СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии "Мыла и синтетические моющие средства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предполагает новые подходы в преподавании и оучении. Содержит карточку-инструкцию, необходимую для выполнения исследователской работы (изучение среды растворов СМС). Цель урока поставлена с позиции ученика. рекомендованы критерии успеха.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии "Мыла и синтетические моющие средства"»

Предмет ХИМИЯ


Класс одиннадцатый

Дата

Тема Мыла и синтетические моющие средства.


Северо-казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Леонидовская средняя школа»

Учитель химии:

Закревская Ирина Владимировна



Это урок № 11

Из двадцати последовательных

Уроков по этой теме



Цель обучения

Знать способы получения мыла


Задачи

1.Знать среду растворов мыла и СМС

2.Уметь определять среду растворов мыла и СМС с помощью индикаторной бумаги

3.Понимать влияние среды растворов СМС на здоровье человека и окружающую среду



Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дифференциация

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

Создание коллаборатив-нойй среды






Проводит музыкальную разминку

Принимают участие в разминке

Все учащиеся

наблюдение

Музыкальная презентация, компьютер, интерактивная доска


Стадия

вызова







Проводит «Аукцион вопросов».

1.Реакция этерификации?

2.Что такое жир?

3.Классификация жиров?

4.Какова взаимосвязь между жирами и мылом?

Отвечают на вопросы

Учащиеся А, В, С

Обратная связь через постановку вопросов,

поощрение

Флипчарт, интерактивная доска, компьютер


Стадия осмысления












1.Демонстрирует способ получения мыла (омыление жиров).

Вопросы:

Что такое гидролиз?

Что образуется при гидролизе жира?

Какие вещества вступают в реакцию со щёлочью? Что образуется при данной реакции?

Что такое мыло?

2.Предлагает определить среду растворов

Мыла, стирального порошка, шампуня, средства для мытья посуды с помощью индикаторной бумаги

Наблюдают за реакцией, записывают уравнение реакции.










Проводят исследование растворов, руководствуясь карточкой-инструкцией.

Учащиеся А, В, С












Учащиеся А, В, С

( в паре)

Обратная связь через постановку вопросов.










Наблюдение, обратная связь через постановку вопросов.

Жир, гидроксид натрия р-р, дистиллированная вода, пробирки, зажим для пробирок, спиртовка.







Мыла и СМС, универсальная индикаторная бумага, лакмусовая бумага, метилоранжевая бумага, фенолфталеиновая бумага, дистиллированная вода, химические стаканы, стеклянные палочки, карточки-инструкции, тетради

Стадия рефлексии



Предлагает составить «Синквейн» к теме

Составляют «Синквейн»

Все учащиеся

Наблюдение, самооценивание

тетрадь

Самооценивание урока (используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/отрицательного?)


























Карточка-инструкция


Лабораторная работа

«Исследование среды растворов синтетический моющих средств с помощью индикаторной бумаги.

Определение рН раствора»

Цель: определение рН растворов различных синтетических моющих средств.

Оборудование и реактивы: индикаторная бумага: фенолфталеиновая, лакмусовая, метилоранжевая, универсальная; СМС, дистиллированная вода, мерные стаканы, пробирки, штативы для пробирок, стеклянные палочки.

Задние:

Приготовить раствор синтетического моющего средства путём растворения 1 мл (жидкого) или 1 г (твёрдого) СМС в 40 мл дистиллированной воды.

Приготовленный раствор налить в три пробирки. В первую пробирку опустить фенолфталеиновую бумажку, во вторую – лакмусовую, в третью –метилоранжевую. рН раствора определить с помощью индикаторной бумаги по шкале. Результаты опыта оформить в виде таблицы.

Название СМС

Изменение фенолфталеионовой бумаги

Изменение лакмусовой бумаги

Изменение метилоранжевой бумаги

рН раствора (по шкале универсальной индикаторной бумаги)
















Сделайте выводы: о среде растворов синтетических моющих средств разного назначения.

ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

Таблица определения среды растворов с помощью индикаторной бумаги (индикаторов)


Техника безопасности.

Мыла и СМС – едкие вещества, поэтому:

1.Работайте в перчатках.

2. Если раствор попал в глаза, сначала снимите перчатки, хорошо помойте руки проточной водой, после чего промойте глаза большим количеством воды.




Методы:

  1. «Аукцион вопросов».

Учащимся раздаются «кредитки» разного номинала. На интерактивную доску выводится слайд с вопросами «аукциона» ( вопросы закрыты картинками и т.п.).

Учащиеся назначают первоначальную цену вопросу и выкупают вопрос друг у друга, увеличивая стоимость вопроса. Отвечает тот, кто вопрос оценил максимально.


2.»Синквейн»

1.Одно существительное

2.Два прилагательных.

3.Три глагола

4.Простое предложение из четырёх слов.

5.Синоним к существительному.

Например:

1.Мыло

2.Жидкое, едкое

3.Моет, щиплет, мылится

4.Мылом моют руки.

5.Соль