СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме «осень» )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование по теме: А.С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»  3 класс УМК «Школа России»                                                                             Тип урока: формирование новых умений.                                                                 Задача урока: использование ИКТ для развития познавательного интереса к предмету.                                                                                                                              Цели урока:                                                                                                                                                       1. Видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;                                 2.Совершенствовать речь, технику чтения, самостоятельность в работе с текстом, умение высказывать свои мысли;                                                                                                                          3.Прививать любовь к русской поэзии, внимательное отношение к окружающему миру.                                                                                                                Оборудование:

  • учебник Литературное чтение, Л.Ф. Климанова и др., 3 класс;
  • слайды к уроку;
  • картины с изображением осени;
  • сборники стихов Пушкина, Тютчева, Бальмонта;
  • индивидуальные карточки со стихотворениями;
  • диск с альбомом «Времена года» «Октябрь» П.И.Чайковского;

текст из стихотворения Б.Пастернака «Иней».

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме «осень» )»

Урок-исследование по теме «осень» (чтение, 3 класс)


Балякина Галина Петровна, учитель начальных классов



Урок – исследование по теме: А.С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 3 класс УМК «Школа России» Тип урока: формирование новых умений. Задача урока: использование ИКТ для развития познавательного интереса к предмету. Цели урока: 1. Видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; 2.Совершенствовать речь, технику чтения, самостоятельность в работе с текстом, умение высказывать свои мысли; 3.Прививать любовь к русской поэзии, внимательное отношение к окружающему миру. Оборудование:

  • учебник Литературное чтение, Л.Ф. Климанова и др., 3 класс;

  • слайды к уроку;

  • картины с изображением осени;

  • сборники стихов Пушкина, Тютчева, Бальмонта;

  • индивидуальные карточки со стихотворениями;

  • диск с альбомом «Времена года» «Октябрь» П.И.Чайковского;

  • текст из стихотворения Б.Пастернака «Иней».

Ход урока:

I.Мотивация. (слайды 1-5) На фоне музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня» учитель читает авторский текст из стихотворения Б.Пастернака «Иней» (слайд 6).

Глухая пора листопада, Пусть ветер рябину занянчив,

Последних гусей косяки, Пугает её перед сном.

Расстраиваться не надо: Порядок творенья обманчив.

У страха глаза велики. Как сказка с хорошим концом…

- Ребята, определите тему последующих уроков. (Мы будем читать произведения об осени). Почему вы так считаете? (В стихотворении есть приметы осени, на картинах изображено это время года, музыка навевает осеннее настроение). Могут ли какие-нибудь слова из стихотворения Бориса Пастернака служить названием раздела? («Глухая пора листопада…»). Проверьте свои предположения. (слайд 7) II. Обобщение (слайд 8) - «Ритм», «рифма», «строфа» - какому жанру свойственны эти слова? (Поэзии). Давайте повторим, что такое ритм, рифма и строфа. (Ритм – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких строк. Строфа – определённое соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении.) - Сегодня мы будем «исследователями» образного языка поэтических произведений, будем учиться высказывать свои мысли и чувства по прочитанным произведениям и развивать технику выразительного чтения. (слайд 9) - Ребята, перед вами три стихотворения об осени. Это стихи русских поэтов. Они были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Сейчас возьмите индивидуальные карточки и прочитайте стихотворения про себя медленно, попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоящими читателями. III. Выдвижение гипотез. - Попробуйте определить автора каждого из этих стихотворений, не заглядывая в учебник. (После чтения про себя обучающиеся высказывают гипотезы, кто автор каждого из стихотворений с объяснением, как они это определили.) IV. Исследование. - Сейчас вам предстоит провести исследование: попытайтесь доказать, что использованные в стихотворении эпитеты, сравнения, метафоры подходят именно, например, Ф.Тютчеву, А.Пушкину либо К.Бальмонту. (слайд 10) Можно обратиться к сборникам стихов, чтобы понять почерк поэта. Перед началом работы дайте определение данным изобразительно-выразительным средствам языка. (слайд 11) (Эпитеты – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой (-ое, -ая)? Сравнение – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, словно, будто. Метафора – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении. Метафора есть скрытое сравнение).) (Задание выполняется по группам). V. Обмен информацией. Один представитель от каждой группы объясняет, какие стихотворения из сборников помогли понять «почерк» поэта, какие найдены в стихотворении метафоры, эпитеты, сравнения. VI. Организация информации. Анализ стихотворений проводится в хронологическом порядке. (слайд 12) - Как вы понимаете выражение Бальмонта «нет в цветах благовонья»? (Нет прежнего аромата, нет душистости.) В образе кого представляет поэт осень? (Осень – как малое дитя, поэт даже пишет это слово с большой буквы как имя.) Используя слова из стихотворения, покажите, какие чувства испытывает с приходом осени поэт. (слайд 13) - Какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев? (Поэт очарован осенью, поэтому употребляет много эпитетов.) Опишите «хрустальный день», какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.) Прочитайте ещё раз, какие эпитеты, сравнения, олицетворения использовал поэт Ф.Тютчев, чтобы передать своё видение осени. Как можно охарактеризовать самого поэта? (Поэт – романтик, любит природу, понимает её.) У стихотворения нет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке. Какое бы вы предложили название этому стихотворению? («Дивная пора», «Бабье лето», «Наступление осени», «Осенний простор».) (слайд 14) - Александр Сергеевич Пушкин и его Осень. В чём особенность первой строки в его стихотворении? (Он как бы обращается к осени, мы видим два восклицательных предложения.) Почему красоту Пушкин называет «прощальной» - с чем прощается природа? (Скоро всё пропадёт, исчезнет, скроется под снегом.) Поэт говорит о своих чувствах, найдите эти слова-признания. («Люблю я пышное природы увяданье…» ) (слайд 15) Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. «Осень подходит, -писал он своему другу Плетнёву.- Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт». VII. Связывание информации (итоги). (слайд 16) - Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передав настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников выразительно вслух.) Что же объединяет стихи А.С.Пушкина, К.Бальмонта и Ф.Тютчева? (Любовь к родной природе, умение её видеть, понимать, чувствовать и передавать её красоту с помощью слов.) VIII. Рефлексия. (слайд 17) - Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз? Сможете поделиться своими чувствами о прочитанном со своими родными? Дома выучите понравившееся стихотворение и попробуйте создать свой поэтический образ осени (сочинить четверостишие – задание 5 в тетради, с.22)