СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Внешнее строение рыб" (7 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен сценарий урока биологии 7 класса по теме "Внешнее строение рыб"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Внешнее строение рыб" (7 класс)»



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Калмыкова Ольга Владимировна

Район

Вачский

Место работы

МБОУ Арефинская СОШ

Должность

Учитель биологии и химии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Естествознание, биология

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Биология 5-11 классы: программы/Т. С. Сухова, С. Н. Исакова.-Вентана –Граф, 2015.-320 с.-(Живая природа)

Тема учебного занятия


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Рыбы-обитатели воды. Внешнее строение рыб.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Выявить особенности внешнего строения рыб в зависимости от среды их обитания.

Вовлечь учащихся в исследовательскую, рефлексивно-оценочную ситуацию


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять внешнее строение рыб

Обучающиеся получат возможность определять причины появления в ходе эволюции обтекаемой формы тела, формы плавников, чешуи

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют навыками самостоятельного исследования, правильного оформления результатов исследования, оформлять материал в виде схем

Обучающиеся получат возможность научиться работать с интернет –сервисами при выполнении разного рода исследования Обучающиеся получат возможность оценить усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что внешнее строение рыб зависит от их обитания в водной среде

Обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся имеют опыт работы с учебником, муляжами, влажными препаратами

Знают кто такие позвоночные животные и чем они отличаются от беспозвоночных

Могут определять тему и задачи уроков

Могут сравнивать объекты и явления живой природы

Могут спланировать этапы выполнения проекта

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • Тест

  • Выполнение заданий по карточкам

  • Фронтальная работа в эвристической беседе

  • Заполнение таблицы по результатам лабораторного опыта


Лабораторная работа

Продукт проектной деятельности

  • Участие в разрешении проблемной ситуации

  • Выступление с докладом


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Данный урок является достаточно важным в курсе биологии 7 класса, т.к. именно на этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями внешнего строения рыб, строением их плавников и чешуи. Перед уроком класс делится на три группы.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты: умение работать, умение определять связь животных со  средой обитания.


Метапредметные результаты:

Личностные УУД:  

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

Познавательные УУД:  

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы, на вопросы, используя  текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- объяснять роль рыб в природе и жизни человека;

-  выявление приспособленности рыб к жизни в воде;

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе, развивать потребность вести диалог, выслушивать мнение товарища, участвовать в дискуссии;

- развивать, способность открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:  

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

Межпредметные связи:

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, CD дисках), анализировать и оценивать информацию.


Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник биологии 7 класс С. П. Шаталова, Т. С. СуховаМетодическое пособие к учебнику


https://www.youtube.com/watch?v=FFCJ_uKK3FQ

мультимедийная презентация к уроку, тест опрос системы Vtrdikt

Техническое обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска, система опроса Verdikt

Лабораторное оборудование

Живые рыбы в банке, сушеная рыба, лупы, пинцеты, чешуя;




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (ответы на вопросы, работа по карточкам);

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий).

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Словесные методы-эвристическая беседа; частично-поисковый метод, проблемный метод

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

  1. Организационный этап – 2 мин

  2. Целеполагание – 1 мин.

  3. Актуализация знаний – 4 мин.

  4. Введение новых знаний – 23 мин

  5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 12 мин.

  6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению-3 мин



2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные (мультимедийная презентация)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (проблемная ситуация, диалог).

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта, демонстраций.

Учащиеся, используя теоретическое мышление, начинают устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Также продолжает развиваться наглядно-образное и словесно-логическое мышление, способность воплощать теоретические знания в практическую деятельность.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (сообщения учащихся), наглядные (мультимедийная презентация)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (выполнение опыта учащимися, проблемная ситуация, диалог).

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта.

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (письменные задания), продуктивный (проблемный и частично-поисковый).

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль и взаимоконтроль.

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.


В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения поставленной задачи, адекватной открытому способу.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль и взаимоконтроль.

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.


Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа).

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости изученного материала.

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) Ученики только учатся делать самоанализ собственной деятельности



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать и получить удовольствие от работы.

Цель этапа: Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.


Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Цель этапа: Повторение изученного на прошлых уроках.


На интерактивной доске вам представлены живые организмы, относящиеся к разным типам и классам, вам необходимо найти соответствие между объектами и объяснить свои действия.


Один ученик на доске, другие на карточках выполняют задание: находят соответствие (беспозвоночные: паук, дождевой червь, пиявка, майский жук; позвоночные: ланцетник, гусь, окунь) и объясняют свой выбор тем, между объектами левого и правого столбика есть связь в зависимости от присутствия или отсутствия внутреннего скелета.



1.3. Создание проблемной ситуации

Рыбы являются постоянными обитателями водной среды, существовали они еще до появления наземных позвоночных животных. Вода обладает довольно высокой плотностью, света в водной среде недостаточно, да и кислород растворен в воде, но тем не менее рыбы и до настоящего времени обитают в воде. Что же позволяет им существовать в водной среде?


Анализируют информацию, отвечают на

вопросы учителя:









У рыб есть плавники, особая форма тела







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Природа наша единственная и, конечно, самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает её и следует её указаниям, тот и достигает, без сомнения, наилучших результатов.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Формулировка цели и задач урока осуществляется с помощью выполнения этого задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.

-Посмотрите, какие задачи на урок поставила я перед вами:

  • Выявить особенности внешнего строения рыб

  • Познакомиться с видами плавников

  • Получить удовольствие от работы


Практические все задачи совпадают с вашими.

-А сейчас открываем тетради, записываем число и тему нашего урока.



Формулируют тему урока (Внешнее строение рыб?), цели, задачи, предлагают пути достижения поставленной цели урока. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

Записывают тему урока в тетрадь.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм тела, множеству приспособлений к условиям обитания, как в строении, так и в биологических особенностях. В ходе исследовании мы выявим эти особенности. Сделать это мы можем в ходе лабораторной работы. После этого проведем обсуждение результатов.

Работать вы будете в группах.


Рассматривают рисунки. Определяют, что в воде обитает огромное многообразие рыб, но все он имеют единый план строения, что позволяет им обитать в водной среде.










2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Первая группа учащихся будет работать с муляжами рыб. Вторая группа – выполнит лабораторную работу по изучению строения плавников и чешуи. Третья группа изучит поведение рыб

- Результаты работы вы должны зафиксировать в рабочих тетрадях и затем выступить с отчетом перед классом.










Прежде, чем мы будем проводить обсуждения по результатам своих исследований, давайте проведем физкультминутку






Учащиеся в группах, по инструкции проводят лабораторные работы

Группа №1 выполняет работу «Изучение внешнего строения рыбы согласно инструкции учебника с. 95

ей? Группа № 2 выполняетлабораторную работу по изучению строения плавников и чешуи рыб

Группа № 3 изучают поведение рыб.

Записывают результаты в рабочие тетради, предварительно обсудив в группе.

Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть записывает наблюдения в лист наблюдений

Ученики выполняют физкультминутку, повторяя движения, показанные в анимации на интерактивной доске







2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Итак, давайте послушаем результаты работы первой группы учащихся и ответим на вопрос «Что помогает рыбам жить в воде?», а так же учащихся 2 группы и ответим на вопрос «Отличаются ли плавники и чешуя рыб у представителей разных видов?»

Итак, мы выяснили, что рыбы имеют обтекаемую форму тела, тело покрыто слизью, имеются глаза. А как же рыбы ведут себя в воде? Каково их поведение? На этот вопрос нам ответят учащиеся третьей группы


А теперь давайте зарисуем внешний вид рыбы в тетрадь и обозначим стрелками особенности ее внешнего строения

А теперь давайте вернемся к основному вопросу нашего урока: Что же позволило рыбам так долго в эволюционном плане жить в воде?


Учащиеся рассказывают об особенностях внешнего строения рыб: обтекаемая форма тела, покрытого чешуей, наличии слизи, трех отделов тела (головы, туловища и хвоста), о расположении на голове органов чувств: глаз, ноздрей, о наличии боковой линии, строении плавников, чешуи. Учащиеся третьей группы рассказывают о поведении рыб, которое они наблюдали в ходе работы: замирании, извивании тела при движении рыб



Зарисовывают рыбу в тетрадь и подписывают части ее тела.


Учащиеся отвечают, что обтекаемая форма тела, наличие слизи, чешуи, боковой линии позволили им обитать в воде.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

В Качестве закрепления проведем небольшой тест-опрос на пультах

  1. Парным плавником не является: 1)грудной 2)брюшной 3)анальный

  2. Скорость течения воды рыбы определяют с помощью: 1)глаз 2) ноздрей 3)боковой линии

  3. Какие плавники способствуют удержанию тела рыбы в равновесии и препятствуют его переворачиванию? 1)спинной и грудной 2)непарные и парные 3)хвостовой

  4. Верны ли следующие суждения: А. Все рыбы покрыты чешуей Б. Рыбы обладают торпедообразной формой тела

1)верно только А.

2)верно только Б.

3)оба суждения верны

4)оба суждения не верны

5. Рыбы различают только

1) движущие объекты;

2) объекты находящиеся в статичном положении.


Молодцы все, кто не допустил на одной ошибки, либо допустил 1. Всем, кто допустил больше ошибок нужно быть внимательнее.


Выполняют тест с помощью системы-опроса Verdikt
























На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Давайте подведем итоги нашему уроку: вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Всех ли мы их достигли Формулируется вопросы для домашнего задания: изучить текст параграфа 22, ответить на вопросы в конце параграфа; выставляются оценки за урок.

Комментирует отметки, указывает на достижения и недоработки обучающихся.

Побуждает к анализу индивидуальных достижений: -На столе у вас лежат листочки желтого цвета с рефлексивным тестом ,выполните его

Продолжите высказывания:

  1. Теперь я знаю, что_______________

  2. Хочу узнать еще о_______________

  3. Мне было трудно________________

  4. Лучше всего у меня получилось____



Анализ достижения цели урока.

Подведение итогов урока , заполняют рефлексивный тест. Записывают домашнее задание