СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -экскурсия в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный урок повторения по теме "Имя числительное".

Просмотр содержимого документа
«Урок -экскурсия в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное"»

План - сценарий урока-экскурсии в раздел «Морфология» по королевству «Имя числительное»

Возрастная категория: для учеников 6 класса

Цели: -вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела;

- раскрыть все многообразие информации;

- чётко обозначить темы, добившись полного понимания детей, чем они будут заниматься на последующих уроках русского языка; развивать логическое образное мышление.

Оборудование: семь корон, вырезанных и склеенных из плотных листов белого картона, разноцветные фломастеры для различных надписей на них, один лист ватмана, на котором нарисована схема маршрута экскурсии по королевству «Имя числительное».



Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

-Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию в раздел «Морфология» по большому королевству «Имя числительное», в процессе которой выясним обобщенное значение, грамматические признаки и функционирование в разнообразных предложениях данной части речи, а также пополним свой лексический запас. Я на некоторое время стану вашим экскурсоводом, а вы- непосредственными и активными участниками импровизированной экскурсионной группы.

2. Представление главных действующих персонажей.

Учитель-экскурсовод:

- Познакомьтесь с главными героями нашей экскурсии- количественное числительное, порядковое числительное, составное числительное, простое числительное, дробное числительное, собирательное числительное и числительное, которое обозначает целое число. Давайте поприветствуем их!

( Когда учитель начинает перечислять различные разделы имен числительных, на середину аудитории поочерёдно выходят семь учеников, обучающихся в этом же классе, на головах которых надеты небольшие короны, сделанные из белого картона, с соответствующими их названиям разноцветными надписями на них.)

3. Непосредственно экскурсия. Выполнение устных и письменных заданий в ходе неё.

Учитель-экскурсовод:

- Уважаемые участники экскурсионной группы!

Сначала обратите внмание на эту красочную схему маршрута нашей экскурсии, которая висит на самом входе в удивительное королевство под названием «Имя числительное».

На доску прикреплена схема( см. ниже), нарисованная на листе ватмана разноцветными фломастерами.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ- часть речи, обозначает число, количество предметов, их порядок при счёте;

- сколько? какой?(какая? какие? какое?);

- количественные и порядковые;

- количественные: числительные, которые обозначают целые числа;

собирательные; дробные;

- простые и составные;

- изменяются по падежам;

- подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.



Учитель-экскурсовод:

- Итак, сначала мы постим одну из областей королевства «Имя числительное» под названием «Количественные числительные». Представит нам его один из жителей государства.

В середину класса выходит ученик, у которого на голове корона с яркой надписью «Количественные числительные», и выразительно читает наизусть следующий текст одной всем известной русской народной песенки, а затем объясняет»:

«Сеть тяну,

Рыбу ловлю.

Попало немало:

Семь окуней,

Пятьдесят карасей,

Один ёршок-

И того в горшок.

Ухи наварю,

Всех ребят накормлю».

- Здесь именами числительными являются слова «семь», «пятьдесят», «один». Все они обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Следовательно, они относятся к разряду количественных числительных. В предложении вместе с именами существительными «окуней», «карасей», « ершок» образуют словосочетания, которые являются одним членом предложения. Все они- подлежащие.

Учитель- экскурсовод:

- Но в этом царстве есть ещё одна область, которая называется «Порядковые числительные».

Затем на середину класса выходит другой ученик в короне «Порядковые числительные» и выразительно читает наизусть отрывок из русской народной песенки, после этого комментируя:

« У бабушки козёл,

У Варварушки седой;

Он под печкой живал,

Все сухарики едал.

Отпросился козёл

У бабушки на часок-

Погулять во лесок:

- Уж ты, бабушка,

Ты, Варварушка!

Ты пусти. Пусти в лесок

На единственный часок!

Я семь волков убью,

Тебе шубу сошью,

А восьмого убью-

Воротник пришью».

- в этом отрывке из русской народной песенки слово «восьмого» является именем числительным. Оно обозначает порядок предметов при счёте и отвечает на вопрос какого? Следовательно, относится к порядковым числительным. В предложении является определением. А числительное «семь» принадлежит к области количественных числительных, потому что обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? В предложении вместе с именами существительными «волков» образует словосочетание, которое является одним членом предложения- дополнением.

Учитель- экскурсовод:

- А волшебная область «Количественные числительные», в свою очередь, территориально подразделяется на три необыкновенных города- «Числительные, которые обозначают целые числа», «Собирательные числительные» и «Дробные числительные». Давайте заочно посетим их и для этого передадим слово их представителям, которые живут там.

После этих слов на середину класса выходит третий по счёту ученик. У которого на голове корона с надписью « Числительные, обозначающие целые числа», и выразительно читает наизусть следующую русскую народную считалку:

«Шла бабушка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому-гриб,

Кому-два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок».

- Здесь слово «два» является именем числительным, так как обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? Кроме того, оно относится к разряду количественных числительных, обозначающих целые числа. В предложении является дополнением.

Далее на середину класса выходит другой ученик, у которого на голове корона с надписью «Собирательные числительные». Он выразительно читает наизусть слова из русской народной песенки:

«Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка-дружок.

Ехал Ваня, поспешал,

С ворона коня упал.

Он упал, упал-лежит,

Никто к Ване не бежит…

Таня с Маней увидали-

Прямо к Ване подбегали.

Прямо к Ване подбегали

Да за обе руки брали.

Они брали, поднимали,

На коня его сажали,

В путь-дорогу провожали:

-Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!»

- В этой русской народной песенке слово «обе» является именем числительным. Отвечающим на вопрос сколько? И обозначает несколько предметов как одно целое.Поэтому оно относится к разряду собирательных числительных. В предложении является обстоятельством.

Потом на середину класса выходит следующий школьник в короне «Дробные числительные» и обращается к участникам экскурсионной группы со следующими словами:

- Однажды утром маленькая принцесса, живущая в необыкновенном сказочном городе под названием «Дробные числительные», вошла в большой зал своего прекрасного дворца, две третьих которого занимал шикарный белый рояль. Позанимавшись музыкой, девочка отправилась в красивый зеленый сад, на ту его одну вторую часть территории, где росли огромные кусты красных и белых роз.

- Здесь слова «две третьих» и «одну вторую» являются дробными именами числительными, потому что они состоят из двух частей, одна из которых называется числитель дроби и относится к разряду количественных числительных, а другая называет её знаменатель, представляя разновидность порядковых числительных.

Учитель-экскурсовод:

-Кроме того, все это загадочное царство «Имя числительное» имеет два отдельных самостоятельных княжества, именуемых «Простыми числительными»и «Составными числительными». Давайте познакомимся и с ними.

Ученик, Носящий на голове корону с надписью «Простые числительные», выразительно читает наизусть отрывок из русской народной песенки:

«Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

На мельницу ездил,

Диковинку видел,

Ай-люли, ай-люли,

Диковинку видел:

Две сороки-белобоки

Пошли танцевать,

Ай-люли, ай-люли,

Пошли танцевать».

- Здесь «две» является количественным числительным, так как обозначает количество предметов, целых чисел и отвечает на вопрос СКОЛЬКО? А в связи с тем, что оно состоит всего лишь из одного слова, то относится к простым числительным. В предложении вместе с именами существительными «сороки-белобоки» образует словосочетание, являющееся одним членом предложения- подлежащим.

Учитель-экскурсовод:

- Дорогие экскурсанты! Обратите внимание! Вот здесь располагается чудесное княжество под названием «Составные числительные».

Затем на середину класса выходит учащийся в короне «Составные числительные» и загадывает остальным участникам экскурсии загадку и позже дает следующие объяснения:

«Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

Семьдесят семь одёжек,

А все без застёжек».

- Здесь «семьдесят семь» является количественным числительным. Так как обозначает число, количество предметов и отвечает на вопрос сколько? Также оно относится к разряду составных количественных числительных, потому что состоит из двух сов. В предложении вместе с именами существительными «одёжек» образует словосочетание, которое является одним членом предложения- подлежащим.

Учитель-экскурсовод:

- А сейчас мы посмотрим и убедимся, как поняли и хорошо ли усвоили полученную информацию наши дорогие участники экскурсии. Вы записываете под диктовку различные тексты, а затем объясняете. Какие слова в них относятся к именам числительным, какие они- количественные или порядковые, собирательные , дробные или обозначающие целые числа, простые или составные, а также какими членами предложения они являются и в каком падеже употребляются в данном случае. Докажите и аргументируйте свои ответы.

Учитель диктует, один ученик записывает на доске, а остальные – в своих тетрадях русскую народную загадку:

«Четыре брата бегут-

Друг друга не догонят». (Колёса)

Учащиеся отгадывают загадку, затем комментируют и объясняют.

Далее другой ученик выходит к доске, остальные дети записывают в своих тетрадях отрывок из русской народной песенки:

«- Заинька, не видал ли кого?

Серенький, не видал ли кого?

- Видел, видел ,парень мой,

Видел, видел, милый мой:

Три девицы хороши,

Красавицы пригожи».

Учащиеся комментируют.

Затем учитель диктует потешку:

«- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Велика ли дыра?

-Один ворот остался».


4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока- экскурсии.

На заключительном этапе, подводя итоги экскурсии, учитель ещё раз обращает внимание всех учеников на схему, акцент на которую был сделан в самом начале урока.Предлагает ученикам теперь уже самим перечислить признаки имени числительного, опираясь на данную схему, а также обобщить, что нового они сегодня узнали об этой части речи.