Научить выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии.
Научиться давать, объясняя, свои оценки действиям жителей покорённой Эллады с гражданско-патриотической точки зрения.
1. Ослабление Греции.
Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
2. Усиление Македонии.
Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
3. Мудрость царя Филиппа.
Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
| | | |
Создание проблемной ситуации. | – Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока». – Её первый параграф вы читали дома, и называется он … – Какое время он охватывает? – Открываем с. 186 и читаем разговор Антошки с Археологом. 1 – Итак, Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом? Фиксирует на доске: 1-й факт: Персия – греки (V в.) не покорились. – Дальше читаем. – Кто пытался покорить греков уже в IV веке? 1 – С каким результатом? 1 Фиксируем на доске: 2-й факт: Македония – греки (IV в.) покорились. – В чём здесь противоречие, что удивляет? 1 – Какой возникает вопрос? 1 Фиксируем проблему урока на доске. | – «Покорители свободных греков». По «ленте времени» на с. 186 определяют: IV век до н.э. Читают текст до слов: «…не покорил». – Персия греков не смогла покорить. 1 Продолжают читать текст до слов: «…царей». – Македония. – Успешно. – Персия – сильная, могущественная, не покорила, Македония – маленькая, покорила. Почему Македония покорила греков? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию). 2. Выявлять причинно-следственные связи. 3. Делать выводы. 4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать. 5. Представлять информацию в разных формах (текст). 6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы. 7. Классифициро-вать по заданным основаниям. 8. Определять понятия. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Версии. | – Есть у вас версии, предположения? 2 Выразите их одной фразой кратко. | Предлагают свои версии. 2 | |
Актуализация знаний. | – Что нам надо вспомнить для проверки версии? – Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8 – Чем знаменит философ Аристотель? 4 – Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2 | – Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.) Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8 Работают во фронтальном диалоге. 4 – За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов. | |
Планирование деятельности. | – Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать? 3 | – Прочитать в учебнике, что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что – в Греции в IV в. до н.э. 3 | |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Причины ослабления Греции. 2 4 3 4 – Открываем с. 186. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией. – Прочитайте первое предложение. Можно сформулировать первую причину: Македония покорила греков, потому что … – Читаем первый абзац до конца и формулируем устно следующую причину поражения Греции. – Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью причину поражения Греции: потому что … – Это хуже или лучше? Почему? – За что сражались граждане в ополчении? – А наёмники? – Дополните предложение, раскрывая причину поражения: Ополчение граждан заменили наёмники, которые … – Обведём всё это скобкой и обобщим сведения о причине поражения. Что произошло с Грецией в IV веке? – Выполните письменно задание № 2 в Рабочей тетради на с. 41. – Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать? | – …войны между полисами ослабили Грецию. (Разорялись, разобщённые, слабые – таких легко завоевать.) – …войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. – Ополчение граждан заменили наёмники. – Хуже. Преследовали разные интересы. – За свободу города. – За деньги, интересы полиса их не волнуют. – Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов. – Нарушен порядок (разбойники, тираны). – Греция ослабла. Работают самостоятельно в Рабочей тетради. – Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию. | |
| 2. Причины усиления Македонии. 2 4 3 4 – Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами и дружно противостояли им, как когда-то персам. – Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Надо искать ещё причины! – Прочитайте п. 2 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …). – У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку. – Проверим ваши предположения. Читайте целиком. После проверки задания применяем ТОУУ, одного из учеников просим оценить себя, применяя алгоритм cамооценки. 4 | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом. Выполняют задание № 3 в Рабочей тетради на с. 42. – Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность, мифы и боги, одежда, города, учёба). – Македония усилилась: 1) племена объединены царём; 2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения; 3) новая, лучшая организация войска – македонская фаланга. | |
| 3. Потеря независимости. 2 4 3 4 – И тем не менее события войн с персами и македонцами похожи. – В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь – Фемистокл. – А в IV веке кто? – Почему же ему не удалось объединить всех греков? – Они предатели? Хотели зла своей Родине? – Какие слова того же Исократа мы читали в начале параграфа (с. 186)? – И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн! – В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват Афин, но потом победа. – В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.) – Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу? – Какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний? 3 | – Демосфен. Работают с пунктом 3 (с. 188) во фронтальном диалоге. – Многие греки готовы были подчиниться! – Променять свободу в беспорядке и постоянных войнах на порядок и мирную жизнь. – Мудрость царя Филиппа: забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир. | |
Выражение решения проблемы. | – Итак, какой же общий ответ мы можем дать? – Проблему решили? 3 | Перечисляют причины ослабления Греции и возвышения Македонии. | |
Применение нового знания. | – А сейчас вам предстоит поработать в парах – выполните задание № 4 в Рабочей тетради на с. 42. Выскажите свою позицию, подтвердив её аргументами. 1 1 2 4 | Работают в парах. | |
Рефлексия | Ребята, как вы оцените свою работу на уроке. Какие оценки за урок необходимо поставить в журнал. 4 2 4 «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку. | Ребята высказывают своё мнение. Анализ своих успехов, своего настроения, анализ работы одноклассников. | |
IX. Домашнее задание. | – На следующем уроке мы поговорим о завоеваниях Александра Македонского. – Прочитайте § 31 и приготовьтесь отвечать на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 190. | | |