ТЕМА УРОКА: «Рассказ В.А. Осеевой «Хорошее».
Предмет: Литературное чтение.
Раздел: «Я и мои друзья».
Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи:
1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.
2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.
3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
Ожидаемые результаты:
- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
- уметь находить главную мысль произведения;
- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование:
Демонстрационный экран, презентация, карточки для работы в пара
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК
- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!
- Садитесь!
Работаем - старательно,
Слушаем - внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
2. Речевая разминка (скороговорка) слайд
- Чтобы наша речь была выразительной и эмоциональной, проговорим скороговорку с разной интонацией, с опорой на картинки. Послушайте внимательно! (читаю сама).
Наши руки были в мыле, - с удивлением
Мы посуду сами мыли, - с грустью
Мы посуду мыли сами, - со злостью
Помогали нашей маме. - с радостью
-Прочитаем скороговорку шепотом вместе, четко проговаривая слова.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Волшебные слова
- А какое слово вам говорит мама за помощь?
(Спасибо)
-Что это за слово? (волшебное, вежливое слово)
-А какие еще вежливые слова вы знаете?
- Для чего людям нужно говорить вежливые слова?
(Когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе, хорошее отношение к людям)
-К сожалению, в наши дни люди часто забывают говорить друг другу эти
добрые слова.
(презентация)
- Я сегодня хочу побыть немного волшебницей и предлагаю всем вместе отправиться в необычную страну, её нет на карте,
однако она существует! Это - страна доброты.
Давайте хором скажем заклинание – 1,2,3 – летим в страну доброты!
(слайд 3)
-Итак, мы с вами попали в страну Доброты.
2. Проверка домашнего задания
- Первая наша остановка – «Волшебное слово». Как вы думаете, почему эта остановка так называется?
- Что вам было задано?
(Выразительно читать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово)
(слайд 4)
- Как звали главного героя рассказа?
- Кого мальчик встретил в парке?
- Найдите и прочитайте отрывок, к иллюстрации.
- Чему нас научил этот рассказ?
(употреблять в речи волшебные слова)
- Правильно. И все эти слова, посмотрите, находятся перед вами. Это чтобы мы о них не забывали , общаясь с другими людьми.
III. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)
- А вот остановка «Письмо». Что же это за остановка? Ребята, это письмо из прошлого!
Слайд 6
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
- Как вы думаете, от кого это письмо?
Слайд 7
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
Слайд 8
-Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве В. Осеевой?
-Давайте послушаем, что о ней нам расскажет Давид.
- В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для детей – стихи, сказки, короткие рассказы.
- Слушая Давида, мы с вами добрались до новой остановки. Но она без названия. В стране Доброты Валентина Осеева нас хочет познакомить с новым рассказом.
А как его название, вы мне скажете сами, выполнив задание.
-Посмотрите на доску.
-Расположите цифры в порядке возрастания, и вы узнаете название рассказа.
о
х
р
о
ш
е
е
1
1 2 3 4 5 6 7
-Какое слово у нас получилось?
-Кто мне скажет, как называется наша остановка?
(рассказ Осеевой «Хорошее»)
- Какая тема нашего урока? В.Осеева «Хорошее»
- Давайте вместе поставим задачи к уроку. Посмотрите на экран.
Слайд 9
- Сегодня на уроке мы познакомимся … (с новым произведением В.А.Осеевой).
- Будем учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
- Проанализируем … (поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своем произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
- Сейчас мы прослушаем рассказ в исполнении учеников 2 класса Рязанской школы.
(слайд 10)
IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Понравился рассказ?
- Скажите о чем это произведение, используя запись на слайде:
- Это произведение о том, как Юра… мечтал совершить хорошие поступки.
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.
-Прежде чем читать рассказ, давайте прочитаем вместе сложные для чтения слова
Слайд 11
За-хо-те-лось – захотелось
О-би-де-лась - обиделась
За-стре-лил – застрелил
Тре-зор-ка - Трезорка
Слайд 12
- В тексте много слов, которые мы будем читать с орфоэпическим произношением:
Пишется - солнце – а прочитаем [сонце]
что-нибудь [што нибуть]
что[што], его[ево], у него [у нево]
-Повторите за мной!
- Давайте хором повторим наше правило, которое мы используем, когда читаем!
(чтение правила хором)
- Ребята, прежде чем читать, обратите внимание на парту, у каждого есть буква, которая напомнит вам, какие звуки у вас уже поставлены и вы их должны правильно произносить.
-Читаем по цепочке по 1 предложению.
- Как мы с вами сейчас читали? (по цепочке)
Выборочное чтение
- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале.
(Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом?
(Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте, о чем он еще мечтал?
(Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры?
( Мечты у Юры были хорошие)
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- А кто скажет, кто такой герой?
Слайд 14
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
- По какой стране мы с вами путешествуем?
- И следующая остановка – ФИЗМИНУТКА (под песню Барбариков)
Слайд 16
- Садитесь! Продолжим наше путешествие.
-Наша следующая остановка – «Дружба». На этой остановке мы будем работать дружно в парах.
-Ребята! Как называется страна, по которой мы с вами путешествуем?
(Страна Доброты)
- Мы сейчас с вами подберем синонимы к этому слову.
-Давайте вспомним, что такое синоним? (Слова, которые звучат и пишутся по разному, но близкие по значению).
- Достаньте из конвертов листочки. Посмотрите, на них записаны слова.
- Подчеркните слова-синонимы к слову «Доброта».
- Обменяйтесь листочками, сделайте взаимопроверку.
- Вам надо выбрать из предложения по 1 глаголу и подобрать к нему слова-синонимы.
- Как мы сейчас работали?
3. Чтение по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
- За автора читает -
за Юру –
за сестру –
за маму –
за няню –
за Трезора –
4.Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
5. Вторичное закрепление.
1.- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер.
Слайд 18
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
-Молодцы! С каким рассказом мы познакомились?
-Кто автор произведения?
- Какая основная мысль этого рассказа?
- Посмотрите, сколько еще хороших книг В. Осеевой вы можете прочитать!
Слайд 19
V. ИТОГ УРОКА. САМООЦЕНКА.
- Наше путешествие по стране Доброты подошло к концу.
- Давайте вспомним, на каких остановках мы с вами останавливались?
(«Волшебное слово», «Письмо», «Хорошее», физминутка, «Дружба»)
– Чему же нас учит рассказ Валентины Осеевой? (Он учит нас совершать хорошие поступки)
-Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали! Посмотрите внимательно и скажите, на чем написаны названия остановок?
(на сердечках)
- А почему именно на сердце? Где живет доброта в каждом из нас?
- Правильно! Каждый человек, это маленькая страна Доброты и пусть она живет в каждом человеке, который каждый день совершает Добрые дела.
Слайд (песня «Дорогою добра»)
- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу. Кто считает, что он активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы, поднимите и поверните ко мне улыбающееся сердечко.
А кто считает, что ему надо быть активней на уроке и в следующий раз лучше постараться, поверните ко мне сердечко с задумчивым видом.
VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» .
2.Подготовить пересказ от 1 лица.
-Спасибо за урок!
11