СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия "Имя прилагательное"  - повторение и обобщение по данной теме. Урок проводится в нестандартной форме. В течение урока ребята не только повторяют пройденный материал, но и узнают много интересного из истории города.   

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Имя прилагательное"»

Тема урока: Имя прилагательное. Повторение.

Тип урока: Урок-экскурсия

Цель урока: повторить и обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

- обучающие: закрепить и обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»;

- развивающие: развивать мышление, внимание, речь учащихся;

- воспитательные: прививать любовь к родному краю

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки с заданиями

Ход урока:

  1. Оргмомент

Вступительное слово учителя:

- Приветствую вас, ребята, и хочу предложить вам увлекательную экскурсию по нашему городу. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие исторические места Кокшетау. Но прежде давайте обратимся к слову экскурсия, что оно означает. Где мы можем узнать значение данного слова? Правильно, в толковом словаре.

Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной целью.

  1. Сообщение цели и задач.

- Для того чтобы описать всю красоту любимого города, нам необходимы слова. Ребята, какой части речи? Это слово зашифровано на доске (Мия политерьгаелана). А стихотворение Екатерины Жуковской поможет вам его отгадать.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных,

Кто я?... (прилагательное)

- Сегодня на уроке нам предстоит повторить все то, что изучили в 5 классе об имени прилагательном.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

- А сейчас приобретаем билеты. Билеты вы получите, выполнив задания по карточкам.

Разноуровневые задания.

1-й уровень. Найти неверно употребленные словосочетания. Записать верный ответ.

Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.


2-й уровень. Дописать прилагательные в тексте.

Мы увидели на дереве дятла. Какой он_________________! Головка и спинка _____________. На затылке ярко-____________шапочка. На_______________крыльях____________пятнышки и полоски.


3-й уровень. Прочитать фразеологизмы о людях. Вписать в квадратик букву, соответствующую значению выражения.


В рубашке родился а) умный, мудрый

Плясать под чужую дудку б) счастливый, удачливый

Мухи не обидит в) изворотливый, ловкий

За смертью посылать г) добрый, мягкий, сердечный

Семи пядей во лбу д) бесхарактерный, безвольный

Сухим из воды выйдет е) медлительный, нерасторопный


  1. Тренировочные упражнения

- Ребята, у меня к вам просьба. Вам необходимо выполнять правила поведения на экскурсии (памятка):

1. Внимательно слушать экскурсовода.

2. Соблюдать правила общественного поведения.

3. Не отходить от маршрута.

- Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. Не забываем, в поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь! А сейчас посмотрите в окно автобуса.

1. Работа с текстом

Демонстрация слайдов – видов города Кокшетау и описание их учителем под звуки тихой лирической казахской мелодии.

Город Кокшетау берет свое начало от сопки Букпа. «Букпа» в переводе с казахского означает «прятаться», и старая легенда так рассказывает о возникновении сопки:

«Аллах, создавая мир, раздал всем народам красоты земные: кому горы, кому леса, кому реки, а казаху достались одни степи.

«Несправедлив дар аллаха», - решили казахи и стали просить у создателя, чтобы он дал им леса, горы, озера и реки. Но скуп был всемогущий и не захотел расстаться с тем, что оказалось в коржуне. И тут на помощь казахскому народу пришел сказочный герой, балагур и весельчак Алдар-Косе. Быстро войдя в доверие к аллаху, однажды он предложил ему поиграть в прятки и перетяжки, а чтобы было, где спрятаться в голой, ровной, как скатерть степи, Алдар-Косе попросил аллаха насыпать маленькую горку. Аллах улыбнулся, шутя засунул руку в свою сумку, взял горсть земли и камней и насыпал среди степей маленькую горку, возле которой они стали играть в прятки. Вот с тех пор эта сопка и называется «Букпа, что означает «прятаться».

Красота кокшетауской природы вдохновляла художников слова. Послушайте: (читается текст без прилагательных)

Эта земля…. …степи тянутся вдаль. …полотном раскинулось …озеро. Лучи солнца озаряют … отблесками его … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав, … лесов.

… ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.


- Ребята, сумел ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно показал ее неповторимость?

- Правильно, автор не сумел подробно описать прелесть кокшетауской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных), а они необходимы для точности описания. Итак, ребята, я считаю, теперь вы точно убеждены, что имя прилагательное – очень важная часть речи.

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? (взаимопроверка знаний правила: учащиеся первого варианта рассказывают правило сидящим на 2 варианте, затем они меняются ролями. После этого один из учеников рассказывает это правило вслух (таким образом учащиеся могут оценить себя).

- Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, как птица без крыльев? Помогите автору передать всю красоту и неповторимость нашего кокшетауского края! Вставьте нужные прилагательные и озаглавьте текст.

Сильные учащиеся самостоятельно дополняют текст.

Для менее сильных учащихся предлагаются слова для справок: хвойный, золотистый, красивый, прозрачный, душистый, плодороден, бескрайний, бездонный, легкий, сухой, замечательный, синий, спокойный, родной.

(Чтение творческих работ учащихся)

2. Беседа по вопросам:

- Докажите, что перед нами действительно текст.

- Какова его основная мысль?

- Какие изобразительные средства используются для выражения основной мысли?

- Какова синтаксическая роль прилагательных? Докажите на примерах из текста, произведя синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

Физминутка

- Если я называю слово – имя существительное, надо стоять, имя прилагательное – сесть.


3. Сообщение ученика (опережающее задание)

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше – к истокам города Кокшетау.

- Кокшетау основан в 1824 году как военное укрепление под названием Кокчетав у озера Копа. Первоначально был казачьей станицей. В переводе с казахского языка слово «Кокше» переводится «синий», «тау» - гора – Синегорье. Исторически сложилось так, что Кокшетау расположился не у гор с одноименным названием, а у прекрасных, живописных сопок, своеобразно обрамляющих город. Как точно заметил русский исследователь Григорий Потанин: «…сопки словно обнимают Кокшетау».

Слайды

  1. Лексическая работа

- Каким был наш город на рубеже XIX и XX веков?

- Верно, он был необычайно красивым. Когда вы будете создавать текст о Кокшетау, необходимо не допускать такой ошибки, как повтор. Поработаем над развитием речи. Подберите синонимы к слову красивый.

5. Орфоэпическая работа

- Поставьте ударение в слове красивейший. (Запомните! есть только один вариант – ударение падает на второй слог).

6. Рассказ ученика

- Не правда ли, прекрасен наш город. А раньше постройки в городе были преимущественно деревянными. Гостиниц и извозчиков не было. Была построена больница на 15 коек. Принимали пациентов один врач и фельдшер. В станице было много мелких предприятий: кузницы, ремонтные и другие кустарные мастерские, ветряные и водяные мельницы. Самыми крупными предприятиями того времени считались кожевенный завод (весь инвентарь состоял из большого чана и мочильных и дубильных кадок), бойня и салотопка. Располагалось несколько мануфактурных лавок и торговые ряды для продажи мелкого товара. Город оживал во время ежегодных осенних ярмарок, когда съезжались купцы из Петропавловска, Кургана, Омска, Семипалатинска, Акмолы и других мест.

- Итак, наш экскурсионный автобус остановился на Базарной площади.

- Что же происходило на ярмарке в то время? Слушайте.

Мы подъехали к центральному району города и стали бродить по многоголосой ярмарке. Не спокойный, а бойкий торг шел здесь. По краям большой территории разместились возы с глиняной посудой. В балаганах и юртах продавали бусы, яркие платки, ситцевую и парчовую материю, пушнину.

Слышались степные напевы казахской домбры и задорная песня русской гармони. Голос ярмарки был певуч.

7. Выборочный диктант

- Ребята, чтобы нам отправиться дальше, нужно правильно написать прилагательные, а для этого проведем выборочный диктант.

Задание: выпишите словосочетание «существительное + прилагательное» и выделите графически орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

  • К центральному району, по многоголосой ярмарке, не спокойный, а бойкий торг, большой территории, с глиняной посудой, разноцветные бусы, яркие платки, ситцевую и парчовую материю, степные напевы, казахской домбры, задорная песня, русской гармони, голос певуч.


  1. Безударные окончания имен прилагательных: к центральному району, по многоголосой ярмарке, с глиняной посудой, яркие платки, казахской домбры, задорная песня, русской гармони.

  2. Ь знак после шипящих в кратких прилагательных: голос певуч.

  3. О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных: большой территории, ситцевую и парчовую материю.

  4. НЕ с прилагательными: не спокойный, а бойкий торг.

- Здание выполнено, мы можем отправляться дальше.

Презентация «Мой любимый город» и рассказ учителя под звуки трогательной музыки.

- Годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием и для

нашего небольшого провинциального городка. Каждый четвертый горожанин стал фронтовиком, а 23 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Четыре земляка стали полными кавалерами ордена Славы. Одним из героев был наш земляк, бывший воспитанник школы №3 Малик Габдуллин, музей которого находится в нашем городе.

В годы ВОВ Кокшетау стал одним из городов, куда были эвакуированы такие предприятия, как Подольский завод швейных машин из Московской области, обувная и швейная фабрики из города Орджоникидзе. На базе нашего механического завода (существовавшего ранее) и Подольского завода швейных машин был создан завод под №621 по выпуску оборонной продукции: осколочных и фугасных мин, стабилизаторов для мин, гранат–лимонок и др.

Также был эвакуирован госпиталь №2447, который размещался в различных корпусах. Благодаря самоотверженному труду медицинских работников многим бойцам удалось вернуться на фронт.

Кокшетауцы чтут память об участниках Великой Отечественной войны. 5 ноября 1977 года открыт мемориальный комплекс павшим в годы войны. Горит вечный огонь как символ памяти и героизма наших земляков.

- А сейчас давайте посмотрим на современный город.

За последние годы Кокшетау значительно преобразился. Построено и отреставрировано много красивых зданий. Широкой лентой протянулся проспект Абылай хана. С 1977 года в городе работает русский драматический театр, в 1996 образован казахский музыкальный драматический театр имени Шакена Кусаинова. В городе действует «Музейное объединение Кокшетау», включающее в себя музеи города. В Кокшетау установлены памятники народным поэтам – акынам Биржан Салу и Акану Серэ, выдающемуся ученому Шокану Уалиханову, академику Малику Габдуллину, революционеру, партийному деятелю Валериану Владимировичу Куйбышеву.

Задание: опишите, что видите на иллюстрации (иллюстрации памятников Абылай хану, Биржан Салу, Акану Серэ). Прочитайте полученный текст. А теперь опустите все прилагательные. Что получилось? Какую роль играют имена прилагательные?

- Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия. Я предлагаю вам создать стихотворение в жанре синквейна на тему «Кокшетау».


Кокшетау

Красивый, культурный

Растет, развивается, строится

Будущее города в наших руках!

Современность


  1. Составление творческих работ (под спокойную музыку).

  2. Чтение нескольких работ.


  1. Обобщение урока.

- Какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?

- Расскажите об орфограммах, которые вы повторили? Приведите примеры.

- Для чего нам необходимо знание имен прилагательных и умение использовать их в речи?

- Что понравилось на уроке?

- Что узнали нового?

- Я надеюсь, что какие-то страницы истории нашего города открылись для вас по-новому. Он стал для вас ближе и роднее. Так давайте будем любить наш Кокшетау, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться нашим городом, как любит и гордится им наш кокшетауский поэт Сырым Рахимов:


Любуюсь тобой, Кокшетау


Ты возник средь степей, распричудливых гор,

И вдыхаешь их воздух целебный.

Величавые сосны, березовый хор

Да поля, что по осени хлебны.


В серебристых озерах небес простота,

В речках звезды сверкают игриво.

Все бы было не так, без тебя, Кокшетау,

А с тобою все это красиво.


Я любуюсь природой, любуюсь тобой,

И любовь подарил своим детям.

Если станешь кому-то из них ты судьбой,

Значит, есть продолженье на свете.


  1. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Огни Кокшетау»



Людмила Анатольевна Старовойтова,

учитель русского языка и литературы

СШ №4 г. Кокшетау

микрорайон Васильковский д.2 кв.60

020000

Ludmila-Starovoytova@mail.ru

тел. (дом.) 8(7162)42-38-44

сот 87770345538