СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Физиология высшей нервной деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Физиология высшей нервной деятельности"»

Учение о высшей нервной деятельности.

Учение о высшей нервной деятельности.

Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И. М. Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип работы и на психическую деятельность человека. Идеи И. М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.
  • Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И. М. Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип работы и на психическую деятельность человека.
  • Идеи И. М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.
Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях. Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизнеспособен. Высшая нервная деятельность включает в себя совокупность условных и безусловных рефлексов, мышление, память, логику, речь и эмоции.
  • Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях.
  • Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизнеспособен.
  • Высшая нервная деятельность включает в себя совокупность условных и безусловных рефлексов, мышление, память, логику, речь и эмоции.
Высшие психические функции Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира. Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание. Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.

Высшие психические функции

  • Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира.
  • Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств.
  • Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире.
  • Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации.
  • Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание.
  • Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.
Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов: •  запоминание; •  хранение; •  воспроизведение информации. Различают следующие виды памяти: •  сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд; •  оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью; •  кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов); •  долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём. Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации. По способу запоминания: •  механическая память; •  зрительная память; •  слуховая память.
  • Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:
  • • запоминание;
  • • хранение;
  • • воспроизведение информации.
  • Различают следующие виды памяти:
  • • сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд;
  • • оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью;
  • • кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов);
  • • долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём.
  • Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации.
  • По способу запоминания:
  • • механическая память;
  • • зрительная память;
  • • слуховая память.
Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным: •  произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий; •  непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения.
  • Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным:
  • • произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий;
  • • непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения.
Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей. Их делят на три основные группы: •  биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями; •  социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными; •  духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.
  • Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.
  • Их делят на три основные группы:
  • • биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями;
  • • социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными;
  • • духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.
Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе. Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к мобилизации всех систем организма. Эмоции: •  низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями; •  высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
  • Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе.
  • Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к мобилизации всех систем организма.
  • Эмоции:
  • • низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями;
  • • высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
Сознание — субъективные переживания действительности, протекающие на фоне уже существующего опыта. Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю. Вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях: подсознания и сознания.
  • Сознание — субъективные переживания действительности, протекающие на фоне уже существующего опыта.
  • Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю.
  • Вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях: подсознания и сознания.
Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: •  сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя; •  уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях; •  подвижность — это скорость образования новых условных связей.

Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы:

  • • сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя;
  • • уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях;
  • • подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды. Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
  • Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.
  • Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
  • Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды.
  • Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
Мышление (интеллект) — процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого. Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития. Мышление построено на двух функциях высших нервных центров: на анализе и синтезе информации и ответных действий организма. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов. Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи мышление человека становится обобщённым и опосредованным. Процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования (мысленное выделение предмета или свойства). Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.
  • Мышление (интеллект) — процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого.
  • Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития.
  • Мышление построено на двух функциях высших нервных центров: на анализе и синтезе информации и ответных действий организма.
  • Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов.
  • Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи мышление человека становится обобщённым и опосредованным.
  • Процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования (мысленное выделение предмета или свойства). Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

Сигнальные системы

  • Первая сигнальная система — это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная территория занята, и т. д.
  • Вторая сигнальная система — словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом; развивается только у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни. Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного (зона Брока) и речеслухового анализаторов (зона Вернике).
Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности: К художественному типу относятся люди с преобладанием восприятия первосигнальных раздражителей. Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира (художники и музыканты). У представителей этого типа преобладает образный тип мышления. К мыслительному типу относятся люди, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы).
  • Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности:
  • К художественному типу относятся люди с преобладанием восприятия первосигнальных раздражителей. Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира (художники и музыканты). У представителей этого типа преобладает образный тип мышления.
  • К мыслительному типу относятся люди, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы).