СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение и систематизация всех полученных знаний по темам: Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Цели урока/ занятия:
Образовательные 1.Сформировать у учащихся представление о роли грибов в природе и жизни человека. 2.Установить свой уровень овладения теоретическими знаниями по теме «Царство Грибы» и методами познавательной деятельности Развивающие 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке. 3. Отработать умения анализировать факты, события, явления, объяснять, корректировать, делать выводы. Воспитательные 3. Отработать коммуникативные навыки.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Манаенкова Зоя Алексеевна | |
Предмет | Биология | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 «А» класс, общеобразовательный, 22 человека | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия
| Урок – игра «Суд над грибами» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Автор: Пономарева Ирина Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Корнилова Ольга Анатольевна Художник: Александрова Л. Я., Исакова Е. Е., Юдин А. В. все Редактор: Пономарева Ирина Николаевна Издательство: Вентана-Граф, 2017 г. Серия: Основная школа/Биология. Экология | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение и систематизация всех полученных знаний по темам: Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В 6а классе обучается 22 обучающихся: 9 мальчиков и 13 девочек. Возраст 12-13 лет. Данный коллектив существует с 1 класса с 2012 года. В классе второгодников нет. В классе хорошая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» - 4 человека, на «4» и «5»-10 человек. Таким образом, качество знаний по классу составило – 58%. Неуспевающих – нет. Большинство детей проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности. Самостоятельность в работе над учебными задачами проявляют большинство учащихся. Они умеют работать по плану, использовать памятки, алгоритмы. Смена видов деятельности, положительная мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Большинство обучающихся в классе - это аудиалы и визуалы. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 98% обучающихся. Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Так как коллектив по своему составу неоднородный, то и классное руководство требует особого подхода к каждому ученику согласно индивидуальным особенностям, сложившегося уровня мышления, социального уровня семьи. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное. Весь класс принимает активное участие в общешкольной жизни. Формальных лидеров в классе двое. Они положительно влияют на учащихся класса. “Отверженных” учащихся в классе нет. | |
Цели урока/ занятия
| Образовательные 1.Сформировать у учащихся представление о роли грибов в природе и жизни человека. 2.Установить свой уровень овладения теоретическими знаниями по теме «Царство Грибы» и методами познавательной деятельности Развивающие 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке. 3. Отработать умения анализировать факты, события, явления, объяснять, корректировать, делать выводы. Воспитательные 3. Отработать коммуникативные навыки. | |
Задачи урока/ занятия
| 1.1. Актуализировать знания учащихся по теме. 1.2. Закрепить умения и навыки учащихся по определению особенностей в строении и жизнедеятельности грибов каждой группы, их роли в природе и жизни человека. 1.3. Выявить взаимосвязь строения и функции, находить общие признаки в строении и жизнедеятельности, устанавливать родство. 2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания. 2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ. 2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его. 3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 3.2. Организовать работу в парах. 3.3. Организовать работу в группах. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
| Актуализируют - знания о грибах. Приобретут – представления о роли грибов в природе и жизни человека. Закрепят - знания и представления о роли грибов в природе и жизни человека. Планируемые результаты (предметные) – учащиеся знают значение грибов в системе живых организмов, их влиянии на здоровье человека, использование в хозяйственной деятельности; УУД (метапредметные) П - умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р - оценивают правильность выбора информации; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. умение вычленять нужную информацию из используемого материала. К - формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы. Умеют работать с текстом учебника, наглядными материалами, коллекциями; знают об особенностях грибов, знают практическое использование грибов каждой группы в природе и жизни человека, использование знаний в основах безопасности жизнедеятельности. Умеют работать в коллективе и группах, обладают взаимовыручкой и умением правильно себя оценить, оценить работу каждого в группе. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
| Значение грибов в природе и жизни человека. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная
| Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие, инициация | Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад | 2 минуты 2 минуты | Добро в ладошках | Заимствованный | Цель: учащиеся создают позитивную и комфортную атмосферу, настрой на рабочий лад. Задачи: 1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; 2. создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: отсутствуют. Предварительная подготовка (если требуется): отсутствует. Технология проведения: (Ребята стоят или сидят за партами по парам). Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Ребятам предлагается соединить ладошки (как в игре « Колечко- колечко»). Далее ребятам предлагается растереть ладоши так, чтобы они горели и «собрав» в них своё добро « передать» его соседу. Чья рука оказалась горячее?
| (Ребята стоят или сидят за партами по парам). Учитель: Добрый день, друзья! Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Соедините ваши ладошки (как в игре « Колечко- колечко»). А теперь разотрите ладоши так, чтобы они горели и «собрав» в них своё добро « передайте» его соседу. Чья рука оказалась горячее? Вот так вы передали часть своей энергии доброго настроения друг другу.
| Личностные: осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию. | Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. | На уроке за счёт АМО создаётся позитивная и комфортная обстановка для учащихся, формируется положительная мотивация к работе. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Погружение в тему | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 2 минуты | Поезд | Авторский | Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Применяют ЗУН в нестандартных условиях. Задачи: 1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; 2. создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: цветные стикеры (жёлтые, красные, зелёные, синие). Предварительная подготовка (если требуется): не требуется Технология проведения: Ребятам предлагается представить себе, что они пассажиры на железнодорожном вокзале. К ним подошёл поезд, в котором пять вагонов. Ребятам предлагается занять свои места в вагонах. Предварительно группе можно предложить выбрать стикеры разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий и розовый). Каждый цвет стикера соответствует определённому вагону. После того как места в вагонах заняты, ребята получают карточки с ребусами в которых зашифрована тема урока «Суд над грибами».
| Учитель: Ребята, перед вами стикеры разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий и розовый). Выбирайте себе дин из стикеров. А теперь, представьте себе, что вы пассажиры на железнодорожном вокзале. К вам подошёл поезд, в котором пять вагонов. Ребятам предлагается занять свои места в вагонах. Каждый цвет стикера соответствует определённому вагону. После того как места в вагонах заняты, ребята получают карточки с ребусами в которых зашифрована тема урока «Суд над грибами». (Приложение 5) (ребята разгадывают ребус и называют тему урока «Суд над грибами") Учитель: Правильно, разговор на нашем уроке пойдёт о значении грибов в природе и жизни человека. Давайте запишем тему урока: "Суд над грибами". | Познавательные: понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей). Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию. Личностные: мотивация учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно)
| Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. Информационная: умение интерпретировать данные. | Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, но проходит это в игровой форме. АМО обеспечивают дальнейшую мотивацию обучения. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Определение ожиданий и опасений | Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки | 2 минуты | День и ночь | Авторский | Цели и задачи метода: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки; Учащиеся приводят примеры, анализируют информацию. (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: не требуется. Предварительная подготовка (если требуется): на доске прикрепляются 2 картинки: солнце и месяц. Заранее изготавливаются карточки 2 - х цветов (белые и синие) (по количеству учащихся класса). Технология проведения: каждому участнику предлагается 2 карточки. Белая – день, и синяя – ночь. На белой карточке участники занятия записывают свои ожидания от предстоящей работы. На синей карточке участники занятия записывают свои опасения. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию). На доске заранее отводится область для прикрепления данных карточек. Вокруг солнышка прикрепляются белые карточки (ожидания). Вокруг месяца – синие (опасения).
| Учитель: Друзья, а сейчас вы получите 2 карточки. Белая – день, и синяя – ночь. На белой карточке вы можете записать свои ожидания от предстоящей работы. А на синей карточке вы можете записать свои опасения. Если кто-то хочет, может свои ответы прочитать вслух (по желанию). На доске заранее отводится область для прикрепления данных карточек. А теперь, давайте вокруг Солнышка прикрепим белые карточки (ожидания), а вокруг Месяца – синие (опасения). | Личностные: осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию. | Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. | На уроке за счёт АМО создаётся позитивная и комфортная обстановка для учащихся, формируется положительная мотивация к работе. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (домашнее задание) | Побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Контроль и коррекция ЗУН. | 25 минут | Суд над грибами (групповая работа) | Авторский | Цели и задачи метода: побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; контроль и коррекция ЗУН; обеспечить развитие навыков сотрудничества. Обучающиеся определяют понятия, факты, процессы; иллюстрируют связи и отношения в объектах изучения; воспроизводят изученное, приводят примеры, интерпретируют, анализируют. Необходимые материалы (канцелярские товары и др): не требуются. Предварительная подготовка (если требуется): грибы заранее рисуются на картоне формат А4 и имеют разные цвета (красные, жёлтые, чёрные, зелёные, синие) (изготавливаются по количеству учащихся в классе). Можно использовать мантии и парики для судей, адвокатов и прокуроров. Технология проведения: Каждому участнику мастер-класса вверяется один из пяти грибов. Грибы заранее рисуются на картоне формат А4 и имеют разные цвета. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Значение Грибов в природе и жизни человека», исходя из цвета гриба. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного. Учащимся предлагается поразмышлять пятью разными способами. Игра проходит в форме заседания суда. 1. Красный гриб - статистическая группа – секретари суда (событие оценивается на основе данных статистики). Участники сообщают общую информацию о царстве Грибы. 2. Жёлтый гриб - позитивная группа - адвокаты (положительная оценка события). Положительное значение грибов в природе и жизни человека. 3. Чёрный гриб - негативная группа - прокуроры (отрицательная оценка события). Отрицательное значение грибов в природе и жизни человека. 4. Зелёный гриб - творческая группа – свидетели (самые невероятные, необычные идеи). Самые невероятные факты о грибах. 5. Синий гриб - аналитическая группа – судьи (отвечает на вопрос: какова же роль грибов в природе и жизни человека?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников (выносит вердикт).
| Учитель: Ребята, каждый из вас получил один из пяти грибов. Грибы имеют разные цвета. Я предлагаю вам занять свои места в группах в соответствии с выбранным цветом. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Значение Грибов в природе и жизни человека», исходя из цвета гриба. Учащимся предлагается поразмышлять пятью разными способами. Игра проходит в форме заседания суда. 1. Красный гриб - статистическая группа – секретари суда (событие оценивается на основе данных статистики). Участники сообщают общую информацию о царстве Грибы. 2. Жёлтый гриб - позитивная группа - адвокаты (положительная оценка события). Положительное значение грибов в природе и жизни человека. 3. Чёрный гриб - негативная группа - прокуроры (отрицательная оценка события). Отрицательное значение грибов в природе и жизни человека. 4. Зелёный гриб - творческая группа – свидетели (самые невероятные, необычные идеи). Самые невероятные факты о грибах. (Как вариант, данная группа может подготовить небольшую презентацию «Роль грибов в природе и жизни человека»). 5. Синий гриб - аналитическая группа – судьи (отвечает на вопрос: какова же роль грибов в природе и жизни человека?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников (выносит вердикт). Ребята выполняют работу. Для работы ребята используют текст «Факты о грибах» (приложение №1), «Ядовитые грибы» (приложение №2), ноутбук с презентацией (приложение №3)
| Личностные: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные, включая общеучебные и логические: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата; Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | Информационная: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Учебно-познавательная: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний. определение основной и второстепенной информации. умение учиться и оперировать знаниями Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. | На уроке за счёт АМО создаётся позитивная и комфортная обстановка для учащихся, учащиеся за счёт выбранного метод активнее включаются в работу, данный метод позволяет развивать навыки сотрудничества обучающихся.
|
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут | побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Сообщение нового материала. | 5 минут | Собери Пазлы | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цели и задачи метода: побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; обеспечить развитие коммуникативных навыков. Сообщение нового материала. Обучющиеся воспроизводят изученное, приводят примеры, интерпретируют, анализируют, новое знание. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.): не требуется. Предварительная подготовка (если требуется): заранее изготавливаются пазлы из картона формат А4, с одной стороны записан вопрос по теме с другой – фрагмент изображения. Технология проведения: Для организации игры «Собери Пазлы», перед объяснением нового материала, учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, прикрепляет пазлы. На пазлах записаны вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать). Они должны быть построены на материале изучаемой темы. С обратной стороны пазлов присутствует часть изображения. Учитель предупреждет учащихся, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Собери Пазлы». Ответы на вопросы будут находиться в рассказе учителя. Если учащиеся дают правильный ответ на вопрос, то пазл будет переворачиваться и часть изображения будет открываться. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока открыли все пазлы и получили изображение. Варианты проведения метода: Можно использовать интерактивную доску с видеовопросами.
| Учитель: Ребята, в разных концах доски, в произвольном порядке, прикреплены пазлы. На пазлах записаны вопросы. С обратной стороны пазлов присутствует часть изображения. По ходу объяснения нового материала вы будите участвовать в игре «Собери Пазлы». Учитель: «Посмотрите на доску. На ней прикреплены пазлы с вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то пазл будет переворачиваться и мы увидим часть изображения. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока мы открыли все пазлы и получили изображение». (Приложение №4).
| Личностные: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные, включая общеучебные и логические: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата; Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | Информационная: поиск и выделение необходимой информации, способность организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Учебно-познавательная: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний. определение основной и второстепенной информации. умение учиться и оперировать знаниями Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации. | Данный метод побуждает учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
|
Фаза 2 «Работа над темой» | Проработка содержания темы | Побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК | 5 минут | Одень дерево | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цели и задачи метода: побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; обеспечить развитие коммуникативных навыков; Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК. Обучющиеся воспроизводят изученное, приводят примеры, интерпретируют, анализируют, новое знание. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Не требуется. Предварительная подготовка (если требуется): На доске прикрепляется картинка «Дерево». Заранее изготавливаются карточки зелёного цвета в форме листочков, с обратной стороны которых записаны вопросы по теме урока. Технология проведения: На доске изображен ствол дерева. Детям предлагается его одеть. Ребята вытягивают из коробки листочки для дерева с обратной стороны которых написаны вопросы. Если учащийся даёт правильный ответ на вопрос, то данный листочек прикрепляется к дереву.
| Учитель: Ребята, на доске изображен ствол дерева. Давайте его оденем. Для этого, вам предлагается вытянуть из коробки листочки для дерева, с обратной стороны которых написаны вопросы. Если вы даёт правильный ответ на вопрос, то данный листочек сможете прикрепить к дереву. Будьте внимательны!
| Личностные обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; Регулятивные обеспечивает возможность определять цель деятельности; позволяет осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта; Коммуникативные доносить свою позицию до других, владея приёмами речи.
| Информационная: поиск и выделение необходимой информации, способность организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Учебно-познавательная: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний. определение основной и второстепенной информации. умение учиться и оперировать знаниями Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями. Социальная: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации. | Данный метод побуждает учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка (разминка) | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. | 2 минуты | Аплодисменты по кругу | Заимствованный | Цели и задачи метода: обучающиеся снимают напряжение и усталость, расслабляются или восстановливают энергии; создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение; обеспечить двигательную активность обучающихся для профилактики гиподинамии. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: не требуются. Предварительная подготовка (если требуется): не требуется. Технология проведения: Учитель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.
| Учитель: – Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее. Учитель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. | Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания. Коммуникативные: осуществление совместной деятельности; согласованность усилий по достижению общей цели. | Коммуникативная: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; Социальная: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. |
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 2 минуты | Ресторан | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цели и задачи метода: обучающиеся получают эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: не требуются. Предварительная подготовка (если требуется): заранее изготавливаются карточки - «меню» по количеству учащихся класса. Технология проведения: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Ученикам раздаются заранее изготовленные карточки - «меню». Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
| Учитель: Друзья, предлагаю вам представить, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь я вас прошу их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Ученикам раздаются заранее изготовленные карточки - «меню». Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать) для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности; Коммуникативные: доносить свою позицию. Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания. | Информационная: поиск и выделение необходимой информации; способность структурировать знания. Учебно-познавательная: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение учиться и оперировать знаниями. Коммуникативная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доносить свою позицию до других; использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр. Социальная: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Выбранный метод позволяет учащимся самостоятельно давать эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатовобучения.
|
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное выполнение поставленных на уроке целей и задач. По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи. 1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему. 2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения. 3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока. По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся. b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей: Игровая деятельность Практическая направленность используемых методов Высокая мотивация и интерес Постоянная смена различных видов деятельности Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения Обязательная рефлексия Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся. Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Обучающиеся понимают основные понятия (грибы – паразиты, грибы - симбионты, ядовитые грибы, дрожжевые грибы, плесневые грибы, ядовитые грибы и т.д), Обучающиеся умеют отличать ядовитые и съедобные грибы, знают положительное и отрицательное значение грибов в природе и жизни человека. Обучающиеся имеют представления о заболеваниях растений, животных и человека, вызываемых грибами. Результаты воспитания и социализации: У обучающихся отработаны навыки работы в парах и группах. Результаты развития: У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления. У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности. Образовательные: актуализировать знания учащихся по теме. Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе проработка темы, однако для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. Обмен хорошим настроением, передача позитивного настроения и совместный речитатив активизировали ребят, переключили на совместную деятельность, сняли напряжение, и создали интригу приятного ожидания того, что будет дальше. Работа во второй фазе дала возможность проработать и освоить учебный материал учащимся с различными особенностями развития мыслительной деятельности. АМО «Суд над грибами» и «Собери пазлы» помогли актуализировать знания учащихся по теме. Использование на уроке разминки обеспечило эмоциональную разгрузку, сняло напряжение. Развивающиею. 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке 2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания. 2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ. 2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его. Эти задачи решаются на этапе рефлексия. АМО «Ресторан» способствовало тому, что учащиеся смогли самостоятельно оценить и подвести итог своей личной работы на уроке и сопоставить их с общими результатами класса в целом. Предложенный метод обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно оценить полученные им на уроке результаты (и оценку за урока) и соотнести их с достижениями других учащихся. Наглядная картина на доске создает определенный эмоциональный фон и позволяет учителю провести мониторинг достигнутых на уроке результатов. Воспитательные. 3. Отработать коммуникативные навыки. 3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 3.2. Организовать работу в парах. Для отработки коммуникативных навыков на всех этапах урока организована работа в парах или группах. Это способствует развитию навыков и формированию их способности к эффективному самовыражению.
|
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
| В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО, музыкального сопровождения. Урок направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Выдержанная сюжетная линия позволяет учащимся освоить вновь вводимые понятия и разобраться в нюансах понятий. Работа по закреплению и обобщению полученных ранее знаний обеспечивала деятельностный подход. Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
| АМО, разработанные для данного урока, активизируют учащихся на повышение их учебной мотивации, способствуют активному плодотворному общению. Технологии АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к предмету, применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия
| Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету в любой параллели школьного курса биологии. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | 1. Приложение 1. текстовый документ (выполнены в программе MS Word), (Факты о грибах). 2. Приложение 2. текстовый документ (выполнены в программе MS Word), (Ядовитые грибы). 3. Приложение 3. мультимедийная презентация (выполнена в программе MS PowerPoint). 4. Приложение 4. текстовый документ (выполнены в программе MS Word), пазл и примеры вопросов по теме «Значение грибов в природе жизни человека» (аналогичный пазл изготавливается из картона на листах формат А4) 5. Приложение 5. текстовый документ (выполнены в программе MS Word), (ребус). К уроку также необходимо приготовить: 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран. 4. Ноутбук. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | УМК под ред. И.Н. Пономаревой. Жукова Т.И. Часы занимательной биологии. М. Просвещение
|
Примечания автора/ов
|
|
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
Приложение №1.
Факты о грибах.
Факт №1: «Грибы приносят большой вред природе, хозяйственной деятельности человека, здоровью человека и животных. Грибы являются возбудителями болезней, наносящих ущерб нашим лесам. Некоторые грибы поселяются на семенах и плодах, вызывая их загнивание и потерю всхожести. Грибы поселяются на растущих деревьях, вызывая повреждение листьев, ветвей, стволов, что может явиться причиной гибели дерева. Представьте, что они приводят к гибели только двух деревьев на каждом га и получите громадную цифру, более 1,6 млрд. деревьев. А сколько ценной древесины из-за гнилей, вызванных древоразрушающими грибками, превращается в дрова. Убытки от корневой губки в Западной Европе ежегодно составляют 15-20 млн. долларов, а в США – 300 млн»
Факт №2: «Грибы имеют огромное положительное значение. Они участвуют в разложении органических остатков. Некоторые органические вещества (например, лигин), разлагаются только грибами. Грибы играют важную роль в жизни многих деревьев. Гифы некоторых грибов образуют микоризу и помогают растению получать дополнительное питание. У таких пород нет корневых волосков, они не могут жить без грибов. Грибы снабжают растения водой и минеральными веществами, а растения обеспечивают грибы органическими веществами».
Факт №3: «Ежегодные потери урожая от грибной ржавчины составляю 10% мирового производства зерна. Болезни зерновых: мучнистая роса, ржавчина, септориоз, ломкость стеблей – наносят огромный ущерб урожаю зерновых культур. Фитофтора, рак картофеля – болезни овощных культур».
Факт №4: «Грибы способствуют увеличению плодородия почвы, разлагая органические остатки».
Факт №5: «Осенью можно увидеть погибших мух, прилипших к оконным стеклам или стенам. Брюшко у мухи увеличено, а между растянутыми сегментами виден бархатный налёт – это гифы гриба. Это заболевание называется «осенняя болезнь мух». Ученые пытаются использовать такие грибы для борьбы с вредными насекомыми. Такой биологический метод борьбы, в отличие от химического, безвреден для других организмов».
Факт №6: «Болезнетворные грибы становятся причиной заболеваний домашних животных, наносят ущерб рыбному хозяйству, пчеловодству. Многие из грибов вредят здоровью людей. Известны возбудители заболеваний (эпидермофития стоп, лишай, поражение волос , ногтей, легких, глаз).».
Факт №7: «В некоторых зернах злаков содержится опасный гриб - спорынья. Употребление хлеба из таких зерен приводит к состоянию, близкому к опьянению, сопровождается головокружением, тошнотой, известны даже смертельные случаи. С опасным действием грибов связаны раскопки гробницы Тутанхамона в Египте. Многие, кто работал там, страдали головокружением, тошнотой, а три археолога погибли от удушья и отека лёгких. Оказалось, что подобные реакции вызваны скоплениями гифов, которые размножаясь в закрытых гробницах в огромных концентрациях, оказались смертельными для страдающих лёгочными заболеваниями».
Факт №8: «Однако, есть в грибах немало и полезного. Многие виды грибов с давних времен применяли для лечения разных заболеваний. Грибные препараты применяли в Японии, Китае, на Тибете. Так лиственничный трутовик используют при лечении желудочно-кишечных заболеваний. Различные грибы используются при лечении заболеваний горла, ревматизме, для заживления ран, язве, гастрите. Настой трутовика Чаги увеличивает сопротивляемость раку».
Факт №9: «В медицине используют не только сами грибы, но и их химические компоненты, или продукты жизнедеятельности грибов (пенициллин, стрептомицин - демонстрация). С их лечебным действием столкнулись многие из нас. При сильных воспалительных процессах, после операций назначаются эти препараты, которые способствуют выздоровлению».
Факт №10: «Многие из грибов развиваются на пищевых продуктах (хлебе, сыре, варенье – демонстрация). Это плесневые грибы. Некоторые грибы поражают даже мясо в холодильнике при температуре -6. Грибы портят нефтепродукты (масла, топливо, лаки, краски), оптику, наипрочнейшие канаты, вызывают коррозию металлов, разрушают картины, книги, питаясь клеем, тканями, красками, бумагой».
Факт №11: «Издревле, в хлебопечении и виноделии применялись дрожжи. В пекарском деле пекарские, в пивоварении – пивные. Различные грибные ферменты используются человеком для осветления фруктовых соков, переработки сырья и грубых кормов, осуществления различных химических реакций. А во Вьетнаме из плесневых грибов готовят соевые соусы. Вещество гиббереллин, получаемое из грибов, ускоряет цветение дикорастущих растений, рост трав на газонах. Растертые плодовые тела трутовиков, добавленные в корм коровам, увеличивают надои молока. Ферменты букового опенка используются для получения специальной древесины, которая легко пропитывается различными растворами и становится в несколько раз легче. Из такой древесины изготавливают наши карандаши и линейки.».
Факт №12: «Ну, уж об откровенно ядовитых грибах речь особая. Причиной отравления является незнание различий между съедобными и ядовитыми грибами, хотя можно и отравиться безвредными грибами, если употреблять в пищу старые или растущие вблизи дорог, промышленных предприятий, так как грибы способны накапливать ядовитые вещества из атмосферы».
Факт №13: «От ядовитых грибов, которых в Европе насчитывается 80 видов, отравления случаются все чаще. Ученые свидетельствуют, что такая участь постигла многих исторических личностей: римского императора Клавдия, папу Римского Клемента, французского короля Карла 6. Особую опасность представляет то, что многие ядовитые грибы внешне напоминают грибы съедобные».
Факт №14: «Многие грибы относятся к деликатесам. Грибы богаты белками. В них содержатся микроэлементы, витамины. Так витамин В1 грибы накапливают не меньше чем зерновые продукты, а по содержанию витамина В2 превосходят овощи и злаки. Сушеные грибы превосходят по калорийности картофель в 3,5 раза, маринованные белые грибы в 2 раза, соленые рыжики в 3 раза».
Приложение №2
Ядовитые грибы
Считается, что в лесах Европы произрастает около 80 видов грибов, наносящих при их использовании в пищу в той или иной степени вред организму человека. Из этого числа примерно 20-25 видов наиболее опасны, а некоторые и смертельно ядовиты.
| Бледная поганка. Растёт этот гриб в лесной зоне, особенно в южной части, встречается на опушках, просеках и в других местах произрастания съедобных грибов. Сезон плодоношения с июня по октябрь. Шляпка диаметром до 11 см, сначала в виде колокольчика, затем немного выпуклая, шелковистая, белая, бледно - зелёная, жёлто - зелёная или оливково - зелёная, в середине обычно темнее - до оливково - бурой, без хлопьев и чешуек на поверхности. Пластинки белые (всегда, независимо от возраста грибов). Ножка длиной до 15 см, толщиной до 2 см, к верху суженная, белая или зеленоватая, с плёнчатым кольцом, у основания с мешковидным влагалищем, которое после выдёргивания поганки остаётся в земле, а потому и называется "чашей смерти". Мякоть белая, без особого вкуса и запаха. Бледная поганка - самый опасный и ядовитый гриб, даже четверти шляпки достаточно для летального исхода. ВНИМАНИЕ! Спасения в случае употребления гриба в пищу практически не возможно. |
| Мухомор красный. Растёт мухомор в хвойных, смешанных и берёзовых лесах, с июля по октябрь. Этот действительно красивый гриб можно отличить от всех по его ярко - красной шляпке с разбросанными по ней белыми хлопьями - бородавками. Пластинки белые, ножка белая, у основания клубневидная. Гриб чрезвычайно ядовит, вызывает удушье, судороги, обмороки и нередко приводит к смерти.
|
| Ложнодождевик обыкновенный. Растёт этот гриб по соседству со своими съедобными собратьями, чаще всего в парках, садах. Преимущественно на песчаных почвах, с июля по октябрь. Плодовое дерево до 10 см длиной, округлое, гладкое или бородавчатое, сначала с жёсткой, твёрдой, серовато-желтоватой оболочкой и плотной, фиолетово-чёрной, с белыми прожилками внутренней частью, в конце роста с тонкой, ломкой оболочкой и порошкообразной, оливково-бурой споровой массой внутри. Мякоть с неприятным тяжеловатым запахом сырого картофеля. Гриб несъедобен.
|
| Мухомор поганковидный Он растёт в хвойных и лиственных лесах с июля по октябрь. Шляпка диаметром до 10 см, полушаровидная, затем по мере роста выпуклая, бледно - жёлтая, покрытая белыми, в виде лоскутов, хлопьями. Ножка длиной до 12 см, толщиной до 2,5 см, белая или слегка желтоватая, у самого основания клубневидная, утолщённая, кверху немного суженная, с плёнчатым кольцом и приросшим к основанию влагалищем. Пластинки белые, позднее немного желтоватые. Гриб чрезвычайно ядовит, по своим свойствам очень близок к бледной поганке. |
Приложение 4
Вопрос №1 Как называется гриб, поселяющийся на растущих деревьях, вызывающий повреждение листьев, ветвей, стволов, что может явиться причиной гибели дерева? (Трутовик)
| Вопрос №7 Как называется вещество, получаемое из грибов, ускоряет цветение дикорастущих растений, рост трав на газонах? (Гиббереллин) | Вопрос №3 Осенью можно увидеть погибших мух, прилипших к оконным стеклам или стенам. Брюшко у мухи увеличено, а между растянутыми сегментами виден бархатный налёт. Как называется эта болезнь? («Осенняя болезнь мух»)
|
Вопрос №8 Какие витамины в большом количестве содержат грибы? (витамин В1 и витамин В2) | Вопрос №2 Что образуют гифы некоторых грибов, переплетаясь с корнями деревьев и помогая растению получать дополнительное питание? Грибы снабжают растения водой и минеральными веществами, а растения обеспечивают грибы органическими веществами. (Микориза)
| Вопрос №9 Многие из грибов развиваются на пищевых продуктах. Как они называются? (Плесневые грибы) |
Вопрос №5 При сильных воспалительных процессах, после операций назначается антибиотик? (Пенициллин)
| Вопрос №6 Как называются грибы, используемы в хлебопечении? (Дрожжи) | Вопрос №4 Как называется гриб паразитирующй в злаках? (Головня) |
Приложение №5.
Ребус.
4