Урок литературного чтения в 4 классе.
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление пpaвил взаимодействия в паре и группе; личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: слайды: выставка книг М.М. Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями.
Структура урока.
1.Этап мотивации. Критерии оценивания
Сегодня на уроке можно получить положительные оценки за выразительное чтение, за активное участие в беседе по содержанию произведения, за ответы на вопросы теста.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
2.Этап актуализации знаний.
Речевая разминка
Скороговорки. (новая, повторение старых)
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
а. Игра «Половинки». (Работа в парах).
Карточки со словами лайка, сорока разрезаны на две части: ла – йка, сор – ока. Составить из половинок слова.
- Кто такая лайка?
- Что вы знаете о сороках? ( Сообщение учащегося о сороках)
Сороки
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос ее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.
Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый как веер, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.
Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.
Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле человека. Птица эта осторожна, но постоянно на виду.
Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.
б. Игра «Пол - арбуза».
( По половине узнать слово «Выскочка», напечатанное на карточках)
4. Этап целеполагания.
- Ребята, а как вы думаете, кого называют в народе “выскочкой”?
(Выскочка – это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. Кто лезет вперед).
Словарная работа. Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.
«Выскочка» - название произведения, над которым мы будем работать на уроке.
- При чём тут слова, которые мы сложили?
- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (на экране – рисунки собаки и сороки). (Слайд 4)
Тема: О животных.
5. Этап открытия нового.
Откройте «Содержание» учебника, узнайте, кто его написал.
- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Глядя на его портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (Слайд 2) (добрый , внимательный взгляд)
- М.М. Пришвин был влюблён в свою Родину, её красоту, в леса, поля, реки и озёра, её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир.
Посмотрите на книги Пришвина. О чём они? (Слайд 5 - 13)
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.
Слова М. М. Пришвина (написаны на доске) «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только думаю». М. Пришвин. (Можно слайд 1)
- Как вы думаете, почему эти слова я выписала на доску?
- Что может произойти в рассказе с таким названием? (трагедия, неприятный случай).
– Определите цели урока. (Анализ произведения, отработка выразительного чтения)
(Читают рассказ хорошо читающие учащиеся)
6. Этап первичного закрепления.
а. Беседа.
- Почему рассказ называется «Выскочка»? (Одна сорока решила выделиться среди других).
- Назовите героев этого рассказа. (Вьюшка, Выскочка и стая сорок).
- Кто из героев вам понравился больше всего? А почему? (Дети высказывают свое мнение.)
- От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора).
- Какова главная мысль рассказа? (Не считать других глупее себя).
- Приходилось ли вам самим наблюдать за жизнью животных?
б. Словарно - лексическая работа.
- Нам встретились незнакомые выражения, предлагаю поработать над ними.
Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп».
* Соедините слова и выражения с их значением:
- нашла подходящее время
– искоса
– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
– не умная, глуповатая
- не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
- постоянное настороженное внимание. ( Проверка).
* Подберите синонимы к словам:
срам- разноцветный.
бдительность- стыд, позор
радужный –зоркость, настороженность (Проверка)
7. Этап включения в систему знаний.
а. «Чтение с остановками».
- На сколько частей можно поделить рассказ, и какие?
1. Весёлая собачка Вьюшка.
2. В семье не без урода. Замысел Выскочки.
3. Выскочка без хвоста. Где хвост?
Учитель: Мы сегодня на уроке применим один из способов работы с текстом – чтение с остановками. Прочитаем вслух I часть рассказа с. 92
Прежде чем прочитать, подумаем, как именно мы будем читать? Какую цель поставим перед чтением рассказа? (При чтении будем учитывать трудные слова, ударения в словах. Читаем текст, стараясь представить картину читаемого).
(Читаем по «цепочке»)
Тестирование (Тест напечатан на карточках).
- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.
1. Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р. Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о. Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
4. Чем хотели завладеть сороки?
а) косточкой б) кусочком мяса
Проверка теста. Проверьте себя
Читаем по «цепочке» вслух. 2 часть с.93
Вопросы после 2 остановки.
Мы прочитали II часть. Что же случилось?
Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость?
Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась?
А как про таких говорят?
Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?
А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?
Чем заканчивается II часть?
Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события, на ваш взгляд?
ФИЗМИНУТКА
Работаем над III частью рассказа. Прочитайте шепотом рассказ до конца. «Жужжащее» чтение»
Выборочное чтение
- Какой момент в рассказе вам кажется самым напряженным? Прочитайте его.
- Найдите в ходе чтения, отрывок, который подходит к иллюстрации данной в учебнике на стр. 94.
- Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Прочитайте этот эпизод.
Анализ произведения.
Давайте вспомним литературные приёмы (доска с обратной стороны)
Сравнение
Описание
Противопоставление
Метафора
- Обратимся к тексту. Прочитайте описание Вьюшки.
- Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки?
(Автор использует сравнение: «...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».)
- Как автор относится к Вьюшке?
(Писатель относится к Вьюшке с любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
- Какие художественные средства использует автор для описания Выскочки?
Эпитеты:
Радужный, длинный сорочий хвост; блестящая, пестрая, проворная.
- Найдите в тексте противопоставление.
– Противопоставление: «шесть сорок и одна».
– Какую роль играет метафора?
(Метафора используется для создания ярких образов).
Метафора: «повели правильное наступление».
Метафоры: Воровка яиц; острый кинжал (хвост); с пыльцой в голове.
Самостоятельная работа учащихся (3 мин)
Составление паспорта. Два героя «Вьюшка» и «Выскочка» (на партах листы бумаги)
8. Этап подведения итогов урока.
- Вспомним начало урока. Почему М.М. Пришвина называют певцом природы.(Писатель понимал язык природы и воспевал её красоту в своих произведениях).
- За что же автор назвал сороку Выскочкой?
(Писатель назвал главного героя – сороку «Выскочкой», так как она была самой смелой, ловкой, сообразительной (как она себя считала) среди других сорок.)
- Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли быть таким?
- Давайте сравним, какой была Выскочка до схватки с Вьюшкой и после нее.
(В начале – заносчивая, гордая, храбрая.
В конце – жалкая, общипанная, без хвоста.)
- Какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (Стыд)
- М. М. Пришвин желал показать нам характер главных героев. Кто из героев вызывает сострадание? (Сорока)
- Ребята, кто из вас знает, что такое сострадание? (Свободные высказывания детей)
- Вот какое определение дает нам толковый словарь:
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь
- Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
- Считаете ли вы, что сорока – глупая птица? Почему? (Ответы детей))
- Сорока совсем не глупая птица, хотя её поведение нельзя назвать хорошим.
- Как вы думаете, почему писатель написал этот рассказ? Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Над чем ты задумался на уроке.
Вывод: - (Нужно действовать в определенных ситуациях сообща, а не так как тебе самому нравится)
- Нужно быть всегда вместе, держаться друг за друга.
(Главная мысль рассказа. Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак.)
- Выберите наиболее точную пословицу для раскрытия смысла этого рассказа. Слайд 14.
«Один якал, якал, да и заплакал».
9.Этап рефлексии и оценивания. Синквейн
Сорока.
2. ловкая, глупая, проворная
3. Летала, потеряла, воровала.
4. Выскочка осталась без хвоста.
5. Выскочка.
Вьюшка.
Сторожевая, умная.
Охраняла, охотилась, слушалась.
Вьющка обхитрила сороку.
Собака..
10. Этап ознакомления с домашним заданием
Придумать продолжение рассказа или приготовить пересказ от имени главного героя