СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе с использованием приемов ТРИЗ-технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе по теме  М.Пришвин "Предмайское утро". На уроке используются такие приемы ТРИЗ-технологии, как метод фокальных объектов, сочинение загадок, составление рассказа по картинке.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе с использованием приемов ТРИЗ-технологии»

Технологическая карта урока


Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Тип урока

Комбинированный


Тема

М. Пришвин «Предмайское утро»

Цель

Создать на уроке условия для развития творческого мышления учащихся, используя приемы технологии ТРИЗ


Основные термины, понятия

Описание, наблюдательность, любознательность, слова в переносном значении



Планируемый результат

Предметные умения: выявляют смысл слов; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

















Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес к изучению природы

Регулятивные УУД: формулируют тему и учебную задачу; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, учатся высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные УУД: прогнозируют содержание произведения по его названию; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопрос в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: описывают объект, используя выразительные средства языка; учатся слышать, точно реагировать на реплики, учатся договариваться, работая в паре.







Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах







Книгопечатная продукция Учебник «Азбука», Горецкий В.Г., книги М.М.Пришвина


Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер









Дидактические задачи этапов урока


п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, самоопределение к деятельности.

2

Речевая разминка

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Описание объекта природы, используя изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения.) Сочинение загадки.

3

Физминутка

Смена деятельности. Двигательная активность

4

Самоопределение деятельности

Определение темы. Постановка учебной задачи

5

Открытие нового

Составление рассказа по иллюстрации, используя приемы ТРИЗ; обогащение словарного запаса детей; восприятие, понимание произведения через чтение и диалог с автором


6

Физминутка

Снятие зрительного напряжения

7

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.


8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самоанализ, самооценка





Технология изучения



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встали ровно, подтянулись

Все друг другу улыбнулись.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а что надо делать, чтобы все на уроке получилось?

- А необходимо ли нам хорошее настроение?

- А чудо поднимет нам настроение?

-Тогда пусть прямо сейчас в нашем классе наступит весна (запись)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

- Не волноваться, слушать друг друга, не перебивать, помогать …







Речевая разминка

- Ярко светит солнышко. Улыбнемся ему.

- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).

- Повсюду звенит звонкая капель

На доске: дон – динь - день

  1. Чтение с усилением голоса

  2. Разговор капели (чтение с разной интонацией)

- ………………….?(один)

- …………………. ! (все)

  1. «Непослушная капель» поет как хочет (чтение вразнобой)

- Веселая капель у нас получилась. Вам понравилось играть с ней?

Выполняют дыхательную гимнастику





Читают с усилением голоса, с разной интонацией, вразнобой

Актуализация знаний и пробное учебное действие



- А вот с горки бежит ручей. (звук ручья)

Ручей (какой?) ……………, ……………, ……..……

-Что мы будем сейчас делать? Какое задание выполнять?

-Вы назвали одно из важных слов нашего урока «о-пи-сы-вать»

- Что это значит?

Опишите ручей

- Сейчас вы работаете в паре. Выберите слова для описания весеннего ручья. (даются карточки со словами: серебристый, шумный, быстрый, мертвый, сердитый)

- Обсудите, с какими предметами можно сравнить ручей по данным признакам

Сравнение по признаку:

Ручей серебристый как ….

Ручей шумный как ……….

Ручей быстрый как ……….

Сочинение загадки (ТРИЗ)

Серебристый, но не……….

Шумный, но не ………….

Быстрый, но не …………..

Метод фокальных объектов (ТРИЗ)

- Соединим оставшиеся признаки со словом ручей. Давайте постараемся представить ситуацию, в которой такое сочетание возможно

- Сердитый ручей

- Мертвый ручей





- Описывать ручей, говорить какой ручей


Изображать, обрисовывать словами.


Называют свои слова

Работа в паре





Работа в паре







Индивидуальная работа – сочиняют загадку.









Предполагают ситуации, в которых возможно такое сочетание слов (очень шумный ручей, пересохший ручей…..)

Самоопределение деятельности

- Ребята, каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или чем можно встретиться на уроке?

- Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Впрочем, сейчас вы все узнаете сами.

Кто узнал этого писателя? (портрет Пришвина)

(Если не знают Р И В П Ш Н И)

2 6 5 1 4 7 3

-Правильно это Михаил Михайлович Пришвин

Знакомство с автором

- Рассмотрите портреты Пришвина

-Каким вам видится этот человек? Что вы можете сказать о нем.

-Что у него в руке? Для чего? Как вы думаете, что он (рисует, пишет) в своем блокноте? (О чем?)

- Давайте проверим наше предположение

-Рассмотрите обложки его книг. О чем писал Пришвин?

- Давайте определим тему и задачи нашего урока

- Познакомимся с …

- Узнаем …..

- Научимся …..




- с новым автором, с новыми произведениями, новыми словами, новыми героями






Определяют фамилию автора, устанавливая числовую последовательность



Рассматривают портреты, дают характеристику, предполагают, что автор писал о природе









Формулируют тему и задачи урока

Открытие нового

Знакомство с рассказом «Предмайское утро»


- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Предмайское утро»

-Давайте задумаемся над значением слова «предмайское»


- Предположите, о чем этот рассказ?


Работа с иллюстрацией к рассказу (ТРИЗ)

1 этап «Выделение объектов»

-Сделайте «подзорную трубу», в которую можно увидеть только один предмет

- Итак, что ты видишь?

2 этап «Связи и взаимодействия между объектами»

-Расскажите, как связаны между собой эти объекты.

Солнце и лес

Пришвин и лес

(составить предложения)

-Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

-Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы чувствуете?

-Какие запахи вы чувствуете?

3 этап «Выстраивание временной последовательности

-Предположите, что было 1 час назад?

-А что произойдет потом?

4 этап «Разные точки зрения»

-Представьте себя на месте главного героя. Что он говорит в этот момент? О чем думает?

(посмотрите на его позу. Он остановился, замер. Почему?

- А что он увидел? Что его привлекло?

-Как вы думаете, о чём мы будем читать?

- Где мы можем проверить наши предположения? Откройте учебники с.102

- Итак, М.М. Пришвин «Предмайское утро»









Строят предположения







Называют объекты (лес, человек - Пришвин, собака, дерево, куст, лист бумаги, карандаш или ручка, сумка, солнце, трава, цветы)



Составляют предложения, использую эти слова



Строят высказывания, используя воображение





Строят предположения и озвучивают их







Высказывают предположения о чем этот рассказ


Знакомство с рассказом

Прочитайте рассказ и скажите для чего Пришвин написал его. (что почувствовали?)

Словарная работа

Горизонт - это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

-Где мы можем найти точное значение этого слова?

Зеленя- От какого слова? (цвет - зеленый).

молодые всходы хлебов, посеянных под зиму

«Дымится зелень»

-Что значит дымится? Что может дымиться? А что дымится в рассказе?

Может ли зелень выпускать дым?

Рассмотрите фотографию ивы ранней весной и объясните, почему автор выбрал это слово.

Прочитайте словарную статью, проверьте свои предположения. Обратить внимание на сокращение – перенос. (Переносное значение – образуется на основе похожести)

«Дымиться - образовывать легкое, воздушное облачко похожее на дым – перенос.»

-Скажите, а какой человек мог подметить и сказать так?

Чтение рассказа. Диалог с автором

А сейчас мы будем читать и вести диалог с писателем. Задавать автору вопросы и сами будем на них отвечать и проверять свои предположения в ходе чтения

Прочитайте 1 предложение

Всё зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

-Что привлекло внимание писателя?

- Что необычного в березах?

-Почему?

Прочитайте 2 предложение

Так всё идет правильно: март-свет, апрель-вода, май- цвет.

-Как вы понимаете март-свет, апрель-вода, май - цвет?


Прочитайте 3 и 4 предложения

Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные.

-Что же сейчас привлекло внимание автора?

- Почему в конце текста стоит многоточие?



Читают самостоятельно рассказ и высказывают свое мнение

(хотел поделится своей радостью, восторгом от того, что увидел в это утро)

- Толковый словарь.

Чтение выписанных определений из словаря в презентации

Высказывания

Работа в парах.

Рассматривание фотографии, высказывание своих предположений





- Очень внимательный и наблюдательный



Чтение рассказа учащимися по 1 предложению

Физминутка

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз

Включение в систему знаний и повторение

- А сейчас вы читаете рассказ друг другу и выбираете кто из вас будет читать рассказ выразительно вслух



Выразительное чтение рассказа хорошо читающими учениками

-Как вы думаете, а будут ли включать в учебники произведения М. Пришвина через 100 лет? Почему?

-Начните так: Они учат …….

- Михаил Пришвин любил природу, умел ее видеть и слышать. Этому он учит и нас, своих читателей.


Повторное чтение рассказа в парах. (Дети сами выбирают вид чтения: цепочкой, слабый повторяет за сильным и др.)




Высказываю предположения, делают вывод

(- Они учат быть наблюдательным, внимательным, замечать красоту природы, любить ее.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие маленькие открытия вы для себя сделали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

–Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

- Ребята, вы сегодня просто молодцы. Большое спасибо вам за работу!


Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока

Оценивают свою работу на уроке