СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- диспут" Мы-будущее России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развиие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

Просмотр содержимого документа
«Урок- диспут" Мы-будущее России"»

УРОК – ДИСПУТ: «Мы - будущее России!!» 9классе.

Учитель истории и обществознания Е.Г. Доброва

Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

Оборудование: карта России; презентация « Государственная символика» словарные слова, Конституция РФ, высказывания политиков и историков, задания – карточки, опорные слова.

Эпиграф к уроку: «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.» М.Монтанель.

«Сама по себе жизнь ничего не значит: цена её зависит от её употребления.» Ж.Ж. Руссо

ХОД УРОКА:

Звучит гимн России

Слово учителя:

Сегодня у нас необычный урок … Урок –диспут « Мы– будущее России» Диспут- в переводе с латинского обозначает- рассуждать, спорить. Вот и мы с вами попытаемся в течении урока по рассуждать « Почему будущее России зависит от нас, от каждого из вас…?.

Перед вами карта России. Нам посчастливилось родиться в государстве, обладающей самой большой территорией, границы России проходят и по суше и по воде. Многие века наши предки завоёвывали , расширяли границы нашей родины, чтобы мы-потомки могли жить спокойно, счастливо, достойно.

Наступил 21 век. Как далеко мы ушли по пути технического прогресса и как низко пали в духовном, нравственном. Как это скажется на том, что окружает нас и есть внутри нас?

Загрязнённая атмосфера, кислотные дожди, высохшие реки…И как следствие – катаклизмы, наводнения, ураганы, которые не может предсказать метеорологическая служба.

А в обществе людей – агрессия, смещение представлений о прекрасном, равнодушное отношение к событиям, которые происходят в стране, в городе.

Кто виноват? – Человек.

Кто за всё заплатит? – Человек.

Вопрос детям : кому исправлять? Каким образом?

Круг замкнулся. И чтобы разомкнуть его начать нужно с обращения к человеку – к его нравственной и духовной сути. Человек – действительно ли это звучит гордо…Главный вопрос, который мы сегодня обсудим – каким должен быть гражданин нашего Отечества, чтобы у нас было будущее?

А что такое гражданин? –спрашивает поэт Некрасов. И отвечает «Отечества достойный сын!», В. Маяковский в своей поэме « Поэт и гражданин « писал « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан…

Как вы понимаете слова «Достойный сын Отечества»?

Обсуждение. Примеры детей

Основу понятия гражданин составляет понятие гражданин в узком, юридическом смысле, т.е. правовая связь человека с государством ( так сказать , «прикрепление» человека к определённому государству, что обеспечивает ему прежде всего политические права). Но гражданин (в широком смысле слова) обладает также теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному, инициативному и достаточно квалифицированному участию в управлении страной.

Слово «гражданин» в древнерусском языке имело значение «житель города», «член городской общины» и было синонимично слову «горожанин». Различались они тем, что слово «гражданин», старославянского по своему происхождению, было книжным словом, а исконно русское слово «горожанин» употреблялось преимущественно в разговорной и деловой речи. В древнерусских переводах с греческого языка слово «гражданин» использовалось в значении «житель страны, подданный государства». С середины XVIII в. слово «гражданин» употребляется в смысле общественного деятеля. Это слово становится символом передовых идей, мыслей, борьбы за свободу и равенство.

Мы с вами знаем, что Россия прошла все формы правления: от абсолютной монархии до демократической республики.

Вопрос : Как вы думаете смысл слова гражданин изменялся с изменением общества или оставался прежнем?

Вопрос: Сейчас у вас есть такая возможность дать своё определение слову «гражданин», чтобы вы вложили в это понятие? (варианты детей)

Учитель: (обобщая) Каждый из вас мечтает стать настоящим человеком! Каждый из вас хочет нравиться окружающим. Я думаю, вы согласитесь с тем, что для того, чтобы стать настоящим гражданином для этого нужно приложить немало усилий самому, говорят что для того, чтобы обладать свободой нужно в совершенстве знать свои права. Только умелое распоряжение своими правами делает человека независимым, от чужого мнения, высказывать свою точку зрения, обладать реальной властью над жизнью.

Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти.

Я предлагаю провести социологический опрос на вопрос «Уважаете ли Вы государственную власть?»

Избирается счётная комиссия, идёт подсчёт голосов

Вопросы учащимся: Почему вы ответили так или иначе?

Власть – такое это притягательное слово.

Вы знаете я часто спрашиваю себя почему наши граждане так пассивны в период проведения выборов, ведь это реальная возможность изменить существующие проблемы в государстве, стране где ты живёшь, растишь детей, мечтаешь о справедливой и безбедной жизни.

Вопрос: Как вы считаете выборы в стране на самом деле цивилизованный способ решения проблем в государстве?

Какой, по Вашему мнению, должна быть государственная власть, чтобы ее уважали?

(обсуждение)

Выборы – это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимом положении от народа, его волеизъявления. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки выбирать своих представителей в органы власти. А претенденты на место в представительных органах власти в этот судьбоносный для них период с замиранием сердца ждут конца избирательной кампании, чтобы узнать свой «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, доверили или не доверили...

Выборы – это центральный институт демократического правового государства республиканского типа. РФ – Россия – именно такое государство. Давайте представим себя настоящими юристами и поработаем с самым основным законом нашего государства – Конституцией РФ.

Работа с текстом Конституции РФ, ст. 3, ст.4.

Давно известно, что участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает - в политической, социальной сферах и делает это потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона.

Одной из форм участия граждан в общественной жизни является голосование. Перед вами стадии избирательно процесса, но они к несчастью переставлены местами. Восстановите справедливость.

Регистрация Предвыборная Тайное Подсчёт Результаты



Кандидатов компания голосование голосов

Это правильная логическая цепочка, учитель же перемешивает эти стадия и раздаёт задание детям

Кандидатом в депутаты, при соблюдении определённых условиях, может быть любой гражданин нашей страны. Для того, чтобы быть депутатом нужны не только политические способности, но и сильные личностные качества. Как вы считаете, какие качества личности не дозволительны кандидату в депутаты, а потом и депутату в органы власти. Отметьте «+» и

«-« качества народного избранника.

Щедрость, легковерие, мстительность, влюбчивость, принципиальность, честность, доброта, стеснительность, резкость, работоспособность, деловитость, лживость, решительность, самопожертвенность, человеколюбие, уважительность, гуманность, уступчивость, критичность, деловитость, нежность, красота, совесть, заботливость, великодушие, искренность, долг, отзывчивость, скромность.

«Жизнь – не зрелище и не праздник; жизнь -трудное занятие»- говорил американский философ Сантаяна. А Ж.Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит: цена её зависит от её употребления.» Ему как бы вторит знаменитый М.Монтанель: «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.» Нетрудно понять, что все три мудреца говорят об одном: если живёшь ради самой жизни – ты не живёшь, а прозябаешь, чтобы жить, а тем более принимать активное участие в политической жизни общества, страны – нужно приложить немало труда.

Подводя итоги нашему диспуту я прошу вас написать эссе на тему « Что зависит от меня, как от гражданина в строительстве будущего России!



Спасибо за урок.