Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода требует от учителя детальной, чёткой фиксации субъект-субъектных норм взаимодействия его участников. Эти взаимодействия может отразить технологическая карта урока - «обобщённо-графическое выражение сценария урока, основ его проектирования, средство представления индивидуальных методов урока» (И.М. Логинова).
Предложить ученикам использование полученного предметного знания в личных целях, например, в
Этап урока Время | Деятельность учителя Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | УУД ФОУД |
1. Организационный 1 мин. Мотивация к учебной деятельности 2 мин. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией. Выявление места и причины затруднений. | Организация пространства класса для работы класса. Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Высказываю добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность. Здравствуйте! Садимся. (Слайд № 1) Сегодня мы с вами проводим очень важный урок – последний урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Провожу викторину: (слайд № 2-3) У вас на столе листочки с вопросами викторины и бланк ответов. Викторина несложная и поможет нам настроиться на урок. Во время проведения викторины включаю музыку –отрывок из оперы Чайковского «Евгений Онегин» Организую самопроверку (слайд с ответами): за каждый правильный ответ – проставляете баллы и суммируете их. Кто набрал 15 баллов и меньше? – оценка «3»; до 19 баллов?- «4»; 20 и больше баллов? – «5». | Подготовка рабочего места: тетради, ручки, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. На столах – листки с викториной, бланк ответов. Отвечают на вопросы викторины, проводят самопроверку, проставляют баллы за каждый правильный ответ. По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя (по слайду). Проставляют оценки в соответствии с набранными баллами. Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику – параграфам Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок? | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3. Постановка проблемы, темы и цели урока 4 мин. | Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы: Чем схожи увиденные вами в тексте определённо-личные и неопределённо-личные предложения? Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. -Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.). Какова роль таких предложений в тексте?( определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придаётся лиричность, лаконичность, выразительность). | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный . Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях Фронтальная | Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4.Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала 4 мин. | Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. --Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.) . | Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – безличное. Алгоритм указан в параграфе №35 в задании для наблюдений – стр.94 -внимательно читаем предложение; -находим грамматическую основу; -определяем, двусоставное или односоставное предложение( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем) - если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее(нельзя использовать местоимения он, оно, она) -Не получается? Это безличное предложение! Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. Познавательные: моделирование, логическое решениепроблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации. |
5. Первичное Закрепление нового материала 9 мин. | Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях (по материалу для наблюдений параграф №39 | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Групповая | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
6. Самостоятельная работа –самопроверка 9 мин. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать и указать, Работа с текстом | Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя. Смотрят на лист самооценки, считают, сколько правильных результатов, оценивают себя. 1. Прочитайте стихотворение. 2. Что хотел выразить поэт в этом стихотворении? 3. Как вы думаете, какими художественными средствами поэт «рисует» картину грозы? 4. Какие слова указывают на это? 5. Какие бы вы использовали краски, 9 Применяя орфографический алгоритм, расставьте пропущенные орфограммы, объясните графически Выполняют задание творческого характера: -перестраивают предложения с двумя главными членами в односоставные безличные – упр.201; -упр. 200 - миниатюра с использованием безличных предложений: составить текст о состоянии природы, используя безличные предложения. -. | Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
7. Рефлексия Подведение итогов урока 2 -3 мин. | Предлагает вопросы: -что я научился делать -как я научился это делать -зачем я научился это делать -что было трудно делать -на что обращу внимание при подготовке дом.задания к следующему уроку? Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. «Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой встрече». Какое предложение я придумала в заключение урока? (безличное) Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от тезисом или афоризмом. Отвечают на вопрос учителя. ( Мне понравилось.//Было интересно..) | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |
Домашнее задание | На выбор: Написать эссе | | |