Тема: Серебряный век: лики модернизма.
Тип урока: урок – исследовательский проект.
Цели:
1. Образовательная:
1) Cоздать целостное представление о художественном наследии
Серебряного века;
2) Закрепить навыки исследовательской работы;
3) Углубить представление о литературных направлениях рубежа веков.
2. Развивающая:
развитие творческих способностей учащихся;
развитие культуры устной речи;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
3. Воспитательная:
умение работать индивидуально и в группах;
воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией Н.И.Сухих
- раздаточный материал (таблицы)
- сборники стихов поэтов Серебряного века
- ноутбуки и проектор для презентации
- ресурсы Интернета
Задачи урока:
1. Систематизировать знания учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов;
2. Через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
3.Развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие
эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства
Ход урока:
I. Слово учителя: История развивается неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.
В истории культуры также были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?
Какие события характеризовали эпоху?
Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос. (1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.)
Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой.
Учебная задача:
Конфликт эпох! И именно эта сложная, пограничная ситуация порождает такое неповторимое явление как «Серебряный век». Что же это: закат Российской цивилизации, кризис сознания или – выход в обновленную жизнь и искусство?
Целью сегодняшнего урока является обобщение знаний о ведущих направлениях литературы рубежа веков, которые вы получили в результате совместной работы в течение двух недель над проектами. Каждая группа должна представить результаты своей работы и как можно полнее обобщить сведения о трех ведущих направлениях в поэзии рубежа веков
Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии.
Это название предложено философом Н. Бердячевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Н. Оцупа "Серебряный век" русской поэзии", а окончательно вошло в оборот после публикации написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала "Апполон" С. Маковского, озаглавленных "На Парнасе "Серебряного века".
Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя":
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначению,
По Неве или против теченья,-
Только прочь от своих могил
На Галерной чернела арка
В Летнем только пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Сегодня у нас заключительный урок по поэзии серебряного века. Мы подведем итог вашим исследованиям по основополагающему вопросу: Серебряный век: это ренессанс или упадок?
II. Защита проектов :
Символисты (групповая работа оформляется в виде электронной газеты- Wikiwaal)
Акмеисты (групповой проект оформлен в Prezi.com)
Футуристы (используется ресурс Linoit )
III. Осмысление результатов работы (работа в чате и заполнение таблицы)
IV. Рефлексия.
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.
2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)
3. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.
4.Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
5.Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
6.Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.
7.Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Так что же объединяло таких разных поэтов?
- Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России.
- Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
- Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.
- Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выраженным эстетическим вкусом, симпатией и антипатией.
- Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.....
Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.
Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.
Поэты: | Что их объединяет |
Символисты: | Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова. |
Акмеисты: | Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира. |
Футуристы: | Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир; Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество; Новые композиционные и графические эффекты в поэзии. |
V. Слово учителя.
В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
«Серебряный век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века...”
VI.Домашнее задание :
1в.Эссе «Мой серебряный век»;
2в. Представьте свое литературное направление в форме театрализованной постановки;
3в.Подготовьте провокационные вопросы к представителям двух других направлений и критические замечания в их адрес;
4в. Творческое задание: используя образ бабочки, напишите три стихотворения в духе каждого из направлений.