СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе по теме: «Выделение» (учебник под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; Москва, Дрофа; 2014)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Используемые педагогические технологии: технология критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе по теме: «Выделение» (учебник под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; Москва, Дрофа; 2014)»

Тема урока: «Выделение»

Предмет: биология

Класс: 8 (учебник под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; Москва, Дрофа; 2014)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательное учреждение:

МБОУСОШ с. Высокое Башмаковского района Пензенской области

Учитель: Кожевникова Т.И.

Цель  и задачи:  создание условий для формирования  универсальных учебных действий (УУД) в процессе  познавательной деятельности   по изучению основных путей выделения продуктов обмена в организме человека; строения и функций органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; роли выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма; последствий нарушения работы почек.

Личностные УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание ценностного отношения к  своему здоровью; формирование положительных эмоций, самореализация личности обучающегося  в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательные  УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, знакомство со строением и функциями органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; последствиями нарушения работы почек и профилактикой заболеваний мочевыделительной системы; формирование умений строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт.

Регулятивные  УУД - продолжение формирования умений  выполнять задание учителя, волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Планируемые результаты:

 - формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение строения и функций мочевыделительной системы человека;

- понимание  ценностного отношения к собственному здоровью;

- анализ, сравнение  натуральных объектов и рисунков в учебнике, умение делать выводы на основе сравнения;

- знание  значения терминов: «почки», «мочеточники», «нефрон», «почечная капсула или капсула Боумена- Шумлянского», «мальпигиев клубочек», «петля Генле», «первичная моча», «вторичная моча», «мочекаменная болезнь»;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение практическими навыками в ходе выполнения лабораторной работы.

Оборудование:  раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, натуральные объекты (почки свиньи и овцы); пинцет, лупа, скальпель, перчатки.

Методы:  фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология деятельностного подхода, технология работы в группах, технология критического мышления через чтение и письмо (метод «Инсерт»; метод «Фишбоун»; метод «Кроссенс»)



Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.

Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие


























3.Выявление места и причин затруднения




















4.Построение проекта выхода из затруднения



5. Реализация построенного проекта.




















6.Самост. работа с самооценкой по эталону


















7. Рефлексия.











8. Домашнее задание и комментирование оценок.

Учитель:- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке!

-А вы?

-Всё ли готово у вас к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

- Ребята, у вас на столе есть листочки с кроссенсом. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ, объяснить цепочку изображений и, придя к 9 квадрату, назвать тему нашего урока.

( Работают с кроссенсом )


Кроссенс

1.Читать по принципу улитки слева направо по схеме

1


2

3

8

9

4

7

6

5

2.Объяснить кроссенс.

3.Найти связь между элементами.

4.Сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат).

5.Определить тему, общую идею.



- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?

- На основании чего вы это решили?

- Какие рисунки вы не смогли объяснить, применяя их к теме урока?

- Почему?

-Чего нам для этого не хватает?

 _ Ребята, попробуем проанализировать таблицу и заполнить первую графу.

Орган

Удаляемые вещества

В сутки


Газообразные продукты обмена: СО₂, Н₂О, летучие вещества

-


Избыток воды, различные соли (соли серы, фосфора, калия)

0,5 л





Избыток воды, лекарств, различные соли, мочевина, аммиак, ядовитые вещества

1,2 – 1,6 л

- Эти органы, относятся к одной, или разным системам органов?  

- А в чём их общая роль? (гомеостаз).

- Молодцы, мне приятно, что вы многое уже знаете.

- Какой орган выводит из организма больше всего ненужных веществ? (почки)

- Частью, какой системы являются почки?

- Можете ли вы назвать органы, которые относятся к выделительной системе человека?

- Подпишите известные вам уже органы системы выделения на интерактивной доске ( 1 ученик) и в своих рабочих листах).

 - Существует такой факт. При нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней.

- Почему?

Для того чтобы понять почему, необходимо знать строение и функции почек.

- Внимательно прочитайте текст в папке о макроскопическом строении почек, сделайте нужные отметки на полях ( «+», « - «, «V»), изучите информацию.

Лабораторный практикум «Изучение строения почек»

- Изучить внешнее строение почки (цвет, форма, покровы)

- Изучить внутреннее (макроскопическое) строение почки.

-Найти корковый и мозговой слои почки, почечную лоханку, почечные пирамиды, мочеточник.

- Сделайте подписи к рисунку в рабочем листе и на доске.

- Можем ли мы теперь дать объяснение элементам кроссенса?



- Изучить микроскопическое строение почки, используя текст в рабочей папке, и сделать необходимые подписи к рисунку в рабочем листе и на доске.

- Ребята, со строением почек мы познакомились. А как же работают почки?

Внимательно посмотрите видеофрагмент.

Физкультминутка.

Самый лучший отдых – активный.

-Встаньте, руки на пояс, сделайте наклоны в сторону; круговые вращения головы, обнимите себя, потянитесь! Положите руки на поясницу.

- Какой орган под вашими руками? Верно, почки. Теперь мы с вами знаем топографию, расположение этого органа, и если болит в области поясницы, то следует обратить на это внимание.

- Ребята, наш отдых усилил кровообращение и процесс очищения крови от продуктов распада.

- Ребята, время от времени мы используем для описания каких –либо процессов уравнения. Используя информацию, полученную из видеофрагмента и информацию, изложенную в тексте (в рабочих папках), давайте составим такое уравнение для образования мочи;

( приём «Фишбоун»), работаем в группах.



(После выполнения задания сверяем по образцу)

Самостоятельная работа в группах.

- В медицинских учреждениях обязательно проводят анализ мочи. Он даёт представление не только о состоянии почек, но и о процессах обмена веществ, протекающих в других тканях, органах, в организме в целом.

Учащимся выдаются бланки с анализом мочи мнимого больного. Задание учащимся – есть ли отклонения в анализах мочи?

-Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям.

Мы встретились с врачом Зиминой Е.А. и поинтересовались, какими заболеваниями мочевыделительной системы страдают жители нашего района и как часто они встречаются у населения.

(Сообщение Зиминой Татьяны )

- А знаете ли вы, какой сегодня день?! Каждый второй четверг марта отмечается Всемирный день почки. В этом году он выпал на 14 марта! Девизом этого дня можно считать: «Выпей стакан воды – поддержи свои почки!», что мы и предлагаем сделать нашим гостям!


- На уроке я работала(а)…
- Своей работой на уроке я…
- Урок показался мне…
- Я бы поблагодарил своих товарищей за…
- Моё настроение на уроке…

- Отметьте значком своё отношение к нашему уроку:





- изучить материал параграфа учебника;

- найти информацию по теме Rete mirabile, объяснить, как она связана с темой нашего урока

- ответить на вопросы: когда и сколько воды должен выпивать человек в течение суток


Мультимедийный проектор, компьютер, экран













Слайд 2

(презентация)
















Слайд 3 (презентация)































Видеофр – нт учебного фильма

« Выделение»











Слайд 4

(презентация)




Слайд 5 (презентация)




Слайды 6-7

(презентация)


Слайд 8

(презентация)


Слайд 9

(презентация)







Слайд 10

Коммуникативные УУД

Обеспечение настроя на плодотворную работу обучающихся на уроке; проверка готовности обучающихся к уроку


Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Коммуникативные УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.



























Познавательные УУД

формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, знакомство с макроскопическим строением почек и их работой

Личностные УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к  своему здоровью, формирование положительных эмоций, самореализация личности обучающегося  в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;






Коммуникативные УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Личностные УУД -  формирование положительных эмоций, самореализация личности обучающегося  в коллективе

Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.



Личностные УУД -  формирование положительных эмоций, самореализация личности обучающегося  в коллективе