Организационный момент | 1.Общая готовность детей к уроку. 2.Концентрация внимания детей. 3.Общий план действий. Сегодня мы будем работать с новым произведением. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Было это давным – давно в старом Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими радостями и печалями. А чтобы наш урок прошел интересно. Давайте пофантазируем и отправимся в страну, где живу книги! А поведут нас по стране книг наши верные друзья – Маша и Миша со своими одноклассниками и Евдокией Васильевной. | 1.Проверка готовности. 2Выбор эффективного способа приёма концентрации внимания. 3.Наличие общей установки на урок. | 1.Самоконтроль готовности. 2.Реакция на учителя, внимание. 3.Саммопределение: -знаю, что буду делать; -понимаю, что хочу делать или нет; Думаю, что смогу сделать. |
Этап 2. Работа с текстом во время чтения. | 1.Первичное чтение текста. Читает учитель. 2.Перечитывание текста (в случае необходимости). | Чтение 1 отрывка (страницы 137 – 141). Работа с блоками вопросов. Вызывает ли у тебя Петька сочувствие? Но почему его обижают, бьют? Или он недосыпает? Недоедает? Или та работа для него трудна и непосильна? Почему тебе его жалко? Какие небольшие радости есть у П. в парикмахерской? На что он смутно надеется?» Чтение 2 отрывка (страницы 142 – 146) . Чьими глазами показан вокзал и вид из окна поезда: глазами рассказчика или Петьки? Найдите в тексте, с чем сравниваются паровозные гудки, лес, небо. Подумайте, есть ли в этих сравнениях следы Петькиных впечатлений? Где и как начинается освоение Петькой нового мира? Где продолжается? Сравни описания внешности Петьки. Что было причиной, изменившей облик Петьки? В чём видит причину мать Петьки? Делится ли он с матерью? Чтение 3 отрывка (страницы 147 – 149). Почему тихий и молчаливый мальчик так бурно и некрасиво реагирует на слова матери о необходимости вернуться с дачи в Москву? Сравни описание внешности П..Как и почему изменился облик Петьки? | Автор с большим сочувствием рисует Петькин портрет. Автор не испытывает брезгливость, но острое чувство жалости. Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там .испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления – и зрительные и слуховые. Продолжается в вагоне, где П., прилипнув к окну, жадно разглядывает все подробности. На даче на него обрушивается огромный новый мир – природы, в котором мальчик воспринимает всё «живое, чувствующее и имеющее волю. Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, П.всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, глубоко прочувствовав каждое новое впечатление. Автор использует приём контраста, рассказывая о жизни Петьки в парикмахерской и на даче. |
Этап 3. Работа с текстом после чтения. | 1.Концептуальная беседа по тексту. 2Знакомство с писателем. 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. 4.Творческие задания. | 1.Изменилась ли жизнь Петьки после возвращения с дачи? Дача окончательно сломила Петьку или, напротив, зародила в нём огонёк надежды? Какие чувства вызывает рассказ: тоску и безысходность или надежду на лучшее? Работа в парах. Подобрать слова, отражающие отношение Пети к городу и даче. -Обратите внимание, слова какой части речи использовали для характеристики жизни мальчика в городе (существительные), на даче (прилагательные)? Для чего автор противопоставляет жизнь мальчика в городе и на даче? Как автор относится к детям, которых хозяева бьют, унижают, заставляют выполнять непосильную работу? А почему рассказ так называется? Как название соотносится с идеей? -Какие чувства вызывает рассказ: тоску и безысходность или надежду на лучшее? Такова была судьба у многих детей, живших в эпоху крепостного права. Композиторы тоже уделяли огромное внимание этой проблеме. У Мусоргского М.П. есть романс, который называется «Сиротка». Прослушивание фрагмента с комментированием Тайна каждого произведения хранится в собственной судьбе автора. Давайте обратимся к личности Л.Н.Андреева. Леонид Николаевич Андреев родился 9(21) августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарской улице. Отец его, Николай Иванович, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна – из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только выбрались из нищеты: землемер Николай Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Учился он в Орловской гимназии(1882 – 91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии «учился скверно , в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда и три». Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал им сочинения. Но в гимназические годы он не помышлял о писательстве и всерьёз занимался …рисованием. Читал очень много. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ – « о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись». Рассказ «Баргамот и Гарасько», с которым познакомитесь в старших классах, первый рассказ, который принес ему известность. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. | Мальчик впервые узнал себя. Почувствовал, что жизнь - не сплошная, безрадостная и скучная череда серых дней, но в ней есть прекрасный, разнообразный мир природы. что в нем самом могут рождаться сильные и яркие переживания. Изменения произошли не во внешней стороне жизни Петьки, а в его внутреннем мире. Несмотря на то, что П., вернувшись в город, снова стал похож на маленького старичка, он не отказался от приобретенного духовного богатства, не отверг его. Он просит мать спрятать удочку. И хотя эта удочка не имеет никакой ценности, важна сама надежда - вернуться на дачу. В городе – грязь, серость, злость, равнодушие, тоска, одиночество. На даче - нарядные весёлые люди, радость, волнение, интересные события, неистощимый на выдумки приятель, живая природа. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями. Сопоставление своего взгляда с взглядом художника. Жалеет, сочувствует. Л. Андреев жалеет униженных и несчастных ребятишек, у которых нет детства. Автор хотел сказать, что человек должен быть свободен и счастлив, что он достоин лучшей доли. Но общество устроено несправедливо, поэтому так больно Л.Андрееву за всех униженных и несчастных; он призывает читателей к состраданию. Рассказ вызывает сложные чувства. С одной стороны, чувство безысходности, поскольку окружающая Петьку жизнь остается неизменной: такой же грубой, безрадостной. С другой стороны, надежду, поскольку мальчик узнал. Что совсем рядом есть и другая жизнь – полная радости, сильных и ярких впечатлений. Важно то, что пробуждение души уже состоялось, мрачный мир парикмахерской не раздавил Петьку окончательно, не убил в нем человека – теперь эта ожившая душа будет ждать своего часа, чтобы вырваться наружу и обрести покой. |