5 кл.
№ урока
Дата:
Тема. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень»
Цели: обучающиеся научатся выразительно читать стихотворение.
Задачи:
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
- способствовать развитию у школьников памяти, внимания, связной речи, мышления через работу над стихотворным произведением;
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; - формировать у обучающихся способность воспринимать красоту родной природы.
Оборудование: цветные полоски, учебники, артикуляционная гимнастика, портрет К.Д. Бальмонта, картины осенней природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь», напечатанные тексты стихотворения Бальмонт К.
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой
Прозвенел уже звонок
Значит, начался урок
Сели все за парты дружно
Нам теперь работать нужно.
Речевая разминка.
1)Артикуляционная гимнастика
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, кто же там?
Он глядит по сторонам.
Смотрит, как расческа-зубы
Нам причесывает губы.
Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед.
Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом.
На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
Догадался кто бы мог.
Язычок наш как грибок.
Язычок гармошкой стал.
Поиграл и не устал.
То иголка, то лопата.
Язычки у вас, ребята.
Надоели превращенья
Лижет язычком варенье.
Любит он покушать сладко
После скачет, как лошадка.
2) На доске.
Речевая разминка.
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.
- Что написано на доске?( скороговорка.)
- Прочитайте ее выразительно. (Дети читают.
- О чем эта скороговорка?( О листопаде, об осени.
- Какие слова главные? (листья, листопад.
- Подчеркивает на доске опорные слова.
Произнесем скороговорку с радостной интонацией… а теперь с грустной.
Проверка домашнего задания
Чтение по цветным полоскам. «Золотая осень» по И. Соколову-Микитову.
- Почему осень золотой?
4. Постановка темы урока
- Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».
На доске:
К.Д. Бальмонт (1867-1942)
«Поэт с утренней душой»
(А. Блок)
Чтение эпиграфа к уроку.
- Ребята. Сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте.
5. Рассказ учителя о поэте
Учитель: Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской области. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился самостоятельно читать, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок навал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
6. Знакомство со стихотворением
6. Знакомство со стихотворением
А сейчас я вам прочитаю стихотворение К. Бальмонта «Осень»
Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».
- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно понравилось?
Выслушиваются советы детей.
- Какие картины осени рисует нам автор?
«Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».
Объяснение слова «благовонье».
– благовонье – приятный запах. – это слово старое и сейчас уже не употребляется.
7. Работа над выразительным чтением стихотворения
Учитель: возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы, выберите темп чтения.
- А теперь прочитаем стихотворение.
Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень.
Выслушиваются предложения детей.
- Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.
Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение.
ФИЗМИНУТКА
8. Коллективное чтение стихотворения об осени (проба пера)
- Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.
«Рождается одна строка, за ней встает другая…»
Сейчас мы попробуем тоже сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: « Листья падают в лесу….»
Учитель пишет строчку на доске.
Давайте подберем рифмы к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису принесу, красу.
Учитель: Появляется строчка: «Я домой их несу».
Продолжаем придумывать другие строчки «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису».
Учитель помогает дальше.
«А когда зима завьюжит…»
Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
Образец стихотворения, составленного детьми.
Листья падают в лесу,
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.
9. Подведение итогов урока
С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?
10. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть, нарисовать рисунок.
Бальмонт Константин Дмитриевич
«Осень»
(урок открытия нового знания)
Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературного приема «олицетворение» и обучение словесному рисованию.
Планируемые результаты
Личностные результаты
развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению
формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
Познавательные универсальные учебные действия:
учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Доносить свою позицию до других людей
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
строить осознанно высказывание в устной форме
Предметные результаты
научить определять основную мысль произведения и его настроение
научить использовать прием олицетворения
научить подбирать рифму
развивать технику выразительного чтени
грамотно использовать в речи литературные термины
Оборудование:
Я знаю
Я умею
Я не знаю
Я не умею
Авторский комментарий к презентации.
Каждый слайд сменяется по щелчку.
Слайд 1. Не демонстрируется.
Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Подбери рифму».
Слайд 3. План урока.
Слайд 4. Поэт с утренней душой Бальмонт К.Д.
Слайд 5. Семья Бальмонта К.Д.
Слайд 6. «Фейные сказки».
Слайд 7. Стихотворение «Осень».
Слайд 8. Анализ стихотворения.
Слайд 9. Словарная работа.
Слайд 10. Физкультминутка.
Слайд 11. Литературные приемы.
Слайд 12. Задание в парах.
Слайд 13. Словесное рисование.
Слайд 14. Лист самооценивания.
Слайд 15. Ссылки на источники.
Ход урока
Актуализация знаний.
Слайд 1. Не демонстрируется.
Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм.
Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Подбери рифму».
http://learningapps.org/display?v=peqyz3pd301 упражнение в сервисе LearningApps.org
Пускала пузырики
В соломинку Фея.
Придворные лирики
Жужжали ей, рея: —
О, чудо-пузырики,
О, дивная Фея!
Пурпурные, синие,
Нежнее, чем в сказке.
Какие в них линии,
Какие в них краски!
Зелёные, синие,
Как детские глазки.
(На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово)
- Посмотрите на доску, прочитайте про себя, жужжащим чтением.
1 ряд - шёпотом,
2 ряд – с усилением звучания,
3 ряд – радостно, громко, выразительно.
Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. В В начале 20 века Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. Там и было это стихотворение.
Попробуйте определить тему нашего урока.
Какие задачи будем решать на уроке?
(дети высказывают свое мнение)
Слайд 3. План урока.
Бальмонта К.Д.
Прочитайте план урока. Совпали эти задачи с вашими? Какие задачи новые?
( Учитель показывает карточки: Я знаю, я не знаю, я умею, я не умею)
Что вы знаете о Бальмонте К.Д.?
Какие стихи его читали?
Умеете ли вы читать выразительно или еще надо научиться?
Знаете ли вы, что такое олицетворение?
(Кроме презентации учитель может показать видеоролик «Бальмонт К.Д. «Осень», где предложена краткая биография и иллюстративный материал к стихотворению)
http://www.youtube.com/watch?v=iEpBoYZP6Fc&feature=youtu.be
– ролик Климкиной Е.Е.
Слайд 4. Поэт с утренней душой Бальмонт К.Д.
Поэт Серебряного века Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Слайд 5. Семья Бальмонта К.Д.
Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».
Слайд 6. «Фейные сказки»
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке.
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Слайд 7. Стихотворение «Осень».
(учитель читает под музыку Чайковского П.И. «Времена года. Осень», если не используется ролик)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Слайд 8. Анализ стихотворения.
Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему? А настроение?
Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения по названию? На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения.
Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия.
(стихотворение дублируется на экране)
Слайд 9. Словарная работа.
Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения?
Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Даля В.И. или Ожегова С.И.
Перечитайте стихотворение и подумайте, Бальмонт изобразил сказочную или реальную картину осени?
(дети обсуждают и доказывают свое мнение)
4. Физкульминутка.
Слайд 10. Физкультминутка. (под музыку дети показывают танцевальные упражнения)
Первичная проверка понимания.
Слайд 11. Литературные приемы.
Что необычного в изображении осени у автора?
Почему написано с большой буквы слово Осень?
Что делает девушка Осень? Прочитайте.
Какие явления природы поэт еще одушевляет? Прочитайте эти строки.
Как называется такой литературный прием?
Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе.
Слайд 12. Задание в парах.
Выбери нужные картинки и найди строки, где поэт использует прием олицетворения.
Первичное закрепление. Самоконтроль (самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков). Работа в командах.
Слайд 13. Задание «Словесное рисование».
Давайте представим себе, что мы с вами художники.
Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите свои слова-подсказки в тексте. Опишите свою картину.
Кто будет главным героем нашей картины?
Как можно изобразить осень?
Что делает девочка – осень?
Какое выражение лица? Грустное или радостное? Почему?
От чего плачет девочка – осень?
Какое явление природы хотел изобразить поэт под слезами девочки?
Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте. Разделитесь на команды по 4 человека и обсудите свои краски.
Кто главный персонаж на рисунке?
Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?
Как поэт относится к Осени, которая скоро заплачет?
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе?
Какой темп чтения нужно выбрать?
Поработаем с текстом (работаем маркерами на доске)
Как обозначается долгая пауза?
Как обозначается короткая пауза?
Понижение голоса - \
Повышение голоса - /
Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом?
С какой интонацией будете читать стихотворение?
Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать настроение и чувства, которые хотел передать поэт.
(читают несколько учеников, сначала хорошо читающие для образца, потом дети послабее)
Рефлексия деятельности. Домашнее задание.
Вернёмся к плану урока. ( открывается нужный слайд)
Какие задачи мы выполнили, а какие не смогли?
Определили настроение стихотворения?
Какое задание вам понравилось?
Какое показалось трудным?
Слайд 14. Листы самооценивания.
Возьмите листы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок.
Домашнее задание
Выучить стихотворение К. Бальмонта "Осень" наизусть, нарисовать иллюстрацию для составления диафильма
Урок литературного чтения.
Тема: "Люблю природу русскую. Осень.
А.Фет «Ласточки пропали»".
(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение» )
Цели:
образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;
развивающая – развивать образное мышление;
- совершенствовать лексической стороны речи;
- вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;
воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,
- прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание
к художественному слову;
- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам
подарок. Сегодня у нас в гостях ученица 6 «А» класса Петрухо Полина. Она –
начинающий писатель. Её сказки и стихи опубликованы в детском журнале
«Колокольчик»
Полина читает свою сказку. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)
- Где мы оказались, слушая сказку?
- Какая осень в этой сказке?
- Какое настроение было у сказки?
- Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?
-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.
2. Подготовительная работа.
- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)
- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)
- Кто живёт в этом городе?
- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?
- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.
3. Проверка домашнего задания.
- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.
( На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)
На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта
- Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)
- Докажем это.
- Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. ( Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила» и К. Бальмонта «Поспевает брусника»)
Дети читают стихи наизусть.
Анализ чтения.
- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.
4. Подготовительная работа (продолжение)
Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.
-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?
-Действительно, поэтов называют художниками слова.
- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.
- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)
- Кому из вас знакомо это имя? (Выслушиваются ответы детей)
- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.
- Но сначала – отдохнём.
Физпауза.
Рассказ учителя.
А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт,а, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.
С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака…
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».
5. Первичное восприятие.
(учитель читает стихотворение наизусть)
6. Краткая последующая беседа.
- О какой осени рассказывает автор?
- Что представили, слушая стихотворение?
-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.
7. Перечитывание и анализ.
1). Чтение детьми стихотворения.
- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.
2) Анализ по частям
- Прочитаем стихотворение по частям
Чтение 1 части.
Дети читают 1 часть вслух.
- Что представили?
- Что сказано о ласточках?
- Что значит «пропали»?
- О каких ещё птицах говорится в этой части?
- Когда грачи летали?
- Что такое заря?
- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)
- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)
-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)
- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)
- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.
- Как летала стая, похожая на сеть?
- Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)
- Где мелькала стая?
- Для чего автор использует слово «вон»?
- Как прочитаете это слово?
- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить
выразительное чтение этой части.
Работаем по плану.
План:
Темп (медленный, средний, быстрый).
Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).
Сила голоса.
Логическое ударение (выделение главного слова).
- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.
Чтение 2 части.
- Прочитаем 2 часть вслух.
- Какую картину увидели?
- Что услышали?
- Прочитайте 1 и 2 строчки.
- О каком явлении природы говорит автор?
- Как автор сказал об этом?
- Что значит спится?
- Прочитайте 3 строчку.
- Почему лист, а не листья?
- Почему лист сухой?
- Что значит валится?
- Обратите внимание на ударение в этом слове.
- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.
- Что услышали? ( Повторяется звук [с])
- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.
- Прочитайте последние строчки этой части.
- Какой образ появился? ( Образ ветра)
- Что сказано о ветре?
- О ком можно так сказать?
- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.
-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
- Как ветер может стучать в окно?
- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.
- Кто попробует прочитать?
- Почему прозвучало по-разному?
Чтение 3 части.
- Прочитаем 3 часть вслух.
- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.
- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.
- О чём просит автор?
- Почему?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Для чего автор использует этот знак?
- Автор просит зиму поскорее наступить.
- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)
- Как они летят?
- Почему они кричат?
- Они, действительно, испугались?
- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)
- Почему журавли кричат?
- Куда летят птицы?
- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?
- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.
- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется
(Многоточие)
- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?
- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.
Попробуйте узнать это самостоятельно дома.
3). Работа над настроением.
- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).
- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.
Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.
- Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»
- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.
-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»
(Выразительное чтение стихотворения учениками)
- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?
- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихах». Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.
- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.
- Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения
« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.
8. Итог урока.
- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?
- К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.
- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.
2. Проиллюстрировать стихотворение
3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета
Осень. Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.