СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "М. Ю. Лермонтов" Парус", ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "М. Ю. Лермонтов" Парус", ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме "М. Ю. Лермонтов" Парус", ПНШ»

Урок литературного чтения 4 класс

УМК «Перспективная начальная школя»


Тема: М. Ю. Лермонтов «Парус»

Цели:

образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством писателя;

- обучать элементам литературоведческого анализа; расширить словарный запас;

развивающие:

- развивать навык анализа литературоведческого произведения;

- продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения;

- развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:

- формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.


Задачи:

  • Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведении.

  • Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.

  • Формировать умения работы с текстом художественного произведения.

  • Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.

Ресурсное обеспечение:

«Литературное чтение. 4 класс. 2 часть» Н. А. Чуракова.

Портрет М. Ю. Лермонтова.

Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»

Лист самооценки.

Проектор, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

Мета предметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные

-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

-смысловое чтение;

-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.


Личностные

-включение в учебную деятельность;

-осознание нравственной глубины данного произведения;

-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

-понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Регулятивные

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё нужно понять;

-проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

Коммуникативные

-сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;

-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.


Ход урока


Этап урока/

Регламент времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: организовать класс, настроить на работу.

Время: до 1 мин.


- Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту.

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой! Слайд №1

Настрой на восприятие материала



Личностные

-включение в учебную деятельность


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

сформулировать цель и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.

Время: 6 мин.

Начну наш урок с необычного вопроса:

- Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

- Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо.

- В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения.

- Откройте учебник на с. 120.

- Назовите тему урока. – Поставьте цели. Слайд № 2 – 3

- Что вы знаете о М. Ю. Лермонтове?... Подробнеем нам сегодня расскажет о нём…



Дети высказывают свои предположения, называют цели.

(когда получает плохие отметки, когда болеет, когда нет друзей, когда одинок)














Регулятивные


-целеполагание


Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли



Ознакомление с жизнью и творчеством

М. Ю. Лермонтова

Цель: познакомиться с основными этапами жизни поэта.







































4.Чтение стихотворения «Парус »

Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление.

Время: 10 мин.

Показ портрета писателя. Слайд №4

Заслушивание сообщения ученика.

Тест «Биография М. 1О. Лермонтова».

  1. В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
    а)1814; б)1825; в)1804.

  2. Где родился М. 10. Лермонтов?

а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.

  1. Кому принадлежало поместье в Тарханах?
    а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.

  2. Куда возила бабушка лечиться своего внука?
    а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.

  3. Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?

а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.

6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.

  1. После окончания Школы в Петербурге М. Ю. Лермонтов стал:
    а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.

  2. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
    а) 33; б) 26; в) 29.

Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б. Слайд № 5


- Как называется произведение, которое мы будем читать?


- Посмотрите на с.120 и ответьте кому из героев учебника нравится это стихотворение? (Кости Погодину)

- Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по иллюстрации и названию спрогнозировать о чем будет это стихотворение?

Слайд № 6

Послушайте стихотворение и попробуите ответить на вопрос:

- Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик?  Слайд № 7

Проверка первичного восприятия

 -Понравилось ли вам это произведение?

 -Что вы чувствовали, когда слушали его?.

 -Когда вы переживали?

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)


Заслушивание сообщения ученика.


Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.


Проводит проверочное тестирование

(работа с оценочным листом)


















Дети высказывают свои предположения.


Звучат звуки моря

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».     

Коммуникативные

-сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;

Предметные

научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение



Регулятивные



5. Словарная работа

Цель: раскрыть значение слов, необходимых для понима­ния смысла читаемого.

Время: 3 мин.

Мятежный - тревожный, неспокойный, бурный,
неудовлетворенный.

Лазурь - голубизна, синева, цвет моря (в солнечную погоду).


Говорят сначала дети, затем читают со слайда.

Коммуникативные

Предметные

Познавательные






















Анализ стихотворения «Парус »

Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения.

Форма работы:исследовательская, работа в группах.

Цель: развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.

Форма работы: самостоятельное чтение стихотворения и коллективное обсуждение.

15 мин


Физкультминутка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса я подниму, Синим морем поплыву.

А по бурным волнам. Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.


Прочитайте стихотворение про себя

- Какие картины вы увидели?

Сколько строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.)

Разделитесь на 3 группы. 1группа анализирует 1 строфу, 2 группа 2 строфу и 3 группа анализирует 3 строфу. Каждая группа готовит выразительное чтение своей строфы.

    Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.                                            

1строфа.  (1группа)    

-Что видим?(море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые.

-Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

-Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

-А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.


2 строфа.    (2 группа )

-Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

-Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».

-А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

-А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

3 строфа.(3 группа )

-Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

-Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Чтение стихотворения учащимися(в паре)

- Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи,но и в поэзии, музыке.

Послушайте музыкальное произведение «Парус»

  • Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт? (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)

  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

  • Как вы думаете, наш урок достиг поставленных целей?



.










Дети высказывают свои предположения.


































Работа в группах





Заполняют таблицы








Анализируют 1,2,3 строфу




































Лучший ученик читает для класса















































Личностные

Коммуникативные

-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.


Предметные

научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение

Познавательные

-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

-смысловое чтение;

-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.



Регулятивные


7. Подведение итога урока

Цель: анализ овладения знаниями; качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.

Время: 2 мин.

Сенквейн к стихотворению - … Слайд № 8

Докажите, что вам понятна главная мысль этого стихотворения.

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.


Парус - одинокий, мятежный.

Белеет, бежит, просит.

Ищет смысл жизни.

Человек.


Регулятивные

Личностные

Коммуникативные


8. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию в конце урока, подвести итог проделанной работе.

Цель для обучающихся:

уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Время: 1 мин.

Оцените свою работу на листе самооценки

Продолжите высказывание: Слайд №9

Я узнал….

Мне захотелось…

Это стихотворение заставило меня задуматься…

Урок взволновал…

Я расскажу дома…







Личностные

Регулятивные


Коммуникативные


9. Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Время: 2 мин.

У – ч.2: с. 120 – 122. Слайд № 10 - 11

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.


Регулятивные

Личностные

Коммуникативные











Лист самооценки (обведи нужную отметку на каждом этапе урока)


1.Организационный момент

5 4 3 2

2.Постановка цели и задач урока

5 4 3 2


3. Ознакомление с жизнью и творчеством

М. Ю. Лермонтова (проверка теста)


5 4 3 2


4.Чтение стихотворения «Парус » ( внимательно ли слушал, отвечал на вопросы)

5 4 3 2

5. Словарная работа

5 4 3 2

6. Анализ стихотворения «Парус »

5 4 3 2

7. Подведение итога урока


5 4 3 2

8. Рефлексия

5 4 3 2


9. Домашнее задание

5 4 3 2