СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – исследовательский проект: Серебряный век: лики модернизма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развивается  неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

     В истории культуры также были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.

       Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследовательский проект: Серебряный век: лики модернизма.»


Тема: Серебряный век: лики модернизма.

Тип урока: урок – исследовательский проект.


Цели:

1. Образовательная:

1) Cоздать целостное представление о художественном наследии

Серебряного века;

2) Закрепить навыки исследовательской работы;

3) Углубить представление о литературных направлениях рубежа веков.


2. Развивающая:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. развитие культуры устной речи;

  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся.


3. Воспитательная:

  1. умение работать индивидуально и в группах;

  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу.


Оборудование:

- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией Н.И.Сухих

- раздаточный материал (таблицы)

- сборники стихов поэтов Серебряного века

- ноутбуки и проектор для презентации

- ресурсы Интернета


Задачи урока:

1. Систематизировать знания учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов;

2. Через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;

3.Развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие

эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства


Ход урока:


I. Слово учителя: История развивается неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.

     В истории культуры также были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.

       Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.?

Какие события характеризовали эпоху?

Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… (Ученики отвечают на поставленный вопрос.  (1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.)

Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой.

Учебная задача:

Конфликт эпох! И именно эта сложная, пограничная ситуация порождает такое неповторимое явление как «Серебряный век». Что же это: закат Российской цивилизации, кризис сознания или – выход в обновленную жизнь и искусство?

Целью сегодняшнего урока является обобщение знаний о ведущих направлениях литературы рубежа веков, которые вы получили в результате совместной работы в течение двух недель над проектами. Каждая группа должна представить результаты своей работы и как можно полнее обобщить сведения о трех ведущих направлениях в поэзии рубежа веков


Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии.

Это название предложено философом Н. Бердячевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Н. Оцупа "Серебряный век" русской поэзии", а окончательно вошло в оборот после публикации написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала "Апполон" С. Маковского, озаглавленных "На Парнасе "Серебряного века".

Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя":

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначению,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил

На Галерной чернела арка

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.



Сегодня у нас заключительный урок по поэзии серебряного века. Мы подведем итог вашим исследованиям по основополагающему вопросу: Серебряный век: это ренессанс или упадок?


II. Защита проектов :

      1. Символисты (групповая работа оформляется в виде электронной газеты- Wikiwaal)

      2. Акмеисты (групповой проект оформлен в Prezi.com)

      3. Футуристы (используется ресурс Linoit )

III. Осмысление результатов работы (работа в чате и заполнение таблицы)

IV. Рефлексия.

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1. В этот период создавали произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта.

2.Главное, что их объединяло: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...» (философ Н.Бердяев)

3. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.


4.
Никогда - ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.

5.Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы

6.Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.

7.Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Так что же объединяло таких разных поэтов?

- Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России.

- Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.

- Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.

- Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выраженным эстетическим вкусом, симпатией и антипатией.

- Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.....


Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.


Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.


Поэты:

Что их объединяет

Символисты:

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Акмеисты:

Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.

Футуристы:

Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир;

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество;

Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.




V. Слово учителя.

В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.

«Серебряный век” — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае — не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

     Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века...”

VI.Домашнее задание :

1в.Эссе «Мой серебряный век»;

2в. Представьте свое литературное направление в форме театрализованной постановки;

3в.Подготовьте провокационные вопросы к представителям двух других направлений и критические замечания в их адрес;

4в. Творческое задание: используя образ бабочки, напишите три стихотворения в духе каждого из направлений.