СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "В. Осеева «Волшебное слово»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через произведение проходит воспитание духовно-нравственных качеств личностей, такое как нравственность, умение анализировать свои поступки и сравнивать на своих примерах.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "В. Осеева «Волшебное слово»"»

Краткосрочный план урока

Предмет: «Литературное чтение

Класс: 4

Школа: КГУ «Тобольская средняя школа № 116»

Ф.И.О учителя: Кучеренко Галина Анатольевна

Дата:

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово»

Сквозная тема: Ценности


Количество присутствующих: 16

Количество отсутствующих:0

Цели обучения (ЦО) из долгосрочного плана

4.1.1.1 формулировать вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечать на открытые вопросы
4.2.7.1 сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода

4.3.2.1 писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета)

Цели урока

Все учащиеся: зададут вопросы по содержанию произведения; сопоставят события, найдут события, лежащее в основе эпизода; составят творческие работы разных жанров на основе прочитанного, заменяя литературных героев на сказочных.

Большинство учащиеся: зададут вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков; сопоставят события и чувства героев, находят событие, лежащее в основе эпизода; составят творческие работы разных жанров с добавлением новых героев.

Некоторые учащиеся: зададут вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и ответят на открытые вопросы; сопоставят события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; найдут и проанализируют событие, лежащее в основе эпизода; составят творческую работу в форме разных жанров на основе прочитанного с добавлением нового сюжета.

Критерии оценивания

-учащиеся формулируют вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечают на открытые вопросы;

-учащиеся сравнивают события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находят и анализируют событие, лежащее в основе эпизода;

- учащиеся пишут творческую работу разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета).


Языковая цель

Учащиеся задают вопросы по тексту, дают развернутые ответы, аргументируют свои мысли, передавая события и чувства, пишут творческие работы по произведению.

Основные термины и словосочетания:

Ценности, волшебные слова, вежливость.

Вопросы для обсуждения:

-Как волшебное слово помогает в жизненных ситуациях?

-Помогали ли тебе волшебные слова в жизни?

Полиязычие: пожалуйста- сізді құттықтаймыз- you are welcome

Формирование ценностей

Через произведение проходит воспитание духовно-нравственных качеств личностей, такое как нравственность, умение анализировать свои поступки и сравнивать на своих примерах.

Здоровье сберегающие технологии и соблюдение техники безопасности

Оздоровительная физминутка «Пожалуйста».

Межпредметные связи

Самопознание, русский язык.

Навыки использование ИКТ


Предыдущие знания

Формулирование вопросов для установления причинно-следственных связей, поступков, ответы на открытые вопросы; беглое, сознательное чтение.





Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность учащихся на уроке

Ресурсы

Начало урока

1 минута
















3 мин








1 мин




























1 мин

Организационно –психологический настрой (через высказывание). (КР)

На доске высказывание Жан –Жак Руссо – французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы …… (умные), как хорошо умеете…. (работать), если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремитесь к их достижению»

- А достигать новые цели нам нужно для того, чтобы быть… (успешными). Итак, желаю вам на уроке успехов!


Деление на группы: Стратегия «Собери литературные приемы»

Ребята, возьмите одну из карточек, прочитайте и определите к какому приёму относится и объединитесь в группы (олицетворение, сравнение, эпитет, фразеологизм).


Активный стартер

Стратегия «Анализ фактов»

Определите по характеристике жанр произведения


Сказка

Рассказ

- вымысел

-время и места не имеют значения

-не раскрывается внутренний мир героя

- строгая композиция

- всегда счастливый конец

- небольшое по объёму повествовательное произведение

-небольшое количество героев

-изображение кратковременных событий

-сжатость содержания

-документальность отличает этот жанр


Ка вы думаете, какова тема урока?


Итак, сегодня мы работаем с литературным жанром –рассказ

Определите цели урока.


Стратегия «Корректурная проба» (ИР)

Ребята, а, чтобы узнать, с каким рассказом мы будем работать на уроке – надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать?

О чём пойдёт речь в рассказе?

Назовите этого писателя.


Плакат. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы ……, как хорошо умеете…, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремитесь к их достижению».


Вы - талантливые дети! ...

http://ddt.obraleksin.ru/news/476/%D0%B2%D1%8B-%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8



Карточки, на которых написаны предложения, в которых нужно определить литературные приёмы.





Сравнительная характеристика (по фактам, характеризующим жанр).



Понятие сказка, рассказ

https://mydocx.ru/11-32419.html






















ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО






Портрет В. Осеевой

Середина урока

6 мин












































1мин



















5 мин



















1 мин




















15 мин






































































2 мин

Работа с биографией В. Осеевой

Задание (ПР)

Задайте вопросы по биографии В. Осеевой и ответьте на открытые вопросы; сопоставьте события из ранней и зрелой жизни автора, найдите событие, лежащее в основе биографии; составьте творческую работу в виде основных событий из жизни писательницы, краткого рассказа.

Критерии оценивания

Дескрипторы

- учащиеся формулируют вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечают на открытые вопросы;

- учащиеся сравнивают события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находят и анализируют событие, лежащее в основе эпизода

- учащиеся пишут творческую работу разных жанров на основе прочитанного.


Все учащиеся: задают вопросы по биографии Осеевой; сопоставляют события из ранней и зрелой жизни автора; составляют творческую работу в виде основных событий из жизни писательницы

Большинство учащиеся: задают и отвечают на открытые вопросы; находят событие, лежащее в основе биографии; составляют творческую работу в виде краткого рассказа.



Стратегия «Такие разные вопросы» и «Прочти вслух и выскажись» и «Постирали белье»

ФО «Волшебная дверь - замок»

ОС




-Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще?

-как по другому их называют?

-В чем их волшебство?

-что значит быть вежливым?

Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе?




Задание(КР)

-Прочтите рассказ «Волшебное слово»

и ответьте на вопросы по содержанию.

-о ком рассказ?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа?

-Что изменилось после встречи со стариком?

-Так о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

-А чем же волшебство?

-А разве это слово изменило отношение окружающих Павлику?

-Тогда почему писательница назвала рассказ именно «Волшебное слово»



Физкультурно-оздоровительная минутка

А теперь давайте отдохнем с волшебным словом.

Игра называется «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны их выполнять тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если же вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.


Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Приседаем! Хлопаем в ладошки!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, сели на свои места!


Задания (ГР) (дифференцированные)

Задание для 1, 2 группы (все)

Задайте вопросы по произведению, сопоставьте события, происходящие в произведении; напишите рассказ в жанре сказки, заменяя литературных героев на сказочных героев.

Задание для 3, 4 группы (большинство)

Составьте причинно-следственные связи поступков героев; сопоставьте чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; напишите рассказ с добавлением новых героев.

Задание для 5 группы (некоторые)

Составьте и ответьте на открытые вопросы, найдите и проанализируйте событие, лежащее в основе произведения, напишите рассказ с добавлением нового сюжета.



Критерии оценивания

Дескрипторы

-учащиеся формулируют вопросы для установления причинно-следственных связей, явлений, поступков и отвечают на открытые вопросы;

-учащиеся сравнивают события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находят и анализируют событие, лежащее в основе эпизода;

- учащиеся пишут творческую работу разных жанров на основе прочитанного произведения.


Все учащиеся: задают вопросы по произведению, сопоставляют события, происходящие в произведении; пишут рассказ в жанре сказки, заменяя литературных героев на сказочных героев.

Большинство учащиеся: составляют причинно-следственные связи поступков героев; сопоставляют чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; пишут рассказ с добавлением новых героев.

Некоторые учащиеся: составляют и отвечают на открытые вопросы, находят и анализируют событие, лежащее в основе произведения, пишут рассказ с добавлением нового сюжета.



Стратегия «Фишбоун»

ФО «2 звезды – одно пожелание»





Листы с биографией для каждой пары













































«Такие разные вопросы» - Учащиеся задают вопросы к тексту и отвечают на них.


«Прочти вслух и выскажись» - читают события, высказываются.


«Постираем белье» -защитить свое выступление.


Дверь открыта – справился с заданием.

Дверь закрыта – те, кто имел затруднения

Замок – все задание выполнено с ошибками.



















Физминутка «Пожалуйста»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/04/22/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literaturnogo-chteniya-3-klass

















(Учащиеся в группах выполняют дифференцированное задание, состав группы защищают свою работу).

































































Суть метода - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.


Учащиеся отмечают два положительных момента и высказывают одну рекомендацию, чтобы работа была интереснее.


2 мин





Рефлексия «Волшебное солнышко»

«Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)










Длинный лучик – все получилось

Средний лучик-остались вопросы

Короткий лучик-были трудности, нужна помощь

2 мин

Домашнее задание

Составить тестовые вопросы к произведению В. Осеевой «Волшебное слово»

1 уровень

Составьте 5-10 тестовых вопроса

2 уровень

Составьте 5 тестовых вопроса открытого характера и 5 тестовых вопросов закрытого характера

3 уровень

-составьте 5-10 тестовых вопросов с ловушками



Рефлексия учителя по проведённому уроку

1) Количество учащихся достигших и не достигших ЦО?

2) Если не достигли, то почему?

3) Какие отклонения были от плана урока, почему?



Общая оценка


Какие приемы и методы были наиболее эффективны для достижения цели обучения?

1:

2:


Что могло бы способствовать улучшению урока?

1:

2:


Чему нужно уделить внимание на следующих уроках (достижения и затруднения отдельных учеников, класса)?

1:

2: