СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Многообразие и значение земноводных" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок в серии уроков с подходом Lesson study. Использование групповой формы работы с применением стратегии Джигсо. Разработана технологическая карта урока, листы наблюдения за деятельностью учеников А (сильный ученик), В (средний уровень), С (слабый ученик).  Учащиеся, в ходе изучения материала урока, заполняют схемы и таблицы в Рабочих листах, отвечают на вопросы. По окончанию урока оценивают свою деятельность и работу участников группы.

Просмотр содержимого документа
«Информационные листы»

Отряд Безногие земноводные


Самые примитивные и загадочные амфибии — отряд безногих земноводных, или червяг. Этот отряд объединяет около 200 видов животных.

У безногих земноводных нет конечностей, а хвост сильно редуцирован. Мелких безногих земноводных (размером до 10 см) можно легко спутать с дождевыми червями в то время как крупные виды (размером от 1 до 1,5 м) напоминают скорее змей.

Кольчатая червяга достигает в длину около 40 см, а настоящая червяга — 70 см, но значительно тоньше. Оба вида живут в тропической части Южной Америки. Вследствие своего сходства со змеями червяги пользуются у туземцев плохой репутацией, и их считают страшно ядовитыми.

Кожа безногих земноводных гладкая и зачастую окрашена в матовый тёмный цвет. Некоторые виды имеют цветные полоски или пятна на боках. На челюстях на нёбе почти нет зубов.

Глаза безногих земноводных покрыты тонким слоем кожи, из-за чего они могут различать лишь свет и тьму. Восприятие окружающего мира происходит главным образом с помощью обоняния и двух осязательных органов, расположенных между носом и глазами. Вибрации земли также играют роль при ориентации. Дыхание осуществляется с помощью правого лёгкого, левое лёгкое, как правило, отсутствует. Как и у других земноводных, дыхание также частично осуществляется через кожу и слизистые оболочки рта.

Безногие земноводные встречаются в тропиках и субтропиках Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Как правило, населяют самые нижние слои лесной подстилки. Питаются мелкими животными, в основном дождевыми червями. Предпочитают жить во влажных регионах, зачастую вблизи водоёмов. Существуют виды безногих земноводных, полностью приспособившихся к жизни в воде. Они встречаются в медленно текущих реках, таких как Амазонка, Ориноко и речных системах Колумбии. Их пищей являются моллюски и мёртвые рыбы.

Существуют виды, откладывающие яйца, однако 75 % видов безногих земноводных являются живородящими. Яйцекладущие виды откладывают яйца в подземных норах и прочих укрытых местах. У некоторых видов существует уход за потомством. Молодые особи живут как в воде, так и на суше. По ночам они охотятся в водоёмах, а в дневное время зарываются в землю в прибрежных участках. Стадия свободноживущей личинки отсутствует.
















Отряд Хвостатые земноводные.


Хвостатых земноводных относительно немного — около 500 видов. Все хвостатые амфибии характеризуются тем, что имеют удлиненное туловище, переходящее в хорошо развитый хвост. Передние ноги имеют от 3 до 4, задние — от 2 до 5 пальцев. Большинство хвостатых ползает или плавает, змееобразно изгибая тело. Только немногие наземные саламандры могут быстро бегать, подобно ящерицам, или даже делать прыжки.

Большинство дышит легкими, кожей и слизистой оболочкой ротовой полости. Иногда у взрослых исчезают легкие и газообмен осуществляется только через кожу и слизистую рта; в связи с этим перестраивается кровеносная система и сердце становится двухкамерным.

Всем видам присуща забота о потомстве, начиная от простого случая завертывания яиц в листья подводных растений и кончая охраной яйцевых кладок и живорождением.

Большинство хвостатых земноводных имеют характерную особенность — высокая степень регенерации. В случае опасности они спокойно расстаются со своими хвостом или лапами. Нередки случаи полного восстановления внутренних органов и даже глаз.

Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.

Тритоны, особенно гребенчатые, относятся к числу наиболее, полезных земноводных, поскольку они уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными.

Враги обыкновенного тритона — хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20—25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

Днем саламандра скрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, в лесной подстилке, гнилых пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. Кормится пятнистая саламандра насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.









Отряд Бесхвостые земноводные


Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.

Часть видов обитает в сырых местах и с водой связаны только в период размножения, другие ведут преимущественно водный образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми; крупные особи хватают и мелких позвоночных - молодь рыб, небольших лягушек и головастиков.

Древние бесхвостые земноводные жерлянки похожи на небольших жаб, но отличаются от них отсутствием барабанных перепонок и треугольными зрачками глаз. Язык жерлянок несвободно выбрасывающийся, а дискообразный, прикрепленный всей своей поверхностью к нижней части ротовой полости.

Тело жерлянки обычно окрашено в тон дна водоема, в котором она обитает. Сверху кожа жерлянок светло-серая, буроватая или черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя.

Довольно надежное средство защиты у жерлянок — кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины — жжение и боль. В слизи, выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на слизистую рта острое жжение, обычно жерлянок не трогают.

Зимуют жерлянки на суше в норах полевок, песчаных ямах и других укрытиях.

Жерлянки любят мелкие водоемы: ямы, канавы, пруды, маленькие озера. Кормятся они насекомыми, слизнями, червями.

Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов.

Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы - паротиды, а по всей спине - много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку, вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

Свыше 400 видов древесных лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство квакш. Квакши - стройные, легкие создания с громким голосом. Поющую квакшу найти непросто, потому что сидит она на дереве. У всех видов квакш концы пальцев расширены в диски - своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев. У многих видов в той или иной степени выражена забота о потомстве.

Квакша охотится ночью, размножаться спускается в воду, а иногда ходит туда купаться. Зимуют квакши на суше, но могут зарываться в ил.











Значение земноводных.


  1. Земноводные как истребители вредных животных. 

Все земноводные во взрослом состоянии питаются исключительно животной пищей и, обитая в самых разнообразных местах, приносят пользу в садах, огородах, полях, лесах и лугах (на сенокосах), поедая вредных насекомых.

В пищу земноводных входят также и переносчики заболеваний, и промежуточные хозяева паразитических червей: комары, москиты, оводы, слепни и их личинки, а также моллюски и черви.

Особая роль в уничтожении комаров принадлежит тритонам. Роль тритонов в уничтожении комаров усиливается ещё и тем обстоятельством, что они обитают в небольших стоячих и тёплых водоёмах. Понятно, что особое значение приобретают тритоны в местах распространения малярийных комаров.

Значение земноводных возрастает ещё и потому, что они в большем количестве, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также насекомых, обладающих покровительственной окраской. Особого внимания заслуживает и тот факт, что сухопутные виды земноводных охотятся ночью, когда подавляющее большинство насекомоядных птиц спит.

  1. Земноводные как кормовая база полезных животных. 

Земноводные имеют определённое значение и как кормовая база некоторых пушных зверей. Лягушки составляют более одной трети всех кормов норки - ценного пушного зверя, приуроченного к водоёмам. Охотно поедает земноводных и выдра. Сравнительно часто попадаются земноводные в желудках барсука и чёрного хоря.

В небольших количествах земноводные входят в пищевой рацион и многих других хищных животных и птиц.

Наконец, многие промысловые рыбы в озёрах и реках в зимний период в больших количествах употребляют в пищу лягушек, оказывающихся вполне доступным массовым кормом. Наиболее часто добычей рыб становится травяная лягушка, которая, в противоположность зелёной, не закапывается в ил на зимовку.

  1. Земноводные как лабораторные животные. 

Большинство приборов экспериментальной медицины и биологии рассчитано на это животное. Огромное количество опытов и наблюдений проводилось и проводится над этими "мучениками науки".

Учёные установили, что земноводные успешно защищены особыми компонентами кожной секреции от вредных микроорганизмов, нападения комаров, клещей, пиявок. На их коже никогда не бывает наружных паразитов, а также поражений, вызванных микробами, вирусами или патогенными грибками

Для амфибий, как и для многих других животных, характерна удивительная способность к предчувствию изменений погоды. Например, даже цвет кожи у лягушки меняется: перед дождём она приобретает сероватый оттенок, а к ясной погоде - желтеет.

  1. Земноводные как источник пищи

Общеизвестно, что мясо многих лягушек и саламандр съедобно. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки из него готовят изысканные блюда.

  1. Земноводные как индикаторы чистоты водоема.

Земноводные могут служить своеобразными индикаторами. Дело в том, что тонкие влажные покровы земноводных очень чувствительны к загрязнению. Если в водоёме есть земноводные, значит, вода в нём чистая. Отсутствие земноводных – один из признаков неблагополучия в водоёме, его загрязнения. 


Просмотр содержимого документа
«Многообразие земноводных_технологическая карта»

Технологическая карта урока


Класс

7

Тема

Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных.

Цель

формирование понятия о многообразии и значении земноводных в природе и жизни людей; развитие умений работать в команде; развитие познавательного интереса; воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока

комбинированный

Методы обучения

репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Применяемая технология

технология последовательного формирования понятий


Оборудование

мультимедийный проектор, презентация «Многообразие земноводных», видеофрагменты мультфильмов «Лягушка-путешественница», «Летучий корабль», аудиозапись голосов лягушек, песенка «В траве сидел кузнечик», раздаточный материал, дидактические карточки.


Ход урока

Этап

Задачи

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность уч-ся

Время

Организационный момент. Мотивация.

Подготовить уч-ся к работе на уроке

Приветствует уч-ся, фиксирует отсутствующих; проверяет подготовленность к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

3 мин.

Этап проверки домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала в ходе выполнения заданий. Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины; организует ликвидацию обнаруженных недочётов.

Приложение 1

Отвечают на вопросы, работают с интерактивными схемами.

7 мин.

Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач урока в процессе решения задания:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я предлагает послушать песенку известного сказочного персонажа (Песенка водяного из м/ф «Летучий корабль»)

У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным.

Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы познакомимся с основными отрядами класса Земноводные, их особенностями и значением и попробуем доказать слова Дж. Даррелла: « Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких–либо, пусть самых маленьких, привлекательных черт».

Участвуют в формулировке цели и задач урока.


5 мин.

Этап усвоения новых знаний.

Расширить и углубить знания об основных отрядах земноводных

Добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации знаний.

Организует работу в группах по изучению особенностей представителей отрядов земноводных, их значении в природе и жизни человека, о необходимости охраны этих животных.


Каждая группа получает индивидуальное задание:

  1. Изучить особенности отряда Бесхвостые

  2. Изучить особенности отряда Безногие

  3. Изучить особенности отряда Хвостатые

  4. Изучить, какую пользу приносят земноводные природе и человеку.

После изучения группы презентуют изученную информацию. Учащиеся во время презентации заполняют в Рабочих листах таблицу.

15 мин.

Проверка понимания нового материала

Установить, усвоили или нет уч-ся связь между фактами, содержанием новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Вырабатывает умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Организует выполнение разнообразных заданий по применению новых знаний.

Выполняют задания в Рабочих листах

Осуществляют взаимопроверку.

8 мин

Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

Дает домашнее задание: написать мини-сочинение “Если бы я родился лягушкой (тритоном ..)”

Проводит инструктаж по его выполнению.

Жанр

План

Требования к содержанию

Самопрезентация

1 – икринка
2 – личинка
3 – взрослое земноводное

Строение

среда обитания

способ питания

передвижение

превращение


Записывают домашнее задание.

2 мин

Подведение итогов урока. Рефлексия


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Оценивает работу класса и отдельных учащихся. Аргументирует выставление отметок.

Рефлексия:

Что запомнилось на уроке?
Что понравилось на уроке?
Как я смог себя проявить на уроке?

В чем испытывал затруднения?


Определяют уровень достижений своих результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы.

5 мин



Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку»

Приложение 1.


Дайте правильный ответ.

  1. Ухватила мушку
    Зеленая лягушка,
    Но забила пища рот –
    Ни назад и ни вперед.
    Тут лягушкины глаза
    Провалились в полость рта,
    Протолкнули сей обед.
    Правда это или нет? (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

  2. Видеофрагмент из мульфильма «Лягушка – путешественница»

Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой?

(Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важна для лучшего дыхания лягушки)

  1. А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик».

Какие биологические ошибки допустил автор? (Кузнечик сидел, а лягушка не питается неподвижными насекомыми. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками)

  1. В черном ящике предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. (Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

  2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).


Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)





Лягушки томные в пруду,

Особенно в начале лета

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлю у пруда шаги,

Как песня лунная напевна.

Не бей лягушек – береги

А вдруг одна из них… царевна!


Просмотр содержимого документа
«Проверь свои знания»

Проверь свои знания


Задание 1. «Убери лишнее»

  1. обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон;

  2. травяная лягушка, кольчатая червяга, жаба- ага;

  3. гребенчатый тритон, исполинская саламандра, жерлянка.

(за каждый правильный ответ – 1 балл)


Задание 2. Найдите биологические ошибки в тексте.

Современных земноводных объединяют в отряды: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

Из Хвостатых амфибий у нас широко распространены лягушки травяная и остромордая, из Бесхвостых – тритоны гребенчатый и обыкновенный. Безногие – это обитатели северных широт, ведущие подземный образ жизни.

Служат пищей для насекомых, пауков, слизней. Большое значение земноводные имеют как лабораторные животные и в научных исследованиях. Специально разводят съедобных лягушек – квакш.

(за каждую найденную ошибку – 1 балл)


Задание 3. О каких представителях земноводных идеи речь?

  1. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. А в наше время это животное стало символом крупнейшей европейской обувной компании. Кто это?

  2. В случае опасности, она сильно выгибает спину, так что становится видна яркая окраска её брюшка. Кто это?

  3. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по стволам деревьев, лазать по веткам, повисать на листьях. Кто эти гимнасты?

(за каждый правильный ответ – 2 балла)


Задание 4.

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

(за полный правильный ответ – 5 баллов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист

____________________________________________


  1. Заполни таблицу

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые









Хвостатые









Безногие










  1. Проверь свои знания

Задание 1.

1_________________

2_________________

3_________________


Задание 2.

1_________________

2_________________

3_________________

Задание 3.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оцени свою работу.


Максимально возможное кол-во баллов

Кол-во баллов

Задание 1

3


Задание 2

5


Задание 3

6


Задание 4

6



Оценка:

18 - 20 баллов = «5»

14 - 17 баллов = «4»

8 - 13 баллов = «3»

Менее 8 баллов = «2» Моя оценка:________________



  1. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке?




Что понравилось на уроке?




Как я смог себя проявить на уроке?




В чем испытывал затруднения?
















Просмотр содержимого презентации
«Многообразие земноводных»

Многообразие и значение земноводных

Многообразие и значение земноводных

Познакомиться с многообразием земноводных; Выяснить, какова роль  земноводных в природе и жизни человека.
  • Познакомиться с многообразием земноводных;
  • Выяснить, какова роль земноводных в природе и жизни человека.

Цель урока

« Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких–либо, пусть самых маленьких, привлекательных черт». Дж. Даррелл

« Даже самое уродливое и страшное животное, как и уродливый страшный человек, не бывает совсем лишено каких–либо, пусть самых маленьких, привлекательных черт».

Дж. Даррелл

1 группа: Отряд Хвостатые 2 группа: Отряд Безногие 3 группа: Отряд Бесхвостые 4 группа: Значение земноводных Работа в группах

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

4 группа: Значение земноводных

Работа в группах

Название отряда Характерные признаки Бесхвостые Представители Хвостатые Безногие

Название отряда

Характерные признаки

Бесхвостые

Представители

Хвостатые

Безногие

Значение земноводных

Значение земноводных

Жанр План Самопрезен-тация Требования к содержанию 1 – икринка  2 – личинка  3 – взрослое земноводное Строение среда обитания способ питания передвижение превращение Домашнее задание

Жанр

План

Самопрезен-тация

Требования к содержанию

1 – икринка 2 – личинка 3 – взрослое земноводное

Строение

среда обитания

способ питания

передвижение

превращение

Домашнее задание