СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта урока, презентация. Использованы приёмы развития критического мышления и др.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни"»

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода требует от учителя детальной, чёткой фиксации субъект-субъектных норм взаимодействия его участников. Эти взаимодействия может отразить технологическая карта урока - «обобщённо-графическое выражение сценария урока, основ его проектирования, средство представления индивидуальных методов урока» (И.М. Логинова).



Технологическая карта урока литературы в 9 классе.

Учитель: Бадарханова Евгения Владимировна

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Основная технология: системно - деятельностный подход (этапы урока, их цели), предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность. Элементы театрализации: инсценировка отрывка из романа «Разговор Татьяны с няней» и «Письмо Татьяны». Элементы РКМЧП: кластер, стратегия «Дневник двойной записи», синквейн, эссе. Элементы проектной технологии: проекты (?) учащихся( продукты-сообщение, презентация).

Тема урока: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

Цель урока: формирование целостного представления о романе как об «энциклопедии русской жизни»

Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:

  1. предметные : познакомить обучающихся с понятием «», помочь уч-ся определить способ отличия безличных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; определить роль безличных предложений в тексте;

  2. метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).

  3. Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления трудиться.

Предложить ученикам использование полученного предметного знания в личных целях, например, в

решении учебных задач на ОГЭ



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

УУД

ФОУД

1. Организационный


1 мин.



Мотивация к учебной деятельности






2 мин.

















2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности



10 мин.

Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией.

Выявление места и причины затруднений.

Организация пространства класса

для работы класса. Важная задача –

настроить детей на работу, определить

эмоционально-волевое состояние

детей перед изучением темы. Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Высказываю добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность.

Здравствуйте! Садимся. (Слайд № 1)

Сегодня мы с вами проводим очень важный урок – последний урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Провожу викторину: (слайд № 2-3)

У вас на столе листочки с вопросами викторины и бланк ответов. Викторина несложная и поможет нам настроиться на урок. Во время проведения викторины включаю музыку –отрывок из оперы Чайковского «Евгений Онегин»


Организую самопроверку (слайд с ответами): за каждый правильный ответ – проставляете баллы и суммируете их.

Кто набрал 15 баллов и меньше? – оценка «3»; до 19 баллов?- «4»; 20 и больше баллов? – «5».











Подготовка рабочего места: тетради, ручки, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

На столах – листки с викториной, бланк ответов.










Отвечают на вопросы викторины, проводят самопроверку, проставляют баллы за каждый правильный ответ.


По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя (по слайду).

Проставляют оценки в соответствии с набранными баллами.










Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику – параграфам


Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок?

Личностные: саморегуляция

Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента.























Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций.

Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний.


Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками.

3. Постановка проблемы, темы и цели урока



4 мин.



Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы:

Чем схожи увиденные вами в тексте определённо-личные и неопределённо-личные предложения? Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

-Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.). Какова роль таких предложений в тексте?( определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придаётся лиричность, лаконичность, выразительность).

















Анализируют данные исследования текста.

Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный .

Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие

Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.

Формулируют тему урока.

Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.

Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях

Фронтальная


















Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека.

4.Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала



4 мин.

Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. --Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.)


.

Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – безличное.

Алгоритм указан в параграфе №35 в задании для наблюдений – стр.94

-внимательно читаем предложение;

-находим грамматическую основу;

-определяем, двусоставное или односоставное предложение( если двусоставное ,оно не безличное- анализ прекращаем)

- если односоставное, пытаемся вставить в предложение подлежащее(нельзя использовать местоимения он, оно, она)

-Не получается? Это безличное предложение!

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

Познавательные: моделирование, логическое решениепроблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации.

5. Первичное

Закрепление нового материала



9 мин.


Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях (по материалу для наблюдений параграф №39







Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием.

Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия.

Групповая

Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.

6. Самостоятельная работа –самопроверка



9 мин.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать и указать,


Работа с текстом



Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя.


Смотрят на лист самооценки, считают, сколько правильных результатов, оценивают себя.


1. Прочитайте стихотворение.

2. Что хотел выразить поэт в этом стихотворении?

3. Как вы думаете, какими художественными средствами поэт «рисует» картину грозы?

4. Какие слова указывают на это?

5. Какие бы вы использовали краски,

9 Применяя орфографический алгоритм, расставьте пропущенные орфограммы, объясните графически



Выполняют задание творческого характера:

-перестраивают предложения с двумя главными членами в односоставные безличные – упр.201;

-упр. 200 - миниатюра с использованием безличных предложений: составить текст о состоянии природы, используя безличные предложения.











-.

Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи.

7. Рефлексия









Подведение

итогов урока


2 -3 мин.

Предлагает вопросы:

-что я научился делать

-как я научился это делать

-зачем я научился это делать

-что было трудно делать

-на что обращу внимание при подготовке дом.задания к следующему уроку?


Организует работу, побуждает к высказыванию

собственного мнения.

«Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой

встрече».

Какое предложение я придумала в заключение урока?

(безличное)

Выставление оценок за урок.


Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от тезисом или афоризмом.

Отвечают на вопрос учителя.

( Мне понравилось.//Было интересно..)










Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения.

Регулятивные: самооценка.


Домашнее задание

На выбор:

Написать эссе