СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы Красноярского края "Региональная литература. Фольклор народов Севера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вводным в курсе изучения литературы Красноярского края в 5 классе. Урок знакомит обучающихся с термином "региональная литература", а также с особенностями фольклорных произведений (легенд, пословиц и поговорок) эвенкийского народа, проживающего на территории Красноярского края. Урок имеет и воспитательную цель - призван воспитать у пятиклассников любовь к малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы Красноярского края "Региональная литература. Фольклор народов Севера"»

Урок литературы Красноярского края (5 класс)


Предмет: литература Красноярского края

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Количество учебных часов: 1

Тема урока: Знакомство с понятием «региональная литература». Фольклор народов Севера.

Цель урока: сформировать понимание значимости региональной литературы в общем современном литературном процессе.

Задачи урока:

- обучающие: познакомить пятиклассников с понятием «региональная литература», выявить особенности фольклора народов Севера, населяющих территорию Красноярского края;

- развивающие: развить и расширить представление пятиклассников о региональной литературе как литературе малой родины, которой присущи как общие черты отечественной, так и специфические черты местной литературы;

- воспитательные: воспитание нравственных качеств, патриотизма через любовь к малой родине, к родному краю, к родному дому, к близким людям.

Планируемые результаты:

- личностные: сформировать понимание значимости региональной литературы и фольклора малой родины;

- метапредметные:

а) регулятивные: формирование целеполагания, рефлексия;

а) коммуникативные: планирование совместного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

в) познавательные: поиск необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение;

- предметные: формирование целостных знаний о родном крае, региональных авторах, развитие творческих и исследовательских умений, позволяющих повысить функциональную грамотность обучающихся.

Формы урока: индивидуальная, групповая, в парах

Оборудование: раздаточный материал по теме урока (текст легенды, таблицы для заполнения)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Учитель желает обучающимся плодотворной работы на уроке.

  2. Проверка домашнего задания. Выставка творческих работ (рисунков, книжек-малышек) обучающихся по ранее изученным произведениям малых жанров устного народного творчества в рамках предмета «литература».

  3. Актуализация знаний. Слово учителя:

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами начнём знакомство с литературой, нам очень близкой, потому что это та литература, которая создавалась непосредственно вокруг нас, т.е. в Красноярском крае, на нашей малой родине.

Безусловно, многие из вас слышали такие имена русских писателей, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, и др. А кто сможет назвать имена писателей, живших или живущих в Красноярском крае? (Возможно, кто-то из пятиклассников вспомнит имя В.П. Астафьева.) И всё?! Обидно. Писателей с мировыми именами, именами, известными всей России, мы помним и знаем, как и произведения этих писателей. А вот писателей-земляков, создававших лирические, прозаические и драматические произведения на нашей земле, на территории любимого края, не знаем. Стыдно. Стыдно и обидно. Нужно срочно восполнить пробел в наших знаниях. Именно поэтому мы начинаем с вами цикл уроков «Литература Красноярского края» или «Региональная литература».

  1. Постановка цели урока.

Вопрос:

- А как вы понимаете смысл таких выражений: «мировая литература», «отечественная литература», «региональная литература»?

Мировая литература – совокупность памятников литературного творчества, оставивших определенный след в истории литературы и попавших в поле изучения и критики литературоведов.

Отечественная литература – литература, созданная писателями, поэтами и драматургами определенной страны на государственном (национальном) языке.

Региональная литература - совокупность текстов, созданных местными авторами и востребованных местными читателями, словом, все то, что составляет письменную и устную традицию края (или области). Региональная литература – это система текстов, функционирующих в контексте определенной культурной традиции.

  1. Изучение нового материала. Запомним эти имена:

- Виктор Петрович Астафьев

- Виктор Иванович Ермаков

- Анатолий Ефимович Зябрев

- Эдуард Иванович Русаков

- Александр Илларионович Щербаков

- Николай Николаевич Ерёмин

- Анатолий Иванович Третьяков

- Роман Харисович Солнцев

- Николай Станиславович Устинович

Нет, это не все имена поэтов и писателей Красноярского края. Но для начала, думаю, достаточно.

  1. Изучение нового материала. Народы нашего края и их фольклор.

Наш край большой и могучий. Народы его населяющие имеют древнюю и богатую культуру. И самих народов и народностей, населяющих край, великое множество. Вот как о нашем крае сказал поэт Лев Ошанин:

На три тысячи вёрст он разлёгся в длину

Обойти и объехать такое не просто…

Чуть не тысяча штук Люксембургов ему,

Десять полных Великобританий по росту.

А какой он? Он разный…

Устав от степей,

Хочешь в горы? Ступай в грозовые Саяны!

Хочешь реки? С обрыва ныряй в Енисей!

Хочешь море? Два шага до океана!

Вы помните, что огромное значение для народа имел фольклор (УНТ). Именно с произведений устного народного творчества берёт своё начало литература. Мы изучали с вами на уроках литературы особенности фольклорных произведений, называли жанры фольклора.

Сегодня мы поговорим о фольклоре малого народа, проживающего на севере красноярского края, фольклоре эвенков. Этот народ, как я уже сказал, населяет северные территории Красноярского края. А самую Эвенкию называют землёй, отмеченной небом, т.к. именно здесь в начале ХХ века упал Тунгусский метеорит.

Великую мудрость небольшого северного народа выражают издавна легенды, сказки, пословицы, загадки, которые до сих пор эвенки передают из поколения в поколение.

Жанры эвенкийского фольклора



сказания легенды песни пословицы поговорки загадки

Обращение учителя к выставке рисунков обучающихся (оценка выполненного домашнего задания).

Сопоставление малых жанров фольклора в отечественной литературе с малыми жанрами фольклора эвенков.

Вопрос:

- Как вы думаете, ребята, почему у русского и эвенкийского народов малые жанры фольклора совпадают, т.е. представлены произведениями УНТ, ведь народы разные?

  1. Изучение нового материала. Работа с текстом. Чтение легенды «Хеладан».

Слово учителя: давайте сейчас обратимся к одной из легенд эвенкийского народа, которая поможет нам понять, почему в фольклоре этого северного народа много пословиц.

Хеладан

Хеладан пошла к медведю. Медведь сказал: «Меня убей, раздели на части и положи их в разные места: на священное место в юрте, на сухое свалившееся дерево, в ямку возле юрты». Хеладан убила медведя и всё сделала так, как он говорил. Проснувшись утром, она напротив себя увидела спящих старика и старуху. На священном месте жилища играли двое детей. А снаружи бродили олени. Ямка была полна оленей. Выскочив от удивления из жилища, она увидела на сухом дереве висящие уздечки оленей. Собрала оленей, стала пробовать их крепость и силу, нажимая предплечьем. Многие из них не выдерживали её нажима и падали. Хеладан нашла маленького оленя, проверила его крепость и выносливость - он выдержал. Тогда она обуздала его, села верхом и поехала.

  1. Беседа по вопросам.

Вопросы:

- О ком говорится в этой легенде?

- Откуда произошёл олень?

- Кому он был предназначен?

В древнем эвенкийском фольклоре первочеловеком является женщина. Олень, в первую

очередь, связан с образом женщины. По сюжетам древних мифов, олени произошли из шерсти медведя и были принесены небесным духом-божеством громом. И дарится олень именно женщине, поэтому оленеводство связывают с женщиной. Наверное, поэтому эвенкийский народ создал множество пословиц о женщине. Вот несколько из них:

Женщина растит человека.

Жену потеряешь - потухнет огонь.

Муж без жены - сирота.

Многие пословицы эвенков напоминают пословицы русского человека.

  1. Закрепление изученного.

Задание: соотнесите эвенкийские пословицы и поговорки с русскими пословицами и поговорками (работа в группах или парах).


Эвенкийские пословицы

Русские народные пословицы

1. Человек родится от человека.

Яблоко от яблони недалеко падает.

2. Волк и олень вместе не уживутся.

Гусь свинье не товарищ.

3. Рано уходи на охоту - тогда будешь иметь добычу.

Кто рано встаёт, тому бог подаёт.

4. Усталому сон слаще тёплого жира.

Сон лучше всякого лекарства.

5. У мёртвых одна дорога, у живых - много.

От судьбы не уйдёшь.

6. Кому не суждено умереть, тот не умрёт.

Кому суждено сгореть, то не утонет.

7. Что отразил, подобно эху?

Слышал звон, да не знает, где он.

8. Ведёт себя тихо, хотя в животе у него черви.

В тихом омуте черти водятся.

Задание: народная эвенкийская мудрость нашла своё отражение и в загадках (работа в парах).

Отгадайте загадки. В чём их особенности?

  1. Что это? Плачет. (Дождь).

  2. Это что? Её нельзя вычерпать. (Река).

  3. Это кто? Всех умнее. (Человек).

  4. Это кто? Лучше всех. (Мать).

  5. С неба упал,

Долго лежал,

Тепло стало,

В речку убежал. (Снег).

6) Не человек, а сердитый,

Не зубы, а кусается.

Тронешь - укусит.

Пойдёшь - не отпустит. (Капкан).

(Все загадки начинаются с вопроса. Все они краткие).

  1. Заключение. Слово учителя:

Эвенкийский народ мудр, как и каждый древний народ. У эвенков существует множество примет. Вот некоторые из них.

- Не будь жадным - и не останешься одиноким.

- Первую добычу раздели с друзьями - и станешь удачливым охотником.

- Не ругай землю, если споткнёшься: не земля виновата!

- Не убивай орла, а то все птицы на тебя рассердятся.

- Не дразни старого человека, а то вырастишь глупым.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Обучающиеся выражают свои мысли, оценивают свою работу и работу одноклассников.

  2. Домашнее задание (приложение № 3):

  1. запишите в тетради названия известных вам (или вашим родителям) произведений поэтов и писателей, чьи имена мы записали в тетрадь;

  2. прочитайте сказку «Белый медведь и бурый медведь». Ответьте, в чём заключается народная мудрость, вложенная в эту сказку?


Белый медведь и бурый медведь


Однажды лесной Бурый Медведь пошел на север, к морю. В это время морской Белый

Медведь пошел по льду на юг, к земле.

У самого берега моря они встретились.

У Белого Медведя шерсть встала дыбом.

Он сказал:

Ты что это, Бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил;

- Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Гноя земля - льдина!

Белый Медведь встал па дыбы. Бурый Медведь встал на дыбы.

Они схватились, и началась борьба.

Боролись до полудня - никто не одолел. Боролись до ве­чера.

Оба упали, сели. Молчат. Первым заговорил Бурый. Он сказал:

- Ты, Бурый, оказывается, сильнее. Но я ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас

верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Белый Медведь сказал:

- Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.

Лесной Медведь сказал:

- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской Медведь сказал:

- А мне нечего делать в своих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на

своем месте и не мешать друг другу.

Лесной Медведь пошел назад, в лес. Морской Медведь остался на берегу моря.

С тех пор Хозяин леса живет в лесу, Хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.