СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему: "Сила внутренней духовной красоты в рассказе Е.И.Носова "Кукла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы. 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему: "Сила внутренней духовной красоты в рассказе Е.И.Носова "Кукла"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области











Урок литературы на тему:

«Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И.Носова «Кукла»

























2021 год





Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

  1. Кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе; совершенствовать навыки анализа текста.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: определять свое отношение к прочитанному; развивать стремление к познанию, отталкиваясь от непонятного в тексте высказывания, слова, детали текста, особенностей текста; овладеть языком искусства; развивать умение понимать произведение искусства.

Регулятивные УУД: ставить учебную цель при изучении нового материала; составлять план достижения учебной цели; действовать в соответствии с планом достижения учебной цели.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, учебник, ч.2, с.152-159, выставка книг и журнальных публикаций Е.Носова, его портрет, словари, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь лексических трудностей художественной литературы под редакцией В.И.Макарова, Н.П.Матвеевой.

Используемые технологии: системно-деятельностный подход; информационно-коммуникационные технологии; групповые, личностно ориентированные; здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы: наглядный, словесный, метод проблемного диалога.

Формы организации на уроке: фронтальные, работа в парах, индивидуальные.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

-Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

2. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на классную доску. Что мы здесь видим?

Ответы обучающихся (Это портрет курского писателя Е.И.Носова и картинка «Кукла»).

-Это верно. Да, это портрет курского писателя Е.И.Носова и картинка «Кукла».

-Скажите, ребята, какова тема будет нашего урока и цели урока.

Ответы обучающихся (Рассказ «Кукла» Е.И.Носова. Цели урока: анализ произведения.)

-Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите тему нашего урока: «Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И.Носова «Кукла».

-Дома Вы прочитали статью в учебнике «Из автобиографии». Перед статьей Вы увидели эпиграф И.Баскевича: «Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны».

- Чем знаменит Курск «с древних времен»?

(Ответы: Курск знамен6ит еще с давних веков. «А мои куряне – хоробрые воины, - говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме «Слово о полку Игореве», - под шеломами взлелеян, с конца копья вскормлены». Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.)

У: С каким важным событием Великой Отечественной фойны связана родина писателя? (Ответы: Битва на Курской дуге).

У.: Расскажите о детских годах Е.И.Носова.

У.: Сколько примерно лет было Е.И.Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом? (18 лет).

У,: Где и кем работал писатель? (Ответы).

У.: Какова главная тема его творчества? (Ответы).

Показ презентации.

- Дома Вы прочитали этот рассказ. А что такое рассказ?

Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

- Герой рассказа кто? (Акимыч, автор).

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как Вы думаете почему? (Брошенная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

- Сейчас нам прочитает стихотворение «Кукла» ученица_______________. Это стихотворение есть в вашем учебнике на стр.159.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Кукла»? Давайте, пожалуйста, составим кластер. (Человеческий образ).

- На столе у вас есть словари. Давайте проведем словарную работу и найдем слово «кукла».

4.Физминутка.

5.Беседа с классом.

- Сегодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное миром собственной души.

- Какое значение имеет начало рассказа? (Е.И.Носов сравнивает настоящее и прошлое. И это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к истории).

Групповая исследовательская работа

1 группа

Словарь лексических трудностей художественной литературы

Внапашку – внакидку.

Выгон – место, где пасется скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбимтельно издеваться.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформекнненая фуражка.

Кирзачи – сапоги кирзовые, из кирзы.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки, насиженные места.

Споро – быстро, проворно.

Стожок – куча плотно уложенного сена, соломы.

Сунул – двинул, дернулся.

Телогрейка – то же, что ватник.

Худо – зло, неприятность.

Язь – вид речной рыбы.









2 группа

Пейзажная зарисовка

О чём повествует автор

Какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают

Художественно-выразительные средства

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.



Эпитеты:











Олицетворения:











Сравнения:



3 группа

Пейзажная зарисовка

О чём повествует автор

Какие использует краски, и какие чувства эти краски вызывают

Художественно-выразительные средства

Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литве, забронзовелые язи.. ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину.



Олицетворения:














Метафора:








Сравнения:



-Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Доброе начало в природе противопоставлено жестокости, людскому бессердечию).

-Почему люди виноваты в этом? (Они стали жестокими и бессердечными).

-О какой еще жестокости пишет Е.Носов в рассказе? (Об издевательстве над куклой).

-А теперь, ребята, работа с текстом. Откройте страницу 157-158, найдем абзац: «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая, и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

-С кем при описании сравнивает Носов куклу? (С человеком).

- И всё-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо. Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины.. Вроже и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

-Какой можно сделать вывод, ребята?

(Ответы: Кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Кукла напомнила ему пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого. Что еще глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (…если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх..»)

-Ребята, к чему может привести равнодушие? (К проявлению жестокости, зла).

-Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте. (Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

-Почему же люди остались безучастными к случившемуся? (Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его, пожалуйста. («Многие претерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются».)

- Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать? (против жестокости, зла, равнодушия).

-Почему люди остались безучастными к преступлению? (У людей свои заботы, не хотят видеть боль других, равнодушные, ссылаются на сложную жизнь).

-Дети, Акимыч несет куклу закапывать, почему он это делает?

(Акимыч не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит:: «Всего не закопать…» Как вы понимаете слова Акимыча? (Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки.)

6.Рефлексия.

- Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

Слово учителя.

-Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Е.И.Носова: не быть равнодушными. Любимые герои Е.Носова всегда поступают по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо. Конечно же, писатель мечтает и нас, читателей, видеть такими же.

7.Домашнее задание.

  1. Напишите письмо людям от имени куклы.

  2. Нарисуйте обложку к книге Е.И.Носова «Кукла».

  3. Написать отзыв на рассказ Е.И.Носова «Кукла».

Приложение

Опорный лист






Кластер





Кукла







Тема урока

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист самооценки

  1. На уроке я работал

Активно/пассивно

  1. Своей работой я…

Доволен/недоволен

  1. Урок для меня показался….

Коротким/длинным

  1. За урок я…

Не устал/устал

  1. Моё настроение…

Стало лучше/стало хуже

  1. Материал урока мне был…

Понятен/непонятен

Интересен/неинтересен

Легким/трудным

  1. Домашнее задание

Легкое/трудное

Интересное/интересное

Полезное/бесполезное