СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе "Если друг оказался вдруг..."( по произведению "Дубровский")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "Если друг оказался вдруг..."( по произведению "Дубровский")»

Время

Этап урока

Учитель

Класс

Индивидуально, слабая пара

1 мин



















2 мин










5 мин

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.








2.Пробное учебное действие.

Определение темы урока.






3.Постановка учебной задачи( можете посмотреть в маршрутный лист)





Ребята, я очень рада вас видеть. Я с нетерпением ждала нашей очередной встречи. Я счастлива, что мы сегодня вместе.

Кто, по-вашему, может сказать вам такие слова?(друг).

Всё верно, друг. Ведь я не просто ваш учитель, я ваш друг, на которого можно положиться.

Но всегда ли настоящим другом является тот, кто себя так называет?







Послушайте строчки из песни Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». Послушайте и подумайте, почему я урок решила начать с этой песни


Тема нашего урока : Если друг оказался вдруг( на слайде)

О ком пойдет речь, как вы думаете?

А кем они были в начале произведения?(друзьями)

Как вы думаете, настояшими друзьями?

А что такое настоящая дружба?

-Какова же цель урока?

Формирование представления о настоящей дружбе


Запишите в маршрутный лист





Задачи:

1.Дать сравнительную характеристику героям

2. Проанализировать причины ссоры между Дубровским и Троекуровым

3.Выяснить, были ли у друзей пути примирения


Запишите

Сегодня в течение всего урока мы будем работать по критериям. Обратите внимание, какой критерий я выделила. Активность работы в паре( правила работы в паре)


















20 сек.





















Правила работы в паре

Проговорить критерии

Работа в паре

Говорил вполголоса, но не шёпотом

Умел слушать товарища, не перебивал, задавая вопросы Говорил спокойно ясно, только по делу.

Помогал товарищу, если он об этом просил

Принимали совместное решение, выполняя задание












































10 мин




























5 мин








































2 мин отрывок







3 мин

























3 мин









2 мин
































































4.Систематизация полученных знаний.




Итак, дома вы прочитали 1 главу романа «Дубровский».


Кто же является главными героями?( Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский)


Давайте дадим краткую характеристику этим героям с использованием цитирования. Дома я вас просила подчеркнуть те предложения, которые помогут охарактеризовать героев.

Вспомним, то такое цитата.

Девченко Анастасия выполнила индивидуальное задание и нашёл определение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.


Как оформляем цитаты на письме?




Чтобы лучше понять героев и их взаимоотношения, проведём исследовательскую работу в парах.

На слайде таблица

Озвучим линии сравнения, по которым будем характеризовать героев.


Исследовательская работа по парам.

Быстро распределить задания парам

Проверка и заполнение всей таблицы.


Вывод:

Что между ними общего?

«Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характере, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку»


Оба люди горячие, пылкие

Дубровский- «человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение…»

Троекуров-«порывам пылкого своего нрава»


Какой случай говорит о независимости Дубровского?

Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но тот отказался. Он один мог высказывать своё мнение.


Итак, выполнили ли мы первую задачу?

В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского?



Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»?

- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?

Ответы учащихся:

- Черный цвет – враги.

- Красный – кровь.

Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…

Ответы учащихся.

Как же возникла ссора между помещиками?

Обратимся к эпизоду «На псарне» , чтобы выяснить причины ссоры. Липич Тимур подготовил нам для просмотра отрывок из художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» режиссёра Вячеслава Никифорова.

10. Просмотр эпизода

11. Анализ эпизода


- Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?


Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?зависть
      2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского).

Причины ссоры:

Случай на псарне… Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя. – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.



Записать

1.Оскорбление Дубровского слугою Парамошкой, которое он не мог стерпеть в силу чувства собственного достоинства.

2.Реакция Троекурова «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа»

3. Поведение гостей Троекурова «А гости вслед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним»


Какую задачу решили?


      3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путем?


Дубровский «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.


Действия и поступки Троекурова: «велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.


Справились ли мы с 3 задачей?


Как вы поступите, если придется поссориться с другом?

1 человек.



Инд. задание


ЦИТА́ТА, -ы, жен. Точная дословная выдержка из какого-н. текста, высказывания. Цитаты из классиковВыписатьпривести цитату.



Кроссворд, для слабых- посадить отдельно одну пару

























































Включает, смотрят, выключает. 2 мин.





































Сошников Матвей и Осинцев Влад будут в течение урока работать индивидуально. Ваша задача- разгадать кроссворд по роману «Дубровский», пользуясь текстом произведения


5 мин

Рефлексия

В маршрутных листах я вам предлагаю восстановить деформированный текст.


Дружба – это умение быть ……и внимательным, умение прощать, способность ……. и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и ……. Любой из нас может сказать кому-то ….. слово, неудачно пошутить и, не желая того, …….. близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, …… свою ошибку и ……… ее.


Зачитать по предложению.


Инд.задание сохранить на ноутбуке.

3 мин

Оценки

Посмотрите в маршрутные листы, прочитайте цели и задачи. А теперь оцените свою работу на уроке по критериям.

Спросить 4-5 чел.

Что поставил за урок? Почему?




2 мин

Дом. задание

Составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом» или

Эссе «Чем для меня является дружба?» Левченко, напомни нам, что такое эссе.

Дом. Задание после критериев Прочитать

Эссе— литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую информацию.












Кирила Петрович Троекуров

«Богатство, знатный род и связи давали большой вес в губерниях» Троекурову, развратили его. Он ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые. Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких бесчестных людей.

Дубровский Андрей Гаврилович

Отставной поручик. Сосед Троекурова. Имел смиренное состояние, но был независим! Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселится в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Троекуров считает его настоящим друг

В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского?





















Линии сравнения

  1. Троекуров

  1. Дубровский

Происхождение

«старинный русский барин»

«бедный дворянин»

Материальное положение

«богатство и связи», «пространные владения» Богатый

«смиренное состояние», «расстроенное состояние»

Значимость в обществе

«большой вес в губерниях», «соседи рады были угождать любым прихотям», «чиновники трепетали при его имени», богатый, сильный

«бедный сосед»

Характер

пылкий нрав, избалованность, своенравие, надменность, гордый, независимый, гостеприимный

Нетерпеливость и решительность, прямота и гордость, независимость, независимый, горячий,

честный


Семейное положение

Вдовец, имеет сына и дочь, хороший отец

Вдовец, имеет сына, хороший отец

Занятия, увлечения(каким иноязычным синонимом можем заменить?), образ жизни

Праздность, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах

Горячий охотник

Отношения к крестьянам

Относился строго и своенравно, самодур-помещик

Доброе



























Разгадайте кроссворд


1




2










3


















4



5






6





7




8








9





















































10


11







12























13








14
























15





16




























17











18








19













20


































21













22












23





































По горизонтали:

1. Зверь, которого застрелил «француз»

8. Любимая песня Троекурова: «… победы раздавайся!»

9. Город, где учился Дубровский-сын

10. Имя молодого Дубровского

12. Барский слуга

15. Фамилия судебного заседателя

17. Имя отца главного героя

18. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры

19. Предводитель разбойников

21. Предмет, который брат Маши положил в дупло старого дуба

22. Поместье, принадлежащее жениху Маши

23. Фамилия жениха Маши

По вертикали:

1. Гувернантка Маши

2. Няня Дубровского

3. Имя дерзкого псаря, обидевшего Андрея Гавриловича

4. Фамилия автора романа

5. Фамилия учителя-француза

6. Имя кузнеца, спасшего кошку

7. Деревня, в которой жил старик Дубровский

11. Полное имя брата Маши

13. Любимое развлечение Кирила Петровича

14. Село, в котором находилось поместье Кирила Петровича

16. Офицерский чин, в котором Владимир был выпущен из Кадетского корпуса в гвардию

20.Чувство, заставившее Владимира отказаться от мести











1м

е

д

в

2е

д

ь








3п










и




г




4п



5д



а



6а





7к


м


8г

р

о

м



у


9п

е

т

е

р

б

у

р

г




и


и




р




ш



ф



а



х



с




о




к



о



м



и

т

10в

л

11а

д

и

м

и

р


12х

о

л

о

п

е

н


л


н



ж



ш




н



13о



а


е



14п





к




е



х





к



о




15ш

а

б

а

ш

16к

и

н


в



о

с



к









о




к



т

17а

н

д

р

е

й






18в

р

а

ж

д

а



19а

т

а

м

а

н



о



20л




н




д



в

ю




е

р



с

б




т




21к

о

л

ь

ц

о








22а

р

б

а

т

о

в

о





23в

е

р

е

й

с

к

и

й











е





ь











По горизонтали:

1. медведь

8. гром

9. Петербург

10. Владимир

12. холоп

15. Шабашкин

17. Андрей

18. вражда

19. атаман

21. кольцо

22. Арбатово

23. Верейский

По вертикали:

1. Мими

2. Егоровна

3. Парамошка

4. Пушкин

5. Дефорж

6. Архип

7. Кистеневка

11. Александр

13. охота

14. Покровское

16. корнет

20. любовь