№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, самоопределение к деятельности. |
2 | Речевая разминка | Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Описание объекта природы, используя изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения.) Сочинение загадки. |
3 | Физминутка | Смена деятельности. Двигательная активность |
4 | Самоопределение деятельности | Определение темы. Постановка учебной задачи |
5 | Открытие нового | Составление рассказа по иллюстрации, используя приемы ТРИЗ; обогащение словарного запаса детей; восприятие, понимание произведения через чтение и диалог с автором |
6 | Физминутка | Снятие зрительного напряжения |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самоанализ, самооценка |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Встали ровно, подтянулись Все друг другу улыбнулись. Друг на друга посмотрели И за парты тихо сели. - Ребята, а что надо делать, чтобы все на уроке получилось? - А необходимо ли нам хорошее настроение? - А чудо поднимет нам настроение? -Тогда пусть прямо сейчас в нашем классе наступит весна (запись) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - Не волноваться, слушать друг друга, не перебивать, помогать …
|
Речевая разминка | - Ярко светит солнышко. Улыбнемся ему. - Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза). - Повсюду звенит звонкая капель На доске: дон – динь - день Чтение с усилением голоса Разговор капели (чтение с разной интонацией) - ………………….?(один) - …………………. ! (все) «Непослушная капель» поет как хочет (чтение вразнобой) - Веселая капель у нас получилась. Вам понравилось играть с ней? | Выполняют дыхательную гимнастику
Читают с усилением голоса, с разной интонацией, вразнобой |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
- А вот с горки бежит ручей. (звук ручья) Ручей (какой?) ……………, ……………, ……..…… -Что мы будем сейчас делать? Какое задание выполнять? -Вы назвали одно из важных слов нашего урока «о-пи-сы-вать» - Что это значит? Опишите ручей - Сейчас вы работаете в паре. Выберите слова для описания весеннего ручья. (даются карточки со словами: серебристый, шумный, быстрый, мертвый, сердитый) - Обсудите, с какими предметами можно сравнить ручей по данным признакам Сравнение по признаку: Ручей серебристый как …. Ручей шумный как ………. Ручей быстрый как ………. Сочинение загадки (ТРИЗ) Серебристый, но не………. Шумный, но не …………. Быстрый, но не ………….. Метод фокальных объектов (ТРИЗ) - Соединим оставшиеся признаки со словом ручей. Давайте постараемся представить ситуацию, в которой такое сочетание возможно - Сердитый ручей - Мертвый ручей | - Описывать ручей, говорить какой ручей Изображать, обрисовывать словами. Называют свои слова Работа в паре
Работа в паре
Индивидуальная работа – сочиняют загадку.
Предполагают ситуации, в которых возможно такое сочетание слов (очень шумный ручей, пересохший ручей…..) |
Самоопределение деятельности | - Ребята, каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или чем можно встретиться на уроке? - Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Впрочем, сейчас вы все узнаете сами. Кто узнал этого писателя? (портрет Пришвина) (Если не знают Р И В П Ш Н И) 2 6 5 1 4 7 3 -Правильно это Михаил Михайлович Пришвин Знакомство с автором - Рассмотрите портреты Пришвина -Каким вам видится этот человек? Что вы можете сказать о нем. -Что у него в руке? Для чего? Как вы думаете, что он (рисует, пишет) в своем блокноте? (О чем?) - Давайте проверим наше предположение -Рассмотрите обложки его книг. О чем писал Пришвин? - Давайте определим тему и задачи нашего урока - Познакомимся с … - Узнаем ….. - Научимся …..
| - с новым автором, с новыми произведениями, новыми словами, новыми героями
Определяют фамилию автора, устанавливая числовую последовательность
Рассматривают портреты, дают характеристику, предполагают, что автор писал о природе
Формулируют тему и задачи урока |
Открытие нового | Знакомство с рассказом «Предмайское утро» - Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Предмайское утро» -Давайте задумаемся над значением слова «предмайское» - Предположите, о чем этот рассказ? Работа с иллюстрацией к рассказу (ТРИЗ) 1 этап «Выделение объектов» -Сделайте «подзорную трубу», в которую можно увидеть только один предмет - Итак, что ты видишь? 2 этап «Связи и взаимодействия между объектами» -Расскажите, как связаны между собой эти объекты. Солнце и лес Пришвин и лес (составить предложения) -Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите? -Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы чувствуете? -Какие запахи вы чувствуете? 3 этап «Выстраивание временной последовательности -Предположите, что было 1 час назад? -А что произойдет потом? 4 этап «Разные точки зрения» -Представьте себя на месте главного героя. Что он говорит в этот момент? О чем думает? (посмотрите на его позу. Он остановился, замер. Почему? - А что он увидел? Что его привлекло? -Как вы думаете, о чём мы будем читать? - Где мы можем проверить наши предположения? Откройте учебники с.102 - Итак, М.М. Пришвин «Предмайское утро»
| Строят предположения
Называют объекты (лес, человек - Пришвин, собака, дерево, куст, лист бумаги, карандаш или ручка, сумка, солнце, трава, цветы)
Составляют предложения, использую эти слова
Строят высказывания, используя воображение
Строят предположения и озвучивают их
Высказывают предположения о чем этот рассказ |
| Знакомство с рассказом Прочитайте рассказ и скажите для чего Пришвин написал его. (что почувствовали?) Словарная работа Горизонт - это воображаемая линия, где небо сходится с землей. -Где мы можем найти точное значение этого слова? Зеленя- От какого слова? (цвет - зеленый). молодые всходы хлебов, посеянных под зиму «Дымится зелень» -Что значит дымится? Что может дымиться? А что дымится в рассказе? Может ли зелень выпускать дым? Рассмотрите фотографию ивы ранней весной и объясните, почему автор выбрал это слово. Прочитайте словарную статью, проверьте свои предположения. Обратить внимание на сокращение – перенос. (Переносное значение – образуется на основе похожести) «Дымиться - образовывать легкое, воздушное облачко похожее на дым – перенос.» -Скажите, а какой человек мог подметить и сказать так? Чтение рассказа. Диалог с автором А сейчас мы будем читать и вести диалог с писателем. Задавать автору вопросы и сами будем на них отвечать и проверять свои предположения в ходе чтения Прочитайте 1 предложение …Всё зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. -Что привлекло внимание писателя? - Что необычного в березах? -Почему? Прочитайте 2 предложение Так всё идет правильно: март-свет, апрель-вода, май- цвет. -Как вы понимаете март-свет, апрель-вода, май - цвет? Прочитайте 3 и 4 предложения Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные. -Что же сейчас привлекло внимание автора? - Почему в конце текста стоит многоточие? | Читают самостоятельно рассказ и высказывают свое мнение (хотел поделится своей радостью, восторгом от того, что увидел в это утро) - Толковый словарь. Чтение выписанных определений из словаря в презентации Высказывания Работа в парах. Рассматривание фотографии, высказывание своих предположений
- Очень внимательный и наблюдательный
Чтение рассказа учащимися по 1 предложению |
Физминутка | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз |
Включение в систему знаний и повторение | - А сейчас вы читаете рассказ друг другу и выбираете кто из вас будет читать рассказ выразительно вслух Выразительное чтение рассказа хорошо читающими учениками -Как вы думаете, а будут ли включать в учебники произведения М. Пришвина через 100 лет? Почему? -Начните так: Они учат ……. - Михаил Пришвин любил природу, умел ее видеть и слышать. Этому он учит и нас, своих читателей. | Повторное чтение рассказа в парах. (Дети сами выбирают вид чтения: цепочкой, слабый повторяет за сильным и др.) Высказываю предположения, делают вывод (- Они учат быть наблюдательным, внимательным, замечать красоту природы, любить ее.) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какие маленькие открытия вы для себя сделали? – Что больше всего вам понравилось на уроке? –Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. - Ребята, вы сегодня просто молодцы. Большое спасибо вам за работу! | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Получают позитивный настрой от урока Оценивают свою работу на уроке |