Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Ц ель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся определять внешнее строение рыб | Обучающиеся получат возможность определять причины появления в ходе эволюции обтекаемой формы тела, формы плавников, чешуи |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют навыками самостоятельного исследования, правильного оформления результатов исследования, оформлять материал в виде схем | Обучающиеся получат возможность научиться работать с интернет –сервисами при выполнении разного рода исследования Обучающиеся получат возможность оценить усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что внешнее строение рыб зависит от их обитания в водной среде | Обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности. |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Обучающиеся имеют опыт работы с учебником, муляжами, влажными препаратами Знают кто такие позвоночные животные и чем они отличаются от беспозвоночных Могут определять тему и задачи уроков Могут сравнивать объекты и явления живой природы Могут спланировать этапы выполнения проекта |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Тест Выполнение заданий по карточкам Фронтальная работа в эвристической беседе Заполнение таблицы по результатам лабораторного опыта | Лабораторная работа | Продукт проектной деятельности |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Данный урок является достаточно важным в курсе биологии 7 класса, т.к. именно на этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями внешнего строения рыб, строением их плавников и чешуи. Перед уроком класс делится на три группы. |
Предметные результаты: умение работать, умение определять связь животных со средой обитания.
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы, на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- учиться работать в паре, группе, развивать потребность вести диалог, выслушивать мнение товарища, участвовать в дискуссии;
- развивать, способность открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, CD дисках), анализировать и оценивать информацию.
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать и получить удовольствие от работы. Цель этапа: Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех. | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Цель этапа: Повторение изученного на прошлых уроках. На интерактивной доске вам представлены живые организмы, относящиеся к разным типам и классам, вам необходимо найти соответствие между объектами и объяснить свои действия. | Один ученик на доске, другие на карточках выполняют задание: находят соответствие (беспозвоночные: паук, дождевой червь, пиявка, майский жук; позвоночные: ланцетник, гусь, окунь) и объясняют свой выбор тем, между объектами левого и правого столбика есть связь в зависимости от присутствия или отсутствия внутреннего скелета. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Рыбы являются постоянными обитателями водной среды, существовали они еще до появления наземных позвоночных животных. Вода обладает довольно высокой плотностью, света в водной среде недостаточно, да и кислород растворен в воде, но тем не менее рыбы и до настоящего времени обитают в воде. Что же позволяет им существовать в водной среде? | Анализируют информацию, отвечают на вопросы учителя: У рыб есть плавники, особая форма тела |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Природа наша единственная и, конечно, самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает её и следует её указаниям, тот и достигает, без сомнения, наилучших результатов. А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Формулировка цели и задач урока осуществляется с помощью выполнения этого задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения. -Посмотрите, какие задачи на урок поставила я перед вами: Выявить особенности внешнего строения рыб Познакомиться с видами плавников Получить удовольствие от работы Практические все задачи совпадают с вашими. -А сейчас открываем тетради, записываем число и тему нашего урока. | Формулируют тему урока (Внешнее строение рыб?), цели, задачи, предлагают пути достижения поставленной цели урока. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Записывают тему урока в тетрадь. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм тела, множеству приспособлений к условиям обитания, как в строении, так и в биологических особенностях. В ходе исследовании мы выявим эти особенности. Сделать это мы можем в ходе лабораторной работы. После этого проведем обсуждение результатов. Работать вы будете в группах. | Рассматривают рисунки. Определяют, что в воде обитает огромное многообразие рыб, но все он имеют единый план строения, что позволяет им обитать в водной среде. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Первая группа учащихся будет работать с муляжами рыб. Вторая группа – выполнит лабораторную работу по изучению строения плавников и чешуи. Третья группа изучит поведение рыб - Результаты работы вы должны зафиксировать в рабочих тетрадях и затем выступить с отчетом перед классом. Прежде, чем мы будем проводить обсуждения по результатам своих исследований, давайте проведем физкультминутку | Учащиеся в группах, по инструкции проводят лабораторные работы Группа №1 выполняет работу «Изучение внешнего строения рыбы согласно инструкции учебника с. 95 ей? Группа № 2 выполняетлабораторную работу по изучению строения плавников и чешуи рыб Группа № 3 изучают поведение рыб. Записывают результаты в рабочие тетради, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть записывает наблюдения в лист наблюдений Ученики выполняют физкультминутку, повторяя движения, показанные в анимации на интерактивной доске |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Итак, давайте послушаем результаты работы первой группы учащихся и ответим на вопрос «Что помогает рыбам жить в воде?», а так же учащихся 2 группы и ответим на вопрос «Отличаются ли плавники и чешуя рыб у представителей разных видов?» Итак, мы выяснили, что рыбы имеют обтекаемую форму тела, тело покрыто слизью, имеются глаза. А как же рыбы ведут себя в воде? Каково их поведение? На этот вопрос нам ответят учащиеся третьей группы А теперь давайте зарисуем внешний вид рыбы в тетрадь и обозначим стрелками особенности ее внешнего строения А теперь давайте вернемся к основному вопросу нашего урока: Что же позволило рыбам так долго в эволюционном плане жить в воде? | Учащиеся рассказывают об особенностях внешнего строения рыб: обтекаемая форма тела, покрытого чешуей, наличии слизи, трех отделов тела (головы, туловища и хвоста), о расположении на голове органов чувств: глаз, ноздрей, о наличии боковой линии, строении плавников, чешуи. Учащиеся третьей группы рассказывают о поведении рыб, которое они наблюдали в ходе работы: замирании, извивании тела при движении рыб Зарисовывают рыбу в тетрадь и подписывают части ее тела. Учащиеся отвечают, что обтекаемая форма тела, наличие слизи, чешуи, боковой линии позволили им обитать в воде. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | В Качестве закрепления проведем небольшой тест-опрос на пультах Парным плавником не является: 1)грудной 2)брюшной 3)анальный Скорость течения воды рыбы определяют с помощью: 1)глаз 2) ноздрей 3)боковой линии Какие плавники способствуют удержанию тела рыбы в равновесии и препятствуют его переворачиванию? 1)спинной и грудной 2)непарные и парные 3)хвостовой Верны ли следующие суждения: А. Все рыбы покрыты чешуей Б. Рыбы обладают торпедообразной формой тела 1)верно только А. 2)верно только Б. 3)оба суждения верны 4)оба суждения не верны 5. Рыбы различают только 1) движущие объекты; 2) объекты находящиеся в статичном положении. Молодцы все, кто не допустил на одной ошибки, либо допустил 1. Всем, кто допустил больше ошибок нужно быть внимательнее. | Выполняют тест с помощью системы-опроса Verdikt На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Давайте подведем итоги нашему уроку: вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Всех ли мы их достигли Формулируется вопросы для домашнего задания: изучить текст параграфа 22, ответить на вопросы в конце параграфа; выставляются оценки за урок. Комментирует отметки, указывает на достижения и недоработки обучающихся. Побуждает к анализу индивидуальных достижений: -На столе у вас лежат листочки желтого цвета с рефлексивным тестом ,выполните его Продолжите высказывания: Теперь я знаю, что_______________ Хочу узнать еще о_______________ Мне было трудно________________ Лучше всего у меня получилось____ | Анализ достижения цели урока. Подведение итогов урока , заполняют рефлексивный тест. Записывают домашнее задание |