СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме: "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная форма урока отлично подойдет для закрепления изученного материала

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме: "Лексика"»

Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» 6 класс

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Форма урока: урок-игра



Цели как деятельность учеников.

Л: формировать уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.

Метапредметные:

М/п: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг друга.

Предметные:

2ЛР: расширять представление о русском языке, его богатстве и разнообразии.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

  1. ОргмоментПриветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  2. Формулирование темы урока.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, здравствуйте! Представиться! Сегодня нам дали возможность познакомиться и провести вместе это занятие.! Конец учебной недели, пятница, все немного устали, поэтому давайте мы с вами сейчас поиграем, весело проведем время, НО с пользой, согласны?

А для того чтобы наше занятие получилось, нам нужно разделиться на команды! Для этого воспользуемся волшебным мешочком и выберем цвет и свою команду.

Отлично! Но какая команда без названия? Так как у нас русский язык – предлагаю придумать название соответствующее (грамотеи, словознайки, запятографы) Выполняем задания, получаем очки, команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.

Но начнем с того, что определим тему нашего занятия! А для этого на ваших столах лежат листы формата А4, на обороте ребус – отгадаете ребус, узнаете тему занятия! На счет три – перевернем, кто разгадал – поднимает руку!

Лексика!!!

3. Основная часть. Начнем с Языковой разминки.

- А сейчас первый конкурс – языковая разминка. Вы должны будете ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ команда отрывает себе стикер (лежат у вас на столах).

Вопросы по пройденному материалу (устная работа, кто быстрее).

  1. Что такое лексика? (словарный состав языка)

  2. А какая наука изучает словарный состав языка?

  3. Что такое лексическое значение слова?

  4. Все Слова делятся на две группы по количеству лексических значений, которые имеет это слово

  5. Слова, разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию (омонимы)

  6. Слова, одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение (синонимы)

  7. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)


Первое задание: напечатать задание на каждый стол определите и запишите, сколько значений имеет слово СТАВИТЬ и в каких значениях оно употреблено

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.

Как называются подобные слова?

Ответ

  • Строить, сооружать

  • Делать, производить.

  • Снимать, осуществлять постановку

  • Делать, готовить, печь

  • Выдвигать, предполагать

  • Писать, изображать письменно

Второе задание: переведите с русского на русский. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме предлогов) синонимами.

  • Шофер вновь стал всматриваться во мрак.

  • Разъяренная вьюга замела тропинки.

  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Ответ Перед проверкой еще раз зачитывать предложения

Водитель опять начал вглядываться в темноту.
Злая метель запорошила дорожки.
Сторож  укрылся от дождя под крышей дома.


Третье задание


Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»

– Как вы думаете, какие слова вы должны будете подобрать? (Антонимы)


– Я –  антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…
                (Прохлада)

– Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
                (Зима)

– Я – антоним к слову смех,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
                (Плач)

– Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…
                (Тишина)


Четвертое задание: замените зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и главное слово во втором словосочетании стали омонимами. (чтобы у главного слова появился омоним )

Гибкий лук
Водопроводный кран
Трамвайный парк
Ржавый ключ
Электрический разряд
Песчаная коса

ответы

Зеленый лук
Подъемный кран
Зеленый парк
Рыжие лисички
Холодный ключ (родник)
Спортивный разряд
Длинная коса



Этап рефлексии.

Итак, закончим наше занятие картой согласия:

У всех на столах есть «карта согласия» с итоговым вопросом нашего занятия: «Какая польза от изучения лексики?»

  • Обогащать словарный запас

  • Развивать речь

  • Понимать смысл слов и правильно использовать их в речи

  • Знать словарный состав своего языка

  • Избежать ошибок в речи