на основе использования дополнительных источников информации; содействовать воспитанию сознательной дисциплины, умений высказываться и выслушивать других

Планируемые результаты

Предметные: сравнивают авторские сказки; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют сравнение сказок, выделяют особенности; строят рассуждения;

регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Личностные: имеют представление об основных моральных нормах поведения

Образовательные ресурсы: выставка книг Д. Мамина-Сибиряка, модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

– Тихо сели

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности
на работу

II. Проверка домашнего

задания

– Посмотрите на модели обложек (на доске).

– Что общего у этих произведений?



– Чем они отличаются?

– Выберите схему, которая подходит к произведению, над которым работали дома.

– Вспомните героев сказки и события, которые произошли с ними.

– Кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Объясните.

– Какой эпизод сказки наиболее запомнился?

– Есть ли в этой сказке чудеса?

– Кратко перескажите каждую часть по восстановленному плану


– Они о животных, тема одна, есть заголовок, нет фамилии автора, устное народное творчество.

– Жанром и названием.

– Это русская народная сказка «Зимовье зверей»

Планируют свои действия в соответствии с заданием учителя.

Взаимодействуют
со сверстниками, распределяют роли, умеют договариваться

III. Постановка учебной
задачи

– Отгадайте загадки:

Озорной мальчишка 

В сером армячишке 

По двору шныряет, 

Крохи собирает. (Воробей.)

Он драчун и забияка,

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (Ерш.)

– Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить
на уроке?

– Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

Отгадывают загадки.










– Научиться применять новые знания при выполнении заданий

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Знакомятся с произведе-нием.

Осуществляют осознанное и произвольное построение высказывания
в устной форме.

Владеют приемами понимания прочитанного
и прослушанного текста.

Осуществляют построение рассуждений.

Оценивают правильность выполнения
действия

IV. Работа
по теме
урока.

1. Рассказ
учителя
о Д. Мамине-Сибиряке

Рассказывает о жизни и творчестве Д. Мамина-
Сибиряка. (См. ресурсный материал.)

Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк.
Родился 25 октября 1852 года в семье заводского
священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает
в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ «Емеля-охотник» был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рас-сказ «Зимовье на Студеной» писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт-Петербургского комитета грамотности. В журнале «Детское чтение» им было напечатано более 600 произведений для детей.

– Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д. Мамина-Сибиряка про воробья и ерша.

– Что вы знаете про воробья?

– Про ерша?

Внимательно слушают.

















Рассказывают заранее подготовленные учащиеся. (См. Ресурсный материал.)

2. Чтение сказки учителем

– Откройте учебник на с. 36. По ходу чтения отмечайте непонятные слова

Внимательно слушают

3. Словарная работа

Галька – небольшой камень округлой формы, под действием воды становится гладким.

– Почему это сказка?

– Какую сказку мы прочитали?



Отвечают на вопросы

4. Модели-
рование обложки

– Каким условным значком обозначается сказка?

– Какая это сказка?


– Назовите автора.

– Как называется сказка?

– Кругом.

– О животных (круг коричневого цвета).

– Д. Мамин-Сибиряк.

– «Сказка про Воробья Воробеича
и Ерша Ершовича»

Физкультминутка

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало все наоборот.

Слева шумная дубрава, 

Справа быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа над содержанием

– Какая это сказка – народная или литературная?

– О чем она?

– Докажите, используя текст учебника, что герои дру-
жили.

– Представьте, что вы – Воробей Воробеич (Ерш Ершович), и расскажите о вашей дружбе с Ершом (Воробьем).

– Что необычного вы заметили в именах животных?

– Почему они так обращаются друг к другу?


– Чем они угощали друг друга? Прочитайте.

– Почему же они не смогли попасть друг к другу
в гости?

– Как Д. Мамин-Сибиряк относится к своим героям?
Почему называет их по имени-отчеству?

– Что вы можете сказать об авторе?




– Чему учит сказка?



– Выберите фразеологизм, подходящий к содержанию этой сказки. Объясните свой выбор.

• Метать бисер перед свиньями.

• Чувствовать себя как рыба в воде.

• Бросать слова на ветер.

– Сегодня мы поработали над произведением Д. Мамина-Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке.
У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить

– Литературная.


Осуществляют выборочное чтение.

Работают в парах.



– Имя, отчество.

– Живут дружно, уважают друг
друга.


– Разная среда обитания.




– Он очень любил окружающий мир, животных, природу, понимал ее красоту и стремился показать нам.

– Уважительно относиться друг
к другу, дружить, быть гостеприимным, вежливым

Осуществляют осознанное и произвольное построение высказывания
в устной форме.

Владеют приемами понимания прочитанного
и прослушанного текста.

Владеют основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза

V. Итог
урока. Рефлексия

– Что узнали нового?

– Что особенно заинтересовало?

– Что понравилось на уроке?

– Кому было трудно?

– Какое у вас сейчас настроение?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Домашнее

задание

По выбору: придумать загадку о рыбе или воробье, нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить выразительное чтение сказки по ролям

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению


Ресурсный материал

Рассказ учителя о Дмитрии Наркисовиче Мамином-Сибиряке
(1852–1912 гг.)

Д. Н. Мамин родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека, а сам «скромный поповский домик», по отзывам современников, был «средоточием обездоленных заводских людей». Еще в раннем детстве потрясенный контрастом величавой природы Урала и жизнью простых людей, на всю жизнь запомнил мальчик страшную «машинную», где заточали и избивали провинившихся рабочих.

К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано – в 80-е годы, хотя основные его произведения были написаны начиная с 90-х годов (в 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь – Алёнушку). Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», – таковы некоторые высказывания писателя).

К сказкам природы примыкает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. В отличие от сказок природы этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают ее в изумление – все уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное – надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи – в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслуженно считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы о маленьких тружениках. (При этом две названные тематические группы рассказов по-своему контрастны: например, в «Уральских рассказах» доминирует и определяет специфику нарисованного именно природа, а в рассказах о маленьких тружениках ее как будто вообще нет – ведь дети, загнанные в шахты и мастерские, ее просто не видят.)

Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. Принесли люди «забавного» малыша Медведко в дом, и ничего, кроме неприятностей и досады, не приобрели от общения со зверем. Но и медвежонок страдает, лишенный привычной среды обитания, перебрасываемый из дома в дом. Хорошо, что «на счастье» нашелся охотник, выручивший и людей, и ставшего всем обузой «поганого зверя».

Сообщение учащегося о воробье

У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы.

Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

Живет городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени – насекомыми.

Гнездится у жилищ человека – в городах, деревнях, селах, в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.

Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.

Сообщение учащегося о ерше

Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10–15 см, вес 20–25 г, иногда достигает длины 25–30 см. и веса 200 г.

Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течение круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7–8 лет, но иногда доживает до 10 лет.