Урок-2 литературного чтения по теме В.М. Гаршин
"Сказка о жабе и розе". 4-й класс
Цель урока: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
Задачи урока:
Предметные:
-познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,
-развивать умение понимать прочитанное,
-формировать понимание единства автора и его произведений,
-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
-пополнять словарный запас учащихся;
- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;
- учить анализировать поступки и характер героев;
2. Метапредметные:
-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,
-формировать умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии.
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
3. Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
- воспитывать чувство сострадания к другим
-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-стимулировать проявления эмпатии.
Оборудование:
презентация к уроку;
учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
тест для учащихся
Ход урока.
Добро пожаловать на урок литературного чтения (слайд)
1.Тренинг –настрой. Этап мотивации.
Видео « Самые красивые цветы ,Нежности Самые красивые цветы»
Сегодня ночью ….розы мне приснились. Я между ними… гуляла не спеша. Наверное это к счастью ….увидеть живые розы, ….живые розы словно гроздья из цветного хрусталя. Как приятно на душе!
Доброе здравствуйте и услышать от вас теплое……..!
Каким общим словом можно объединить те картины, что мы увидели , услышали и роза, что в руках .
КРАСОТА- волшебное чарующее слово. Как звуки нежно переплетаются и очаровывают нас.
2.Звучит музыка Рубинштейна (слайд)
- Ребята, понравилась ли вам музыка?
Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.
Сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились .
(слайд)
Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...».
Как вы это понимаете?
Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.
Наш план исследования (Слайд)
1.Выделить сюжетные линии.
2.Раскрыть образы.
3.Сравнить образы.
4.Сделать выводы.
Выделяем сюжетные линии. (слайд)
- Назовите героев сказки. ( Роза, жаба, мальчик, сестра)
Как связаны герои произведения между собой установим стрелками..
Определим сюжетную линию от каждого героя:
От розы…….
От жабы…….Почему нет сюжетной линии между жабой и мальчиком?
( потому что в сказке они не встретились…они не знали о существовании друг друга).
От мальчика…
От сестры……
Раскрытие образов. Составление схемы-кластера героев. (слайд)
Работа в группах (слайд) 4 группы
Дети получают листы , а также отрывки из произведения.
Ваша задача выделить и записать подходящие слова или словосочетания в нужную ячейку.
1. окружающая обстановка
2. внешний вид
3. действия
4 .мечты, эмоции, чувства
Выставить на доску, представитель из каждой группы знакомит со схемой .
5-я группа выдвигает гипотезу ( слайд)
Образ розы это символ…….
Образ жабы это символ……
6 группа собирает пирамиду у доски.СИНКВЕЙН **слайд)
Пирамида –оценивания
1.Жанр произведения (одно слово)
2.Автор Произведения (два слова)
3.Главные приемы которые применил автор в произведении? (три слова)
4.Время и место действия (четыре слова)
5.Какие по характеру главные герои?(пять слов)
Сравниваем образы.
-Как вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? ( с человеком).
-Каким бы Роза была человеком? А жаба?
Какие эпитеты и образные определения использует автор при описании жабы? (жирная, старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы)
для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
Делаем выводы
- Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
( Роза почувствовала, что ее срезали не зря. Роза помогла мальчику. Она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом.)
Почему автор говорит нам, что это было лучшим проишествием в жизни розы?( Среди всех цветов он выделил именно ее)
Забыли ли розу после этого случая? ( нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них)
Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?
(В ней много фантастического , какой литературный прием применил автор(олицетворение) : роза и жаба думают, чувствуют, говорят)
Ребята, я хочу вас вернуть к этой цитате:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
- О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
Звучит музыка ДОЛИНА ЦВЕТОВ
Завершая этот урок, мне хочется пожелать вам идти по жизни только Дорогою добра.
Пусть ваша душа будет прекрасна, как этот удивительный цветок.
Давайте и мы с вами сделаем общее доброе дело.
Оживим нашу картину, наш заброшенный сад.
У вас на столе лепестки розы….Прошу вас, напишите какими качествами душевной красоты должен обладать человек.
Рефлексия.
Я доволен своей работой на уроке…..
На уроке я работал неплохо………
На уроке мне было трудно………….
Благодарю за работу.
«РОЗА»- обстан – солнечн , теплая, мирная
внеш вид- роскошая, нежная, прекрасная
действия- росла, разливала запах, плакала
мечты эмоции чувства- мечтает улететь как бабочка, отчаяние роза поняла что погибает, но смирилась, плачет, сожалеет, что некому любоваться ею.
«»ЖАБА» обстан-сырая земля,среди корней куста,местечко потенистее и посырее
Внеш вид- безобразная,жирная старая с плоским животом, уродлива, бородавчатые лапы.
Действия-ленится, не умеет радоваться, отдыхает,карабкается,обьедается
Мечты эмоции чувства- мечтает слопать розу, ненавидит розу,испытывает злость и зависть
Мальчик- обстан-комната, постель, скамья, цветник
Внеш вид- худой, слабый, тихий, с большими глазами и большой головой, больной
Действия- читал, любовался, кормил ежа,болел, лежал неподвижно
Мечтал- излечиться,бегать с ребятами, ухаживать за своим цветником
Сестра -обстан-сидела у окна, у постели брата,в цветнике
Внеш вид – взрослее своего брата,
Действия- ухаживает за братом, читает ему вслух, поправляет подушки, стряхивает жабу с розы , осторожно срезает цветок
Мечтает- чтоб брат был здоров, видит во сне,
Группа «Роза».
Роза распустилась в хорошее майское утро. Утренняя роса оставила на ней
Несколько чистых, прозрачных слезинок.. Роза точно плакала…Но вокруг неё все было так хорошо , так чисто и ясно, она в первый раз увидела голубое небо, почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца.
В цветнике было так мирно и спокойно, то если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
Зелень крапивы служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка, душистого и прекрасного создания.
Роза росла и красовалась, на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь!
И в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.( её заметила жаба)
Злому животному оставалось сделать только одно движение,чтобы схватить цветок…Роза поняла, что погибает….
Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своём враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике. Некому было прийти и полюбоваться ею.
Группа «Жаба».
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная, старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону………
А жаба все карабкалась все выше .Но там где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать…Жаба переколола себе бока и живот о шипы.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде,: она уже наелась и собралась отдыхать…..
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежно розовых лепестков и всё смотрела и смотрела.
Группа «Мальчик».
Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник( это был его цветник, потому что в этот заброшенное место , никто кроме него не ходил).
Придя в него, он садился на солнышке, на старую деревянную скамейку и начинал читать принесенную с собой книжку.
Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость , когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка.
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок…Он лежал в постели, ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек.
Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся..Он вдыхал в себя нежный запах и ,счастливо улыбаясь, прошептал:
- Ах, как хорошо!
Группа «Сестра»
Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила
что – нибудь и изредка поглядывала на брата.
Когда мальчик заболел, по-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему трудно было поднять свою исхудалую голову.
Сестра наклоняется, целует брата в бледную щёку и при этом незаметно стирает слезинку.
Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Она давно уже не выходила из комнаты, и от свежего воздуха у нее закружилась слегка голова.
Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок. Схватив ветку, девушка сильно тряхнула её, жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом.
Девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.
Когда ставила на стол розу , молодая девушка поднесла к губам и поцеловала.
Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим проишествием в жизни розы.
Каким изобразил Гаршин майское утро?
(Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).
Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.
(Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).
Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.
(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).
А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.
(Она молилась).
(Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).