АВТОР: НАФИЕВА Р.Г.,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «СТАРОДРОЖЖАНОВСКАЯ СОШ№1
ДРОЖЖАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Урок литературы в 8 классе на тему:
«Черты русского национального характера
в героях рассказа Н.С.Лескова
«Старый гений»
Гений лет не имеет – он преодолевает все,
что останавливает обыкновенные умы.
Ларошфуко
Метапредметная тема: информация и знание.
Форма проведения: комбинированный урок (обобщения изученного).
Цели урока: показать учащимся важность нравственной основы жизненных поступков в литературном произведении и в жизни, способы преобразования информации в знания.
Задачи:
Продолжить развитие представлений учащихся о роли художественной детали в произведении.
Формировать у учащихся навык анализа литературного произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение не только к закону, но и к нравственным нормам жизни.
Оформление урока:
Раздаточный материал:
– кластеры для команд;
– неологизмы Н.С. Лескова и устаревшие выражения, значения этих выражений.
Слайдовая презентация.
Репродукции иллюстраций к рассказу «Старый гений»
Ход урока
1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (На 1 слайде – тема урока).
– Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, какова тема начавшегося урока литературы, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенные на столах , и прочитать записанное на доске высказывание;
- А знаете ли вы, что объединяет все эти предметы? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?
(На 2 слайде появляется слово «гений»).
Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». А как вы определили, что это он? Вы получили информацию, сопоставили ее, и это позволило вам сделать вывод. – А как вы понимаете слово «гений»? (Учащиеся высказываются).
– В толковом словаре (В.И. Даль, С.И. Ожегов) значение этого слова объясняется так:
Высшая творческая способность.
Человек, обладающий такой способностью.
В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.
– Ребята! Это слово связано с темой нашего урока. Обратившись к истории, рассказанной Н.С. Лесковым в рассказе «Старый гений», собрав достаточное количество информации, мы постараемся узнать, какое значение и почему автор вкладывает в это слово, какими средствами создает образы героев рассказа, какие проблемы поднимает.
(На 3 слайде портрет Н.С. Лескова и эпиграф к рассказу «Старый гений»).
– Достичь цели урока нам поможет эпиграф к произведению, которым стали слова Ларошфуко:
«Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы».
Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова? (Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)
2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей сюжета произведения, характеров героев.
(Выборочная работа с текстом рассказа (в сокращении). Заполнение кластеров о героях, если учащиеся читали текст рассказа.
– Давайте в группах
I.) вспомним героев рассказа и охарактеризуем их;
*II.) познакомимся с героями и сюжетом рассказа, оценим героев.
– Вам предлагается
I.) внести в кластер ваши знания о героях произведения и познакомить с этой информацией всех остальных.
*II.) познакомиться в группах с главами из рассказа и сообщить остальным информацию о его героях и сюжете.
(Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:
1 гр. – старушка-помещица
2 гр. – великосветский франт;
3 гр. – старый гений.
– А какие из изображенных на доске предметов имеют отношение к этим литературным героям, могли бы помочь лучше их понять. Объясните свой выбор. Выскажите свое отношение к этим предметам теперь.
(Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему
. Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него.
Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.)
3. Сравнительный анализ изображений литературных персонажей. Выявление роли деталей в создании художественного образа.
– Вы вспомнили (*II. …теперь знаете) сюжет рассказа. В какой форме вы получили информацию о главных героях? (Из речи одноклассников, из графических изображений). В тексте нет описания их внешности, но вы, наверняка составили о них представление. Сравните представленные вами образы с людьми, изображенными на этих картинах. Портреты, которые вы видели, могли бы служить иллюстрацией к рассказу? Почему? Какие детали, известные вам из текста, отличают персонажей рассказа от людей, изображенных на портретах? Как детали позволяют получить информацию о героях, узнать их характер? Дополните словесные описания героев.
4. Лингвистическое «лото» (Лексическая работа по разъяснению значения выражений).
– Возможно, в тексте рассказа встретились слова, значение которых вам непонятно. Я предлагаю представителям каждой группы вытянуть по три выражения из текста рассказа, определить их значения, подобрав соответствующее каждому слову определение, и соединить их на доске, чтобы разъяснить всем смысл выражений:
Великосветский франт,сербский сражатель, закорюка, приструнить,
мирволили, насулила, тайности, вопиющее дело, старая приязнь.
(Учащиеся определяют значение выражений, подбирают соответствующее определение и соединяют его с самим выражением).
– Скажите, а теперь как вы получили информацию, которая позволила вам узнать смысл выражений? Вы сумели найти значения всех слов? Почему? (Некоторые выражения придуманы автором).
– Вы могли бы сами определить их значение? Как вы это сделали? (Подобрали однокоренные слова, вспомнили их значение).
5. Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе.
– Почему же героиня рассказа оказалась в столь затруднительной ситуации? Кто в этом виноват? (Франт, занявший у нее деньги и не желающий их отдавать).
– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать?
– Как называется такой поступок, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).
– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).
(На 12 слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).
– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).
Дополнительное задание
(Сочинение-миниатюра на основе клише).
– Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.
-Не могли ли вы написать небольшое письмо франту, в котором постарался бы убедить его расплатиться с героиней?
-А кто может написать коротенькую записку «старому гению» (чиновнику), чтобы поблагодарить его за помощь старушке?
Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку.
Хочу напомнить вам, что герои Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.
(Работа с гр 4)
Определение идеи рассказа и оценка его актуальности.
– Темой нашего урока стало высказывание одного из героев рассказа. Чье именно? Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений? (Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).
А можно ли применить это высказывание к современной России?
Вы знаете такие положительные и отрицательные примеры?
8. Проверка творческой работы.
– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?
9. Дополнительное задание (обсуждение и оценка героев).
– О каких героях Лесков написал, используя подобные выражения? Н.С. Лесков написал о своем творчестве: «Сила моего таланта в положительных типах». Как вы думаете, это высказывание можно отнести к рассказу «Старый гений»?
10. Рефлексия.
– Наш урок подошел к завершению. Скажите, пожалуйста, что вам сегодня пришлось делать, чтобы полученную разными способами информацию преобразовать в знания?
Учащиеся отвечают).
– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!
Критика
После публикации рассказ приняли хорошо. Произведения данного автора современники всегда называли очень глубокими и народными из-за описываемых проблем.
Из минусов творчества, которые критики и другие писатели открыто обсуждали в 1880-х годах — излишняя витиеватость предложений.
Лесков будто нарочно употреблял вычурные слова, часто изменяя их форму для придания особого стиля. Заметен этот уникальный язык и в “Старом гении”.
Лесков намеренно вставлял в свои произведения речевые ошибки и неправильное употребление слов. Однако, следует заметить, что в подобных случаях таким образом звучит не прямая речь автора, а речевые обороты вложены в уста персонажей.
С помощью таких приемов Лескову удалось широко и многогранно показать русскую действительность, представителей разных социальных слоев. Писатель использует множество разных говоров, манер разговора, свойственных деревенским священникам или чиновникам. Их своеобразие помогает ему оживить повествование, сделать героев ярче и выпуклее.
При этом характерно, что писатель не воспроизводил действительную народную речь.
Широкое применение национального колорита диктовалось разными причинами. Прежде всего, целью Лескова было изобразить русских характер.
Кроме того, Лесков – это сатирик. Причудливые выражения разных действующих лиц помогали ему более ярко нарисовать образы героев, в которых он рисовал олицетворение качеств народа.
Произведения Лескова можно определить как сказ. В рассказ, выглядящий как повествование об истории, произошедшей в реальной жизни, вплетаются эпические элементы, что придает произведениям Лескова неповторимый колорит. Манера изложения имеет вид рассказа одного хорошего знакомого другому, где правду не так просто отделить от вымысла.
САМОАНАЛИЗ УРОКА