Урок физической культуры в начальных классах ЗПР в условиях реализации ФГОС
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.
Достижение этой цели становится возможным благодаря системе универсальных учебных действий (УУД).
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий . Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося с ОВЗ, в том числе социальной и личностной.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Виды УУД
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического развития предусматривает решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Оздоровительная задача – это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; образование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством координационных и специальных упражнений.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Особенности проведения уроков по физкультуре в классах коррекционно – развивающего обучения.
В классах коррекционно-развивающего обучения по физкультуре, как и по другим предметам, обучение должно проходить дифференцированно.
В классы КРО направляются дети с особыми образовательными потребностями (по результатам ПМПК).
В работе с такими детьми необходимо учитывать:
- оздоровление
- образование
- воспитание
- коррекцию характерных особенностей нервно-психического склада, своеобразия деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевую незрелость.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Трудности работы с детьми в таких классах:
- недостатки физического развития детей;
- проблемы с двигательной активностью;
- их чрезмерная подвижность;
- невнимательность;
- неумение сосредоточиться и др.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Учитель, начинающий работать в классах КРО, должен:
- Тщательно изучить программу, ее рекомендации.
- Знать хорошо каждого ребенка, его физическое развитие, патологию и т.д. – держать связь с классным руководителем, родителями, ознакомиться с картой здоровья, документами ребенка.
- Спланировать индивидуально траекторию развития каждого конкретного ребенка (программа развития ребенка составляется совместно с классным руководителем, психологом, логопедом и предметниками).
- Планировать каждый урок – не только оздоровительную, воспитательную, образовательную, но и коррекционную задачу.
- Подбирая упражнения и задания, учитывать заболевания.
- Отслеживать решения всех задач.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
При планировании уроков учитель должен учитывать:
- где будет проводиться урок - в зале или на улице;
- в каком состоянии предполагаемое место занятий;
- обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем;
- какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип;
- готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке;
- интерес детей к занятиям на уроке.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Управление двигательной деятельностью учащихся на уроке
Действия учащихся будут успешными, если учитель:
- хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
- ведет Карточку здоровья каждого ученика;
- сам владеет физкультурной терминологией, приучает детей слушать эти слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ОВЗ, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Наша спортивная жизнь *на примере класса ЗПР
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Отработка упражнений на гимнастической скамье
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Силовые упражнения и растяжка
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Акробатика
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Участие в сборной команде по «Веселым стартам»
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры
Видеоролик Всероссийской акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», номинация «Ведущие за собой»
МБОУ ОО ШИ №1 «Казачья», Попова А.Н., учитель физической культуры