СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "В. Осеева "Хорошее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения 2 класс по произведению В. Осеевой "Хорошее"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "В. Осеева "Хорошее"»

ТЕМА УРОКА: «Рассказ В.А. Осеевой «Хорошее».

Предмет: Литературное чтение.

Раздел: «Я и мои друзья».

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Ожидаемые результаты:

- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

- уметь находить главную мысль произведения;

- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.


Формы организации работы детей:

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование:

Демонстрационный экран, презентация, карточки для работы в пара

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК

- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

- Садитесь!


Работаем - старательно,

Слушаем - внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2. Речевая разминка (скороговорка) слайд

- Чтобы наша речь была выразительной и эмоциональной, проговорим скороговорку с разной интонацией, с опорой на картинки. Послушайте внимательно! (читаю сама).


Наши руки были в мыле, - с удивлением

Мы посуду сами мыли, - с грустью

Мы посуду мыли сами, - со злостью

Помогали нашей маме. - с радостью


-Прочитаем скороговорку шепотом вместе, четко проговаривая слова.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Волшебные слова

- А какое слово вам говорит мама за помощь?

(Спасибо)

-Что это за слово? (волшебное, вежливое слово)

-А какие еще вежливые слова вы знаете?

- Для чего людям нужно говорить вежливые слова?

(Когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе, хорошее отношение к людям)

-К сожалению, в наши дни люди часто забывают говорить друг другу эти

добрые слова.

(презентация)

- Я сегодня хочу побыть немного волшебницей и предлагаю всем вместе отправиться в необычную страну, её нет на карте,
однако она существует! Это - страна доброты.

Давайте хором скажем заклинание – 1,2,3 – летим в страну доброты!

(слайд 3)

-Итак, мы с вами попали в страну Доброты.

2. Проверка домашнего задания

- Первая наша остановка – «Волшебное слово». Как вы думаете, почему эта остановка так называется?

- Что вам было задано?

(Выразительно читать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово)

(слайд 4)

- Как звали главного героя рассказа?

- Кого мальчик встретил в парке?

- Найдите и прочитайте отрывок, к иллюстрации.

- Чему нас научил этот рассказ?

(употреблять в речи волшебные слова)

- Правильно. И все эти слова, посмотрите, находятся перед вами. Это чтобы мы о них не забывали , общаясь с другими людьми.



III. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)

- А вот остановка «Письмо». Что же это за остановка? Ребята, это письмо из прошлого!

Слайд 6

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

- Как вы думаете, от кого это письмо?

Слайд 7

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.



Слайд 8

-Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве В. Осеевой?

-Давайте послушаем, что о ней нам расскажет Давид.

- В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для детей – стихи, сказки, короткие рассказы.


- Слушая Давида, мы с вами добрались до новой остановки. Но она без названия. В стране Доброты Валентина Осеева нас хочет познакомить с новым рассказом.

А как его название, вы мне скажете сами, выполнив задание.

-Посмотрите на доску.

-Расположите цифры в порядке возрастания, и вы узнаете название рассказа.

о

х

р

о

ш

е

е



1

1 2 3 4 5 6 7

-Какое слово у нас получилось?

-Кто мне скажет, как называется наша остановка?

(рассказ Осеевой «Хорошее»)

- Какая тема нашего урока? В.Осеева «Хорошее»

- Давайте вместе поставим задачи к уроку. Посмотрите на экран.



Слайд 9

- Сегодня на уроке мы познакомимся(с новым произведением В.А.Осеевой).

- Будем учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).

- Проанализируем … (поступки героя).

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своем произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?

- Сейчас мы прослушаем рассказ в исполнении учеников 2 класса Рязанской школы.

(слайд 10)


IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Понравился рассказ?

- Скажите о чем это произведение, используя запись на слайде:

- Это произведение о том, как Юра… мечтал совершить хорошие поступки.

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?


2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.

-Прежде чем читать рассказ, давайте прочитаем вместе сложные для чтения слова

Слайд 11

За-хо-те-лось – захотелось

О-би-де-лась - обиделась

За-стре-лил – застрелил

Тре-зор-ка - Трезорка


Слайд 12

- В тексте много слов, которые мы будем читать с орфоэпическим произношением:

Пишется - солнце – а прочитаем [сонце]

что-нибудь [што нибуть]

что[што], его[ево], у него [у нево]


-Повторите за мной!

- Давайте хором повторим наше правило, которое мы используем, когда читаем!

(чтение правила хором)

- Ребята, прежде чем читать, обратите внимание на парту, у каждого есть буква, которая напомнит вам, какие звуки у вас уже поставлены и вы их должны правильно произносить.

-Читаем по цепочке по 1 предложению.

- Как мы с вами сейчас читали? (по цепочке)


Выборочное чтение

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале.

(Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом?

(Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал?

(Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры?

( Мечты у Юры были хорошие)

- Хотел ли он что-то сделать для себя?

- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

- А кто скажет, кто такой герой?


Слайд 14

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)


- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

- По какой стране мы с вами путешествуем?


- И следующая остановка – ФИЗМИНУТКА (под песню Барбариков)

Слайд 16

- Садитесь! Продолжим наше путешествие.

-Наша следующая остановка – «Дружба». На этой остановке мы будем работать дружно в парах.

-Ребята! Как называется страна, по которой мы с вами путешествуем?

(Страна Доброты)

- Мы сейчас с вами подберем синонимы к этому слову.

-Давайте вспомним, что такое синоним? (Слова, которые звучат и пишутся по разному, но близкие по значению).

- Достаньте из конвертов листочки. Посмотрите, на них записаны слова.

- Подчеркните слова-синонимы к слову «Доброта».

- Обменяйтесь листочками, сделайте взаимопроверку.

- Вам надо выбрать из предложения по 1 глаголу и подобрать к нему слова-синонимы.

- Как мы сейчас работали?

3. Чтение по ролям.

- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)

- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

- За автора читает -

за Юру –

за сестру –

за маму –

за няню –

за Трезора –


4.Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.


5. Вторичное закрепление.

1.- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?

- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер.


Слайд 18

1 «Вот если бы на няню…» 3

2 «Вот если бы Трезорка…» 4

3 «Что, если б моя сестренка…» 2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1

-Молодцы! С каким рассказом мы познакомились?

-Кто автор произведения?

- Какая основная мысль этого рассказа?

- Посмотрите, сколько еще хороших книг В. Осеевой вы можете прочитать!

Слайд 19

V. ИТОГ УРОКА. САМООЦЕНКА.

- Наше путешествие по стране Доброты подошло к концу.

- Давайте вспомним, на каких остановках мы с вами останавливались?

(«Волшебное слово», «Письмо», «Хорошее», физминутка, «Дружба»)

– Чему же нас учит рассказ Валентины Осеевой? (Он учит нас совершать хорошие поступки)


-Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали! Посмотрите внимательно и скажите, на чем написаны названия остановок?

(на сердечках)

- А почему именно на сердце? Где живет доброта в каждом из нас?

- Правильно! Каждый человек, это маленькая страна Доброты и пусть она живет в каждом человеке, который каждый день совершает Добрые дела.



Слайд (песня «Дорогою добра»)

- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу. Кто считает, что он активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы, поднимите и поверните ко мне улыбающееся сердечко.

А кто считает, что ему надо быть активней на уроке и в следующий раз лучше постараться, поверните ко мне сердечко с задумчивым видом.


VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» .

2.Подготовить пересказ от 1 лица.

-Спасибо за урок!



11