СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории России "Феодальная раздробленность". 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России "Феодальная раздробленность" для 10 класса по учебнику Н.С. Борисова. Урок разработан в соответствии с ФГОС. В папку включены следующие материалы: конспект и технологическая карта урока, рабочий лист к уроку, раздаточный материал и алгоритм анализа исторического явления.

Просмотр содержимого документа
«алгоритм изучения исторического явления»

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ


1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение

а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития



Просмотр содержимого документа
«рабочий лист к уроку»

Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси»

План изучения темы:

1.Причины феодальной раздробленности Руси

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

3.Последствия феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности.











Феодальная раздробленность



























Особенности развития земель и княжеств:

Вопросы для сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

«Господин Великий Новгород»

Галицко-Волынское княжество

Географическое положение





Особенности хозяйства





Политические особенности (соотношение власти князя – бояр – веча)








Особенности внешней политики





Альтернативы политического развития







_______________________ ___________________ _____________________ _______________________ ___________________ ___________________

Последствия раздробленности

плюсы

минусы

1.________________________________

1.________________________________


2.________________________________


2.________________________________


3.________________________________


3.________________________________


Основные выводы.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Галицко-Волынское княжество. На юго-западе от Киева лежали крупные древнерусские города Галич и Волынь (Владимир-Волынский). Галицкие земли отличали теплый климат, богатая природа, плодородная почва, близость к Византии и западным государствам. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Их называли Червонной (Красной) Русью.

Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла, добыча каменной соли.

Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно, как в Червонной Руси. Рюриковичам всегда здесь было очень трудно править. Положение Рюриковичей осложнялось близостью сильных государств - Венгрии и Польши. Западные католические государства всегда стремились установить здесь своё влияние.

Политическое возвышение Галицкой земли началось при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). Ярослав получил свое прозвище из-за того, что был очень образованным человеком и знал восемь языков. Ему удалось победить бояр в своей земле и взять всю власть в свои руки. Мощь его государства была велика, а сила войск поражала. В 1159 г. галицкие и волынские дружины под его руководством на некоторое время захватили Киев.

В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич объединил Галич и Волынь. Образовавшееся Галицко-Волынское княжество стало крупнейшим в Южной Руси. В 1203 г. он захватил Киев и получил титул великого князя. Роман Мстиславич подавил оппозицию местного боярства. Организуя военные походы на Литву, половцев, западные страны, он мечом расширял пределы своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич отправился с походом в Германию, но по пути в Польше был убит. Галицко - Волынское княжество охватили боярские смуты. Вдова князя с малолетними детьми - Даниилом и Васильком - едва успела покинуть пределы княжества.

В 1221 г. выросший сын Романа Мстиславича Даниил Романович - смог вернуться в отцовскую вотчину. В 1240 г. он смог объединить под своей властью галицкие, волынские и киевские земли и стал самым сильным на Руси князем. Но в том же году на Южную Русь обрушились монголо - татары и разрушили Галицко - Волынское княжество. Самый сильный на Руси князь оказался в зависимости от монгольского хана.

После смерти Даниила Галицкого раздоры бояр вспыхнули с новой силой. Потомки Даниила не смогли удержать единства Галицко - Волынского княжества. Из - за усобиц князей и боярства княжество постепенно слабело и через 100 лет было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.

Таким образом, одно из богатейших древнерусских княжеств - Галицко - Волынское - в значительной степени из - за постоянных раздоров боярства утратило исторический шанс в будущем возглавить объединительный процесс на Руси.



Великий Новгород. Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева. Судьба Новгорода в русской истории необычна. В XIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в XIV в. это название стало официальным.

Новгородская земля занимала огромную территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность этой земли заключалась в том, что она была мало пригодна для занятия земледелием. Основным богатством Новгорода были леса. В лесах в большом количестве обитали пушные звери - куницы, горностаи, соболи, мех которых был драгоценным и чрезвычайно ценился на Западе. Кроме того, Новгород занимал исключительно выгодное место для занятия торговлей, так как стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге.

Население выращивало технические культуры: лён, коноплю. Жители Новгородской земли занимались также солеварением, бортничеством, производством металлов. Одним из основных занятий населения была охота на пушного зверя. Новгород был самым торговым городом того времени. Но всю торговлю держали в своих руках новгородские бояре. Торговля мехом приносила им баснословные прибыли. Среди киевских князей Новгород считался почётным владением. Сюда на княжение киевские князья, обычно, посылали своих старших сыновей.

Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением.

На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица:

- посадник (по современным понятиям - глава правительства Новгорода); посадник руководил вечем, вёл переговоры с соседними областями;

- тысяцкий - глава новгородского ополчения;

- епископ (архиепископ) - глава новгородской церкви; епископ обладал и светской властью: ведал городской казной, внешними делами; после избрания на вече епископ должен был ездить в Киев, где архиепископ посвящал его в сан.

По форме новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счётов с противником. Постоянно согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.

Должность князя новгородцы сохранили. По сложившейся традиции они продолжали приглашать князя из русских земель. Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, он не имел права приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались.

Новгород стал самым богатым русским городом в период феодальной раздробленности. Но по отношению к другим русским городам Новгород проводил особую политику: новгородцы всегда пытались отгородиться от общерусских проблем, чтобы не делиться своими доходами с другими, более бедными русскими городами. Новгород в хозяйственных связях сближался с южно - балтийским миром, скандинавскими и немецкими землями.





Владимиро-Суздальское княжество. Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь".

Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам: - здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу; - земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов (ополье); - Северо - Восточная Русь не знала иноземных нашествий; - здесь не было княжеских усобиц.

Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей – Юрия.

Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. Новые города становятся опорой княжеской власти. Юрий Владимирович укреплял свое княжество . При нем началась упорная борьба княжеской власти с местной боярской знатью.

Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и вскоре превратилось в самое сильное на всём Северо - Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгоруким".

В 1155 г. он захватил-таки киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами. Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но в русской истории он прославится другим - как основатель Москвы.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском.

Андрей продолжил курс отца на укрепление княжеской власти: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также продолжил курс отца на установление гегемонии Ростово-Суздальской земли и пытался подчинить своей воле других русских князей.

Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. Андрей Боголюбский стал укреплять, возвышать свою столицу.

В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами своим близким окружением .

Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории велико: Андрей Боголюбский гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.

Владимиро - Суздальско княжество в правление Всеволода Большое Гнездо.

Всеволод Большое Гнездо стал именоваться великим князем. Великим его признали все русские князья. Его волю исполнял даже митрополит Киевский и всея Руси. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Итак, князья Северо - Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику: - укрепляли свою личную власть внутри своего княжества; - укрепляли, возвышали свое княжество; - распространяли свою власть на другие русские земли.

В результате их деятельности во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие. Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах: вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, в результате походов 1177, 1180, 1187 и 1207 гг. подчинил своему влиянию Рязанское княжество. С помощью дипломатических интриг он усиливал свое влияние в Южной Руси, ссорил, сталкивал князей между собой, что привело к новому разгрому Киева в 1204 г.

Просмотр содержимого документа
«урок феодальная раздробленность»

Технологическая карта урока.

1.Курс: история России с древнейших времен до конца 19 века.

2.Класс: 10.

3.Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

4.Продолжительность урока: 40 минут.

5.Цели урока:

Образовательная - закрепить и расширить знания учащихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями генезиса княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

Развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с дополнительными источниками (материалы энциклопедии), извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой ); продолжить развитие исследовательских и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);

Воспитательная – продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

6. Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Тип урока – урок изучения нового материала, урок-практикум ;

Технологии – технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

7. План изучения нового материала.

1. Предпосылки феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

3. Итоги и последствия феодальной раздробленности.

8. Ход урока.

Вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, материалы из энциклопедии, информационный лист (один на парте) записи делать в рабочих тетрадях, алгоритм


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин.

Тема сегодняшнего урока «Феодальная раздробленность на Руси» -


Вопросы


1. Посмотрите на КАРТУ. Что вы знаете об этом периоде в истории России?

2. Дайте определение «феодальной раздробленности»

3. Назовите условную дату начала феодальной раздробленности

Ответ: Русь распалась на княжества – 1132 г

1113-1125 – правление Мономаха

1125-1132 – правление Мстислава (сын Мономаха)

Феодальная раздробленность процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя.


Возникновение княжеств, независимых от киевского князя

2. Актуализация и пробное учебное действие. 5 мин.




Определите проблему урока. НАЧНЕМ с

РАЗМИНКИ ДЛЯ УМА


РАСШИФРУЙТЕ ОЦЕНКУ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ, данную Рыбаковым


Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств». (Б.А. Рыбаков)


Беседа:

1. Что такое «оценка?

2. Какая бывает оценка (+, -)

3. Какие слова об оценке

3. Пример закона из физики

4. Несколько зерен – это хорошо или плохо?

5. Почему вырос колос? (почему упал камень?)

6. В чем проблема урока?


По мнению Б.А. Рыбакова Феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный.


Прав ли академик Б.А. Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси?



3.Выявление места и причины затруднения. 4 мин.

Беседа:


1. Для того, чтобы выяснить закономерность процесса раздробленности, что нужно знать?


2. Чтобы решить вопрос о том, какой характер имеет раздробленность, что нужно выяснить





- причины?




- последствия


4. Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин

Как мы будем исследовать причины?

(изучение алгоритма)


Беседа:

1. Что такое исторический процесс или процесс раздробленности?

2. Назовите основных участников (субъектов) исторического процесса (люди, народ, личности, социальные группы)


4. Что движет деятельностью людей?

(социальные интересы, потребности)


5. Какие бывают интересы? – экономические, политические, внешнеполитические


6. Назовите участников процесса раздробленности (крестьяне, князья, бояре, горожане, торговцы)

2. Каковы интересы князей, бояр, крестьян?


Суть этого периода – дробление государства на княжества, стремление феодалов к независимости от киевского князя




АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

1. Причины возникновения явления

2. Интересы сторон, участников

3. Действия сторон

4. Характер явления

5. Причины определенного исхода (успеха и неуспеха) в развитии данного явления

6. Значение а) для различных классов и слоев общества; б) для последующего исторического развития



5. Реализация построенного проекта и решения исходной задачи. 10 минут

Задание: Прочитать §5-6 (1-2 п), стр. 56-57. Заполнить схему «Причины раздробленности»


Беседа:


1. Борьба за власть между князьями

(князья мечтали об увеличении своей власти- распространение ее на другие территории)

2. Натуральное хозяйство – экономические интересы (жители отдельных областей не нуждались в экономических связях с другими регионами

3. Ослабление Киеваэкономические интересы (население Киева переселяется в безопасные места; утрата актуальности торгового пути «из варяг в греки». Турки перекрывают этот путь после завоевания Византии)

4. Отсутствие внешней угрозывнешнеполитические интересы

5. «Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

6. Формирование феодального землевладения

Постепенно дружинники князя «оседают» на землю, то есть превращаются в землевладельцев. И для них основой экономического благосостояния выступает уже не дань, получаемая через князя, а доходы с земель и связанная с этим эксплуатация крестьян внутри вотчины. Естественно, что дружинники стремились быть поближе к своим владениям. Прежде любой дружинник мечтал о переходе вместе со своим князем по очереди старшинства на более доходный «стол». Теперь же дружина стала менее подвижной, она как бы «осела» на землю. Поэтому и князья стали думать не только и не столько о продвижении к Киеву, а прежде всего об укреплении собственного княжества.

7. Рост городов




Работа с информационным листом и составление опорного конспекта


- действия князей - междоусобицы







Рекомендации: Выделите интересы участников этого процесса

- народ


- интересы князей




- интересы киевлян, торговцев





1097 – съезд князей в Любече («каждый да держит отчину свою»- первый шаг на пути к раздробленности, т.к. закрепило власть князей на местах



- интересы дружинников (бояр) – им нужна была власть князя, который мог обеспечить повиновение народа


- интересы князей – предпочитали мирную жизнь в своем домене





6. Первичное закрепление. 4 мин.

Беседа по причинам раздробленности. Заполнение информационного листа



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 минут

Продолжаем работу по алгоритму


Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, то есть являлись центрами притяжения всей общерусской жизни.



У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель была в будущем возможность стать центром объединения русских земель.



Заполнение таблицы и работа с материалами энциклопедии

Раздать по рядам

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 2 мин

Беседа по таблице


1. На основании информации подгрупп выскажите и аргументируйте предположение о потенциальных возможностях вашего княжества стать лидером централизации - следующего этапа в историческом развитии государства.


2. Существовало ли различие в политическом устройстве?


3. Какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности


4. Выполнение проблемного задания

Положительные и отрицательные стороны раздробленности

В Новгороде мы отчетливо наблюдаем тенденцию к республиканской форме правления, т.е. такой форме правления, при которой органы власти являются выборными.


Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества – это пример монархической власти, т.е. такой формы правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.


Во Владимире монархия стремится быть неограниченной,


а в Галицко-Волынском княжестве власть князя ограничивает сильное боярство.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин.

Положительные последствия:

- развитие феодального землевладения,

- развитие экономики (ремесло, строительное дело, торговля),

-культура Руси стала богаче и разнообразнее,

-складывались новые центры летописания.

Негативные последствия


- княжеские усобицы,

- существовала практика дробления княжеств (появление так называемых удельных княжеств)

- происходило снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств. А это в полной мере проявилось при нашествии монголо-татарских завоевателей.


Выводы:

- Феодальная раздробленность – это процесс разделения древнерусского государства на ряд независимых земель и княжеств;


- Главными причинами раздробленности стали княжеские междоусобицы и развитие феодального землевладения;


- Феодальная раздробленность – прогрессивный этап в развитии общества (способствовала подъему экономики, активизации торговли, расцвету культуры в княжествах);


- В этот период происходит снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств.


С наступлением раздробленности не исчезали связи между русскими землями


(объединяли вера, язык, общекультурные традиции, отчасти законы

Домашнее задание

§5-6 конспект





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!